1
1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек.
Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах.
Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2. В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.
2. Итак, да возрадуются праведные о Господе (ср. Пс 32:1), и сердца верных в похвалу Бога (ср. Еф 1:6,14),и чудные дела Его да восславят сыны человеческие (ср. Пс 106:8), потому что прежде всего в этом деянии Бога наше смирение познаёт, сколь высоко его ценитСоздатель. Многое даровал Он происхождению человека, когда сотворил нас по Своему образу. Но намного большее уделил Он восстановлению нашему, когда Господь Себя Самого приобщил рабскому образу (ср. Флп 2:7). Ведь хотя все, что ни даровал Творец Своему творению, происходит от одной и той же Любви (pietas), однако менее удивительно, если человек поднимется к Божественному, чем если Бог сойдет к человеческому. И если бы не соблаговолил совершить это [Сам] Всемогущий, то никакая праведность, никакая мудрость не исторгла бы ни единого [человека] из плена диавола, из бездны вечной смерти. Ведь осуждение осталось, со грехом перейдя от одного во всех (ср. Рим 5:12,18), и природа, уязвленная смертельной раной, не находила себе никакого лекарства, поскольку не могла собственными силами изменить своего состояния.
В самом деле, первый человек получил плотскую сущность из персти и был оживлен разумным духом через вдуновение Сотворившего (ср. Быт 2:7), чтобы, живя по образу и подобию своего Создателя, он сохранял бы в [этом] сиятельном отображении, словно в чистейшем зеркале, образ (formam) благости и праведности Бога. И если бы он через соблюдение данного [ему] закона неуклонно совершенствовал это прекраснейшее достоинство своей природы, тогда само свойство перстного тела неповрежденный ум возвел бы к небесной славе. Но поскольку он бездумно, на беду себе поверил завистливому обольстителю и, прислушавшись к гордому совету, предпочел силой захватить [уготованную ему] степень славы, а не заслужить ее, то не только тот человек, но и все заключенное в нем его потомство, услышали: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). И вот, Каков перстный, таковы и перстные, и не было еще [никого] бессмертного, поскольку не было небесного (ср. 1 Кор 15:47–48).
3. Посему для того, чтобы разрешить [нас] от этих оков греха и смерти, Всемогущий Сын Бога, все наполняя, все содержа, во всем равный и совечный Отцу, единый с Ним по сущности, от Него происходящей, воспринял в Себя человеческую природу. Творец и Господь всех вещей соблаговолил стать Одним от смертных, избрав Себе Мать, Которую соделал [Таковой]. Сохранив Свою девственность непорочной, Она послужила телесной сущности [Господа], чтобы прекратилась скверна, передающаяся вместе с человеческим семенем, и чтобы новому Человеку стала присуща чистота и истина. Итак, хотя рождение Христа, родившегося из чрева Девы, чудесно, но природа Его не была неподобна нашей. Ведь Тот, Кто есть истинный Бог, Он же есть и истинный Человек. И нет ни тени ложности ни в той, ни в другой Его сущности. Ибо Слово стало плотию (Ин 1:14) возвышением плоти, а не умалением Божества, Которое так умерило Свое могущество и благость, что и наше [естество] восприятием возвысило, и Своего [таким] сообщением не утратило.
В этом Рождестве Христовом, по пророчеству Давидову, истина возникла от земли, и правда приникла с небес (Пс 84:12) 3. В этом Рождестве исполнились также слова Исаии, который говорит: да изведет земля и произведет Спасителя, и да возникнет вместе правда (Ис 45:8) 4. Ибо земля плоти человеческой, которая была проклята в первом преступнике (in primo praevaricatore), лишь в Этом едином Порождении блаженной Девы произвела благословенную Отрасль, чуждую порочности своего древа (ср. Иер 23:5, 33:15). Отныне каждый человек в своем возрождении 5 следует Его духовному происхождению, и тому, кто рождается свыше (ср. Ин 3:3; 3:5), вода крещения становится подобием Девственного чрева, и купель исполняется Того же Святого Духа, Которого была исполнена и Дева; так что грех, который там устранило святое зачатие, здесь очищает таинственное омовение.
4. Но безумное манихейское заблуждение, возлюбленные, чуждо этого таинства. И никакого участия в возрождении Христовом не принимают те, которые отрицают, что Он родился от Марии Девы телесно, потому что они, не веря в истинное Рождество Его, не допускают и истинного страдания, и не исповедуя, что Он был истинно погребен, отвергают и то, что Он воистину воскрес. Ибо вступившие на гибельный путь достойного проклятия учения, где все окутано тьмой и неопределенностью, карабкаются по головокружительным скалам [своих] заблуждений прямо в бездны смерти. И там, где ищут они опоры, нет ничего надежного. Ведь кроме прочих нечестий [этой] диавольской выдумки, они прямо на самом главном своем праздникерадуются осквернению души и тела, (как они сами обнаружили это своим недавним признанием) 6, не сохраняя здравой веры и потеряв всякий стыд. Так что и в учениях своих они нечестивы, и в таинствах своих отвратительны.
