Сретение
(Лк 2:22–40)
Встреча в Иерусалимском храме. Два пророка — Симеон и Анна — встретили Христа. Кого они перед собой увидели? Не Того, Кто со властью учил народ в Нагорной проповеди, исцелил слепых, прокаженных, изгнал легион бесов. Они увидели грудного Младенца. Тем не менее они исповедали, что перед ними — Владыка жизни. Именно у Младенца старец Симеон просил завершения своей долгой жизни, которую он провел в ожидании Христа. Пророчица Анна ожидала утешения для народа Божия и видела это утешение в Младенце.
После Второго пришествия нам предстоит встреча со Всеславным Христом. Некоторые, такие как святитель Филипп Московский, пережили эту встречу при жизни. Конечно, такие встречи редки, однако мы часто встречаем Христа. Но встречаем в еще более смиренном виде, чем Его увидели Богоприимец и Пророчица. В Святых Тайнах мы встречаемся с Христом. Господь предстает перед нами в Святых Дарах: освященном Хлебе и Вине: крайнее смирение, и однако одновременно с запредельным уничижением здесь присутствует Божественное величие.
Когда человек созерцает Святые Дары, он видит крайнее уничижение Сына Божия. И только глаза, которыми смотрят на Христа Симеон, Анна, — глаза веры могут усмотреть в уничижении величие Бога, ставшего Человеком, — настолько доступным, что Он дает Себя в снедь нам, и мы принимаем Его внутрь. Он вселяется, живет и действует в нас. Если эту встречу с Христом пропустить, мы пройдем мимо Христа.
Вот какое событие мы празднуем, очень важное не только для тех людей, но и для нас. Сретение Господне — участь не только Симеона и Анны. Это участь всякого православного, потому что нам Господь идет навстречу. Идет в таком облике, в котором Его трудно узнать. Да поможет нам Христос узнать Его в самом смиренном, казалось бы, неузнаваемом виде, потому что встреча с Господом — главная встреча для человека.
Ветхий и Новый Завет
(Флп 3:8–19)
Апостол Павел утверждает, что Ветхий Завет по сравнению с Новым не имеет славы несмотря на то, что оба Завета происходят от Единого Бога. Это он пишет иудеям I века, которые приняли Новый Завет, отчасти продолжая жить Ветхим. Но это имеет отношение и к ним, и к нам. Протоиерей Димитрий Смирнов свидетельствует: среди православных есть язычники, есть ветхозаветные люди и даже, что удивительно, люди новозаветные. Первым делом хочется отвергнуть эти слова — батюшка погорячился. Но слова его представляются не такими уж несправедливыми, если задаться вопросами: что такое язычество, что такое Ветхий и Новый Завет?
Язычник вступает с божеством в отношения купли-продажи, богу от язычника что-то надо, и язычнику что-то нужно от бога — услуга за услугу. Подобные отношения господствуют в православной среде. В храм часто приходят, желая получить исцеление, в полной уверенности, что поставят свечу, закажут молебен (заплатят Богу), и Он исцелит их.
Другой уровень сознания — ветхозаветный. Ветхозаветный человек знал, что Бог один, у Него есть все, Ему ничего не надо. А что нужно ветхозаветному человеку от Бога? Самые простые вещи: безопасность, здоровье, достаток и долголетие. Так и формулируются заповеди — чти отца и мать, и долго проживешь. И мы точно так же ожидаем от Бога бытовых благ. Это в нас говорит ветхозаветное сознание. Оно поднимается над языческим сознанием.
Но мы поднимемся еще выше, если примем заповеди новозаветные, заповеди блаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Насытятся чего? Правды, то есть праведности. Тут говорится о людях, жаждущих святости. Не просто подольше пожить, не просто получить услугу за услугу. Они ищут высокой Божьей жизни, им надоела греховная мелочная жизнь…
С утверждением отца Димитрия приходится согласиться. Среди нас, православных, есть и язычники, и ветхозаветные, и новозаветные люди. И можно добавить: стоит заглянуть в себя, увидишь в себе островки новозаветного сознания, континенты — ветхозаветного, и океаны — языческого.
