Всероссийский святитель Филипп (9/22 января)
Чтобы стать монахом, будущий святитель Филипп ушёл из Москвы в Соловецкую обитель. Путь неблизкий — 1200 километров. Святитель добирался до Соловков год, в несколько раз дольше обычного. Почему? Комментаторы жития поясняют: он хотел привыкнуть к новому образу жизни, он — боярский сын, ноги его ступали по дворцовым палатам, надо было приучиться к несению тяжёлой крестьянской ноши. Бесспорно, это так, но думается, это не единственная и не главная причина.
Для того чтобы подойти к монашеству, святитель Филипп предпринял долгую, в год подготовку. Человек его происхождения, если он знал о своём призвании свыше, мог добиться того, к чему склонялся его путь, и быстрее, и без ухода на Соловки. Но святитель Филипп знал: прежде чем ему приступить к чему-то очень важному (монашескому отречению от мира), нужно хорошо подготовиться.
Признаем, что в нашей жизни подготовка к духовному событию занимает неподобающе скромное место. Мы зачастую заходим в храм, даже не задавшись вопросом о том, что нам к этому надо быть готовыми. Мы, не задумываясь, быстро передвигаемся от притвора к алтарю, от исповеди к причастию, в то время как наши отцы, такие, как владыка Филипп, приближались к святыне иначе. Они считали нужным потратить время и силы на подступах к святыне. Мы на этом экономим, до нас не доходит, что всё дело может быть решительным образом испорчено, если достаточной подготовки не будет. Поэтому, когда человек выходит из храма разочарованным, то суть не в том, что в храме не происходит чего-то главного, а в том, что человек не дал себе задания — духовно готовиться к приходу в храм.
Вернемся к житию Святителя. Игумен Филипп, возглавляя Соловецкий монастырь, неожиданно отселился от обители на пару верст в пустынножительство. Комментаторы объясняют: ради безмолвия. Конечно. Но какова была причина искать особого безмолвия? Это непраздный вопрос, потому что подвижники не планируют, сидя в келье: какой бы ещё подвиг совершить, дабы Бог похвалил и наградил? Мы знаем отдельные черты из жизни святителя Филиппа в пустыни. Знаем, что он клал камень под голову вместо подушки — пустынь была местом сурового подвига и стала местом, где Господь Иисус явился Святителю.
Мне кажется, ответить на вопрос о безмолвии нам позволят черты жития Филиппа в пустыни и… жизнеописание преподобного Силуана Афонского. В самом начале ревностной монашеской жизни преподобного Силуана ему является Господь Иисус. Через некоторое время Силуан замечает, что не смог сохранить великую благодать Богоявления. И тогда монах уходит в жесточайший подвиг по переустройству своей духовной жизни. Отец Силуан совершает подвиг и тоскует без Бога. И его подвиг неожиданно завершается тем, что Господь вновь посещает Преподобного и даёт ему заповедь, помогающую хранить благодать. После этого Силуан по-другому взглянул на жития подвижников. Он понял: преподобный Серафим стоял на камне тысячу дней, потому что пережил посещение великой благодати и не сумел её сохранить. И его стояние было временем поиска, безжалостного к себе: как можно приблизиться к Богу, как можно подготовить себя к тому, чтобы Господь меня, если Ему угодно и как Ему угодно, посетил.
И, может быть, уход святителя Филиппа в пустынь такого же рода. Святитель Филипп, видимо, сподобился в Соловецком монастыре великой благодати Божией. Но как было её сохранить? И вот он уходит переустраивать свою душу и тело для того, чтобы они могли стать настоящим сосудом для благодати. Отсюда его продолжительный подвиг в пустыни. Подвиг заканчивается получением великой благодати — Господь является ему.
