Выпускные не запоминаю, но встречи с выпускниками – это подарок
Владимир Федорович Овчинников, директор лицея «Вторая школа»:
Выпускные я не запоминаю. У нас они всегда проходят гладко, с участием родителей, и сказать, что я запомнил какой-то конкретный из этих вечеров, я даже и не могу. А вот встречи с выпускниками разных лет и их визиты очень запоминаются. У нас теперь есть большой актовый зал, и когда проходят такие вечера встреч, он всегда заполнен разными приятными людьми.
Для меня приход выпускников, особенно ранних лет, – это подарок. Недавно у нас собирался один из выпусков – они теперь собираются не по классам, а по параллелям, чтобы было побольше народу, было человек 35, и я был им очень рад.
Помню, некоторое время назад у одного из выпусков был длительный спор между нашими выпускниками, которые в Штатах, и теми, которые остались здесь – они бросали жребий, чтобы решить, где им встречаться, и в итоге встретились в Западной Европе.
Кроме того, наши бывшие ученики встречаются в тех странах, где они теперь живут, – например, традиционная встреча выпускников Второй школы, проживающих в Майами, называется маевкой. И они регулярно туда ездят, а потом делают об этом небольшой фильм и присылают его нам.
Наши выпускники получают «вечный пропуск»
Сергей Сергеевич Сехин, директор лицея 1535:
Расскажу про выпускные самого большого промежутка моей работы – в «Класс-центре» у Сергея Зиновьевича Казарновского, потому что в остальных школах выпускные были шаблонными – вручение аттестатов, поездка на теплоходе, вечеринка или парк Горького. А у Сергея Зиновьевича сложилась традиция отмечать выпускной вечер только в школе. Почему? Потому что любые выезды не совсем органичны, особенно когда их проводят какие-то фирмы – это все-таки прощание со школой, с теми людьми, которые провели с тобой эти годы, поэтому вся выпускная ночь в «Класс-центре» была в школе.
Вручение аттестатов было обычно в 10 вечера, и с 9 часов во дворе собирались дети и родители. Там обязательно стоял большой кованый сундук, он в выпускной вечер назывался сундуком желаний. Каждый родитель или ребенок мог коротко написать на бумаге свою мечту, пожелание и положить в этот сундучок. Пока все собирались и писали желания, а потом входили в актовый зал для вручения аттестатов, этот сундучок поднимался наверх.
Далее начиналась церемония, когда вручался аттестат. Выпускник проходил по конвейеру: сначала зачитывались отметки, и надо было по отметкам угадать, чей аттестат. Затем надо было угадать выпускника по определениям – в школе была традиция заранее описывать друг друга с помощью коротких определений, и из этих эпитетов, которые дети придумывали друг для друга, складывался портрет человека.
Потом выпускник, получивший аттестат и свой диплом, подходил к следующему учителю, у которого лежала «Книга редких и исчезающих видов», оставлял под своей фотографией в ней автограф, расписывался за выдачу аттестата и, уходя, обязательно доставал из сундука желаний чью-то бумажку, читал ее вслух и уходил.
А дальше в течение всей ночи был большой капустник, к нему загодя готовили сценки, зарисовки, фильмы, и делали их и родители, и дети, и учителя. И поскольку все выпускники играли на музыкальных инструментах и на сцене, получался непрерывный капустник с номерами, который длился всю ночь. И он обязательно завершался музыкальной темой, которую знает вся школа, и когда она звучит, у всех уже наворачиваются слезы.
Она звучала всего два раза в год: на последнем звонке и на выпускном вечере, это такая грустная музыка, и когда она начинала играть, все брались за руки – педагоги, дети, родители – и получалась длинная змейка, и она, начиная с первого этажа, проходила по всем этажам, заглядывала во все открытые кабинеты, столовую, музыкальные залы и спускалась во двор. А во дворе всегда в финале вечера выпускали голубей.
Кроме того, в школе была обязательная церемония сдачи ключей от шкафчиков – поскольку у каждого ученика был свой персональный шкафчик, то, сдавая его, выпускники оставляли в них что-то для тех, кто придет после них: мягкую игрушку, какое-то пожелание, сюрприз, чтобы новый ученик, открыв, получил такой добрый привет и подарок. А ключи собирала завхоз в образе черепахи Тортиллы. Это повторялось из года в год, но надо понимать, что в «Класс-центре» небольшие выпуски, и одно дело – поиграть в эту игру с десятью-тридцатью выпускниками, и совсем другое, когда их триста человек.
Среда лицея 1535 во многом похожа на ту, которая была в «Класс-центре» – в части атмосферы семейственности, дружбы и взаимопонимания.
Например, в этом году мы вручали выпускникам лицея 1535 вечный пропуск, и это когда-то была идея Сергея Зиновьевича Казарновского: у него каждый выпускник получал вечный пропуск, который давал ему право беспрепятственного прохода в школу.
Единственное, что я добавил в 1535-м, – я сделал этот пропуск в виде пластиковой карты, и на другой стороне пропуска мы перечислили возможности: «Посещать библиотеку, играть на гитаре, приходить общаться с лицеистами» и так далее. Мы вручили такие пропуска в этом году «юбилейным» выпускам и планируем это делать ежегодно.
Важно понять, что ребенок получил за эти годы в школе
Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор лицея Высшей школы экономики:
Мне всегда казалось странным, что когда дети заканчивают школу, это отмечается два раза подряд – на последнем звонке и на выпускном, поэтому мы решили для себя сделать эти два мероприятия разными. Последний звонок у нас, в первую очередь, для выпускников и преподавателей. На нем оценивается тот путь, который был пройден выпускниками за эти два года.
А выпускной вечер, когда вручаются аттестаты, – это более официальное мероприятие, и оно тоже должно быть, потому что это осознание ступени образования и определенного барьера, который должен быть пройден ребенком для вхождения в последующую взрослую жизнь.
В первой части выпускник остается в кругу тех, с кем он был все это время, и должен прочувствовать то, что с ним происходило в это время, а вторая часть – для того чтобы показать, что он перешел в другую стадию, что у него теперь другая роль. И получается, что это разные мероприятия с разными переживаниями и подходами.
В этом году на торжественном выпускном вечере у нас был сценарий, но вдруг происходило что-то незапланированное, не прописанное в сценарии, и эти моменты – спонтанные, нерациональные – были, возможно, самыми удачными в течение вечера.
У нас традиционный формат выпускного: мероприятие в большом зале, куда приглашаются дети и родители, но количество дипломов – около 700 – диктует необходимость вручать их не конкретному ребенку, а группе детей, и они их потом разбирают.
Последний звонок с точки зрения общности и эмоциональности мне кажется важнее выпускного.
Это подведение итогов, но не фактическое, а такое, о котором я говорил как раз в речи на выпускном: каждый ребенок должен ответить себе на вопрос, стоило ли его усилий то образование, которое он здесь получил.
Любое хорошее образование стоит больших усилий, и в момент окончания школы ребенок, по сути, обращается назад и пытается понять, что он получил за эти годы. Важно ответить на этот вопрос, потому что он с этим пониманием пойдет дальше.
Ксения Кнорре Дмитриева