Апостольское сопоставление Ветхого и Нового Заветов адресовано не только древним иудеям-христианам, но и современной Церкви. Поэтому оно и звучит здесь и сейчас. Да поможет нам Господь возрастать от ступени к ступени, изживать в себе языческое и ветхое сознание, подниматься по лестнице восхождения к Богу, заключившему с нами Новый Завет.
Апостол Павел.
Византийская мозаика.
Монастырь святого Луки в Фокиде. XI в.
Вера и дела
(Рим 3:28–4:3)
Апостол Павел говорит о том, что не дела, не исполнение заповедей спасают. Человека спасает вера во Христа. Это вызывало много недоумений. Сколько было споров между католиками и протестантами о том, что спасает: дела или вера? И та и другая точки зрения сильно отличаются от православной позиции, восходящей к Апостолам и святым Отцам. Что же все-таки важнее — дела или вера? Что важнее, внешнее благочестие или внутреннее?
В Древнем патерике приводится вопрос: что важнее — внешнее делание или внутреннее? И авва Агафон на него отвечает: человек подобен дереву, листья — внешнее благочестие, а плод — внутреннее благочестие. Внешнее благочестие состоит в поклонах, пищевом воздержании, ночном бдении. Внутреннее благочестие — это страх Божий, хранение сердца от дурных помыслов. Первое — листья, второе — плод. Если на дереве оборвать все листья, принесет ли оно плод? Нет. А если плодовое дерево богато листьями, но нет на нем плода, какой смысл в таком дереве?
Действительно, наше внешнее и внутреннее благочестие сопряжены неразрывными нитями. Одно следует делать и другого не оставлять, как говорит Сам Господь. Да поможет Он, давший нам эту заповедь, исполнить ее.
Царствие Небесное
(Мк 4:24–34)
Господь Иисус Христос объясняет в притчах, что такое Его Царствие. Сегодня мы читали некоторые из притч. Первая притча сравнивает Царствие Божие с сельской жизнью. Сеется зерно, появляется росток, потом колос начинает вызревать. И селянин не знает, что при этом происходит, какие биологические процессы идут. Ему и не надо этого знать. Ему надо знать — когда сжать зерно, как его хранить.
Царствие Небесное всевает в наши души Бог маленькими зернышками. И как оно растет, мы не понимаем. Но мы должны понимать, какие условия для его роста надо создать. Элементарно — дать время для роста. После сева проходят месяцы, прежде чем урожай вызреет. Точно так же в духовной жизни нужно время. Поэтому в Православии трехчасовые службы, сорокадневные посты.
Неужели нельзя покороче? Можно. Но тогда не вызреет в людях то, что вызревает медленно. Зерна Царствия Божия растит в нас Бог. Но хорошо в себе эти зерна примечать и заботиться о них. Как? Митрополит Сурожский Антоний говорит: если какие-то строки из Евангелия пробивают сердце верующего, и он всей душой согласен с Христом на этих нескольких строчках, то такие строки стоит замечать, здесь он — Божий. Не так много строчек может оказаться. Но они-то и есть те самые зерна, которые Господь посеял. И они попали в нас на плодородную почву.
Они дальше могут умножаться, если мы будем проводить над ними время, будем уделять этому внимание. Да поможет нам Господь сохранить и приумножить зерна, которые Он всевает, чтобы Царствие Небесное открылось в нас.
Преображение
(Мф 17:1–9)
Господь преобразился перед учениками. Святитель Григорий Палама говорит, что разную меру Света видели Апостолы: одна мера была на лике Христа, другая исходила от Его одежд, третья — в облаке. Разная мера Света — это разная мера благодати, которую воспринимали Апостолы в Преображении. Люди, которые стремятся к Богу, принимают благодать на благодать (Ин 1:16), переходят от меньшей меры благодати — к большей.