О чём всё это говорит нам? Мы не имели таких посещений, как у святителя Филиппа, преподобных Серафима и Силуана. Но и для нас очень важно не просто получить благодать, но уметь её хранить. Мы приобщаемся благодати в святых Христовых Тайнах, и приобщение, если человек к нему готовится, многое меняет в нём. Но состояние просветлённой радости после приобщения трудно сохранить. И надо трудиться в покаянии и борьбе со страстями для того, чтобы, получив благодать, с ней сживаться, а не сразу её терять. Нужно, выходя из храма, заботиться о том, чтобы нас не захлёстывала суетливая жизнь с её развлечением, осуждением, сплетнями и всем тем, что окрадывает нас тут же.
Святитель Филипп двумя моментами своего жития — как он год добирался до Соловков и как он два года в пустыни подвижничал — показывает нам, что надо готовиться к принятию благодати и после принятия хранить её. Если мы научимся у Святителя этим двум вещам, тогда наша духовная жизнь станет восхождением, а не обидным топтанием на месте.
Святитель Иоанн Златоуст (27 января/9 февраля)
Обычно если человек перед смертью говорит, то как бы подводит в одной фразе итог жизни. Свою жизнь святитель Иоанн закончил словами, ставшими церковным присловьем: слава Богу за всё. Святитель много говорил духовного, прекрасного, глубокого, но по мне ничего лучше нет, чем эти слова.
Жизнь святителя Иоанна возвела его на самую высокую ступень, он стал архиепископом имперской столицы — Константинополя, Вселенским иерархом. Здесь он не оставил своих аскетических убеждений и выступил со словами обличения в адрес тех, кто на соблазн верующим открыто вёл в христианском звании языческую жизнь. Святитель златыми устами своими призывал этих заметных, высокопоставленных людей к воздержности. Какое-то время они терпели, а потом с помощью интриг сместили Святителя с кафедры, извергли из сана и отправили в ссылку. Святитель доживал дни свои у северных границ Империи, можно сказать, в пределах нашей отчизны. На закате своих дней он воздал Богу хвалу за всё.
Это не какая-то пассивная позиция, когда человек безвольно говорит: будь что будет, ничего не поделаешь. Это исключительно творческое отношение к жизни, когда человек принимает судьбу не только осыпающую его дарами, но и — скорбями; клевета и гонения также обращаются к его душевной пользе. Он в мире со своей судьбой, а значит, с Богом, ведь обстоятельства жизни человеческой не случайны, они Богом допущены быть. Поэтому не будем обижаться на судьбу, попытаемся увидеть руку Божию в условиях своей жизни и так благословим Промысел Божий о нас.
Святитель Московский Иннокентий (31 марта/13 апреля)
Он служил священником на приходе. Когда матушка его умерла, святитель Филарет Московский постриг его в монахи, и начался его миссионерский путь. Он проповедовал народам Сибири, Дальнего Востока и Америки. С великой пользой потрудился, и справедливо его называют равноапостольным. Владыка Иннокентий стал преемником святителя Филарета по кафедре.
Владыка Иннокентий оставил много наставлений, которые помогают православному человеку совершать христианскую жизнь. Он учит нас молиться на всякое время, при всяком деле, даже когда… грех одолевает нас. И ещё говорит: тот, кто уверяет, что у него недостаёт времени на молитву, просто не хочет молиться.
Все мы ощущаем, что нехватка времени стала бичом современной эпохи. Но как бы мы ни были перегружены хлопотами, на любимое и нужное дело мы всегда время найдём. Мы не забываем покушать и одеться. А помолиться? Если мы, как святитель Иннокентий, сумеем по-настоящему оценить молитву, то для неё время найдётся, тем более что молитва может быть растворена в течение дневного времени, может преобразить и освятить весь день. Мы можем молиться даже во время работы краткими, в несколько слов, молитвенными взываниями к Богу.