5. Равным образом, возлюбленные, заслуженному проклятию следует подвергнуть и остальные ереси во всем их многообразии, даже если отдельные из них и имеют в какой-либо своей части что-либо истинное. Так, Арий погубил себя великим нечестием, считая Сына Божия меньшим Отца и тварью, и полагая, что Им же сотворен среди прочих и Святой Дух. Но совечность, а также неизменность Божественности, которую он не разглядел в единстве Троицы, он не отрицал в сущности Отца. Македоний, чуждый света Истины, не признавал Божественность Святого Духа, но во Отце и Сыне исповедовал одно могущество и единую природу. Савеллий, запутавшись в своем невнятном заблуждении, хотя и признавал нераздельное единство сущности во Отце, Сыне и Духе Святом, тем не менее то, что должен был приписать равенству, отдал единичности. И будучи неспособным понять истинную Троицу, он уверовал в одно и то же Лицо под тройственным названием. Фотин, обманутый слепотой ума, хотя и признавал во Христе истинного и единосущного нам Человека, но не верил, что Он же Самый родился как Бог от Бога прежде всех век. Аполлинарий, лишенный твердости веры, хотя верил, что Сын Божий воспринял истинную природу человеческой плоти, но утверждал, что в этой плоти не было души, поскольку ее место заняло само Божество. Таким образом, даже если все, кого анафематствовала вселенская Вера, вновь примутся упорствовать в своих заблуждениях, то в тех ли, в других ли, все же есть какая-то часть, которая может быть оправдана. Но в предельно злодейском манихейском учении вообще нет ничего, что хоть в каком-нибудь отношении можно было бы оценить положительно.
6. Но вы, возлюбленные, к которым я не могу обратиться более достойно, чем словами блаженного апостола Петра: род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1 Пет 2:9), утвержденные на нерушимом камне, Христе (ср. Еф 2:20), и соединенные с Самим Господом Спасителем нашим через истинное восприятие Им нашей плоти, пребывайте тверды в той вере, которую исповедали перед лицом многих свидетелей (ср. 1 Тим 6:12), и в которой вы, будучи рождены от воды и Святого Духа (ср. Ин 3:5), приняли помазание спасения и печать жизни вечной. А если кто возвестит вам другое, кроме того, чему вы научены, — да будет анафема (ср. Гал 1:9). Не предпочитайте нечестивые басни яснейшей истине, и все, что бы ни случилось вам читать или слышать против правила вселенского и апостольского Символа, отвергайте как совершенно смертоносное и диавольское. Да не соблазнят вас притворные и лицемерные [манихейские] посты 7своими обольщающими уловками. Ибо они ведут не к очищению, а к погибели души. Хотя они и принимают вид благочестия и бескорыстия, но этим лукавством укрывают отвратительность своих деяний, и из тайников нечестивого сердца нацеливают стрелы, которыми они уязвляют простых [верующих] (ср. Пс 54:22). Ведь они, как говорит пророк, во тьме стреляют в правых сердцем (ср. Пс 10:2).
Великий оплот есть здравая и истинная вера, к которой никто не может ничего ни прибавить, ни убавить, поскольку если вера не одна, то она вовсе не есть вера, как говорит Апостол: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:5–6). Этому единству, возлюбленные, не колеблясь, предайте свой ум, в нем достигайте святости (ср. Евр 12:4; 1 Кор 12:1), в нем усердно исполняйте заповеди Господни, поскольку без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6), и нет без нее ничего святого, чистого и живого. Ибо праведный верою жив будет (Рим 1:17). [А если] кто, обольщенный диаволом, погубит ее, то он умер еще при жизни (ср. 1 Тим 5:6). Ибо как праведность через веру, так и вечная жизнь достигается через истинную веру. Ибо Господь Спаситель говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Да пребудет Он с вами, да укрепляет вас до конца (ср. 1 Кор 1:8) Тот, Кто живет и царствует со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Перевод с латыни А. Селезневой
Примечания
- В общей нумерации слово 24-е. Перевод выполнен по изданию: LeoMagnus. In Nativitate Domini Sermo IV // Sources chrtiennes. 22 bis. Paris, 1964. ↩
- В Синод. пер. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его.
Перевод, примечания.А. С. Селезнева, 2000 ↩ - В Синод. пер. истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес. ↩
- В Синод. пер. да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. ↩
- То есть в святом крещении. Ср. Тит 3:5. ↩
- Святитель Лев имеет в виду судебный процесс над членами манихейской секты, состоявшийся в 443 г. в Риме, в результате члены секты были осуждены. ↩
- Манихеи были известны своим аскетизмом, происходящим из самих основ их дуалистического учения. ↩