Бывает, приобрел человек некоторый религиозный опыт и считает, что этого достаточно. Например, такой человек может однажды почувствовать присутствие Божие и на этом успокоиться, говоря, что Бог у него в душе (то есть в кармане), и в храм ему ходить на надо. Значит, такой человек еще не полюбил Бога. Разве скопидом скажет: у меня дома денег хватает, они мне больше не нужны, я никуда за ними не пойду. Сребролюбец стремится без конца преумножать капитал.
А боголюбец горит любовью к Богу и не останавливается на опыте богообщения, который он когда-то пережил. Этот опыт представляется ему недостаточно всепоглощающим. Такой человек стремится ближе общаться с Богом. Его не удовлетворяет просто молитва дома. Он стремится в храм, потому что совместная молитва на вечерней службе — это особая благодать, большая благодать, чем молитва в одиночку. В храме он узнает, что утром совершается Таинство причастия Христу Богу. Это величайшая благодать, несравненно большая, чем благодать совместной молитвы, не говоря уже о молитве единоличной. Так человек принимает благодать на благодать, возрастает в благодати.
В Преображении разная мера благодати дается ученикам. Важно увидеть в церковной жизни эту лестницу Божественных восхождений — от благодати к благодати, от меньшего к большему. Еще важнее с Божьей помощью по этой лестнице продвигаться для вечного теснейшего общения с Богом.
Богоявление
(Мф 3:13–17)
Святые дни Богоявления. Господь открыл Себя как Бог Троица. Это великое Откровение внутренней, таинственной, сокровенной жизни Божества — самое настоящее чудо. Чудесным образом его впитала Церковь. Вроде бы вера в троичность Бога могла в порошок стереть единобожие, которое с таким трудом насаждалось. Однако единобожие (вера в то, что истинный Бог один) Откровением Троицы было укреплено, а не подорвано. Это — потрясающий факт.
Учение о Троице основано не на человеческой интуиции или рассуждении, а на Богоявлении. В истории Церкви уже после окончания споров о троичности Бога был незначительный эпизод. В Александрии VI века появилась небольшая группка еретиков-трибожников (они считали Троицу тремя богами). Эта ересь известна только специалистам, она не внесла в Церковь заметного соблазна, как было с арианством, монофизитством и другими известными ересями.
Ветхозаветный человек не мог принять Откровения о Троице, оно подтолкнуло бы его к язычеству. Но наступил такой момент в истории, когда это Откровение прозвучало и ни к какому язычеству народ Божий не скатился. Христианство так и остается строгой верой в единого Бога. Более строгой, чем иные религии и секты, признающие единобожие и отвергающие по этой причине Троицу, которые имеют о Боге язычески грубые представления (бог телесен, рождает, а не творит мир и т. д.). Эти религии и секты нельзя заподозрить в каком-то возвышенном почитании единого Бога.
Откровение о Троице душеполезно — не дает нам посчитать Бога безличным существом. Бог — личностный, и общение с Богом не безличное (медитация), а личностное (молитва). Наступило время, когда Господь счел нужным дать такое великое Откровение. И это Откровение чудесным образом нисколько не повредило отношениям Бога и человека, но упрочило и углубило их.
Порой нам кажется, что Господь допускает в нашу жизнь нечто разрушительное. Но если мы сумеем это принять от Него как Откровение, то мы получим твердую почву под ногами, и жизнь наша будет крепче и светлее. Так это получилось с Откровением Троицы. Вроде бы это Откровение должно было обнулить результаты откровения ветхозаветной эпохи, уничтожить единобожие. На деле оно явилось укреплением единобожия и новой ступенью религиозного сознания. Откровение Божие нужно нам не для сведения, а для спасения. Всякое Его Откровение — созидает, а не разрушает души, слава Богу за это!