Святитель убеждает молиться даже когда грех нас одолевает. Вот важное замечание, поскольку православный человек воспитан в том, что грех есть мерзость перед Богом, и когда грех его одолевает, человек испытывает как бы неловкость перед Богом, так что не может обратиться к Богу сразу же. Он откладывает обращение на другое время, чтобы покаяться потом, не сейчас. Этой отсрочкой пользуются враги нашего спасения, бесы.
Нам надо не закрываться от Бога из-за неловкости, нужно тут же обращаться к Богу с просьбой о прощении. Нужно изнутри чувства неловкости перед Богом, собственной негодности — взывать к Богу. Нужно превратить эту неловкость в покаяние. Если нам удастся это, мы будем приобретать настоящее сокровище.
Равноапостольный великий князь Владимир (15/28 июля)
Он воспитывался в язычестве, хотя его бабушка, святая Ольга, была христианкой. И равноапостольной мы величаем великую княгиню Ольгу, подчёркивая её участие в будущих апостольских трудах святого Владимира. Прошло тысячелетие со дней земной жизни великого князя. И многие из нас оказались, если позволительно так выразиться, в ситуации князя Владимира.
Наши бабушки были православными, но христианского воспитания мы не получили. Наше воспитание можно уподобить языческому, поскольку марксизм отрицал поклонение Творцу и насаждал поклонение твари (в учении о безошибочных вождях, о вечной материи), а в последние годы активизировалось и непосредственно сектантское неоязычество. Оно черпает религиозный опыт из Индии, из Китая, из Америки, из прошлого нашей страны. И всё-таки, несмотря на мощное ньюэйджевское язычество, нам посчастливилось проторить дорогу в православный храм. Многие из нас на этой дороге попрали идолов, которым раньше поклонялись.
Перемены в жизни Русской Церкви, а значит, и в жизни всех нас, начались с даты тысячелетия Крещения Руси — князем Владимиром. Это совпадение юбилея славного деяния великого князя и начала церковного возрождения, думаю, неслучайно. В этом совпадении можно узреть молитву равноапостольного Владимира о страждущей Русской Церкви, которую он основал. Да, всероссийский князь Владимир и тысячу лет спустя помогает своей Церкви. Его молитвами, Господи, помоги и нам попрать идолов неоязычества и воздавать Тебе Единому достойную хвалу.
Святитель Киприан Карфагенский (31 августа/13 сентября)
С именем святителя Киприана связана православная поговорка: “Кому Церковь не мать, тому Бог не отец”. Киприановы слова порой представляются бесчеловечными, потому что если кто-то как-то по-своему верит в Бога, то и хорошо, и большего не надо требовать, ну а то, что он в церковь ни ногой, это ладно. Тем не менее приведённые слова имеют под собой такую почву, которую под сомнение ставить не приходится.
Тут дышит древняя истина о Боге и Его народе. Истина эта была открыта задолго до рождения святителя Киприана, когда у ветхозаветных пророков и новозаветных Апостолов неразрывные отношения Бога и Его народа уподобляются семейным узам. Ветхий Завет рисует такую картину: Израиль верит в Бога, милость Божия связывает Бога и Его народ глубокими отношениями, подобными браку. Бог в этом браке как бы муж, а народ Божий как бы жена. Апостолы нарекают Церковь Невестой Христовой. Семья является символом предельно близких отношений. Мистическая связь между Богом и Его народом — это не просто интересная по необычайности своей мысль, это богооткровенная истина. Её нельзя отрицать, иначе останешься в стороне от чего-то самого главного.
И человек, который входит в церковную общину и воспринимает голос Церкви как голос, исходящий от Самого Бога, воцерковляется, вливается в эту благословенную семью. Не придумывает себе новую персональную религию, приговаривая: Бог-то всё равно один, значит я могу жить с Богом и без Церкви. Нет, человек, наученный отношению Бога к людям (Промыслу Божию), понимает: чтобы приблизиться к Богу, нужно войти во внутреннюю богослужебную жизнь Его Церкви. Другого пути нет.
Святой мученик Лонгин Сотник (16/29 октября)
После имени этого святого прибавляется “иже при Кресте Господнем”. Что же делал при Кресте Лонгин? Он возглавлял бригаду палачей, которые казнили Господа Иисуса. Он следил за тем, чтобы распятие было по всем правилам, то есть, чтобы всё было сделано для Христа как можно больнее и унизительнее. Он был ответственным исполнителем этого ужасающего преступления.
Мы крепко помним благоразумного разбойника, потому что он был головорезом, но, находясь рядом с Христом, пережил душевный переворот и прилепился к Христу навсегда. Но, пожалуй, не менее великий переворот произошёл в душе у Лонгина сотника. Разбойник, по крайней мере, на Голгофе ничьей крови не проливал, а Лонгин руководил пролитием Христовой неповинной Крови. Лонгин начал свой духовный путь не с нулевой отметки, а, можно сказать, с минус бесконечности.
Римский центурион, который возглавлял палачей, — что за сердце у него? Пуленепробиваемое сердце, тронуть его ничто не может. И всё-таки Господь пробил это сердце Своей любовью. В конце страданий Христовых Лонгин неожиданно выступает как свидетель о Христе, он восклицает: Воистину человек этот Сын Божий! Конечно, он не вкладывает в эти слова того изобильного богословского смысла, какой имеет в виду современная Церковь. Но для него это радикальный переворот в сознании!
Сотника до неведомых глубин души потрясло то, что происходило на Кресте. Вся жизнь и смерть его стала в связь со Христом. В сердце Лонгина произошла от Господа такая перемена, что в своё время он положил жизнь за Христа, и уже не словами, а самой смертью своей засвидетельствовал: Сын Божий умер и воскрес для того, чтобы всем нам дать вечную жизнь. Теперь Церковь Божия прославляет этого человека как мученика Христова.
Мы поём ему молебные песнопения — кому? — начальнику палачей, терзавших Христа. Вдумаемся в эту страшную и всепобеждающую реальность. Мученик Лонгин — это олицетворённое покаяние. Глядя на него, мы твёрдо знаем: в каком бы страшном грехе человек ни пребывал, с каким бы жестоким сердцем человек ни приходил в Церковь, — и такого человека может встретить и преобразить Господь, если тот откроет своё сердце перед Богом. Ни для кого путь к Господу не закрыт.
Архангел Михаил (8/21 ноября)
Невидимая брань является делом настолько серьёзным, что бесспорно превышает человеческие силы. Поэтому мы и просим воинство святых Божиих угодников, людей и ангелов, о поддержке в духовной битве. Мы празднуем день архистратига Божия Михаила, военачальника ангельских воинств.
Огромное войско ангелов ведёт с бесами войну. За чьи интересы они бьются? За наши, не за свои — им ничто не угрожает. Святые ангелы много сильнее бесов, потому что они пронизаны Божией силой. Ангелы легко разгромили бы бесов, но… мы не даём. Мы отличаемся нестойкостью в духовной брани, для нас характерна склонность ко злу, и нам в этом “помогают” бесы, которые в самый момент греха оказываются тут как тут. Церковь по опыту знает, что бес приседит греху.
То есть, когда человек совершает грех, он отдаляется от Бога, предаёт ангела-хранителя, но не остаётся один, рядом с ним оказывается бес, который завидует человеку и желает его поработить. Порой человек сам бросает поле боя и вдаётся в руки своим поработителям. И бесы манипулируют человеком, играя на его слабостях и пороках.
При содействии Божия архистратига Михаила и ангелов-хранителей есть надежда вырваться из бесовского плена, надежда на победу в невидимой брани. Как бы ни теснили нас тёмные силы, как бы ни оказывались они хитрее, мощнее нас, с нами Бог и Его воинство. Мы призываем на помощь архистратига Михаила с его ангельской армией, и, если мы имеем твёрдое намерение вести невидимую брань до полной победы, эта помощь придёт и эта победа состоится.