Главная Общество Аналитические обозрения

Слово, несущее веру. О некоторых итогах православного фестиваля СМИ «Вера и слово»

Можно ли священникам отвечать на вопросы через интернет? Допустимы ли в молодежных СМИ рецензии на популярные фильмы, содержащие непристойности?Могут ли публикации церковных СМИ иметь резонанс больший, чем СМИ околоцерковных?Как кризис скажется на православных изданиях?

Завершившийся на минувшей неделе в Подмосковье III Православный фестиваль СМИ «Вера и слово» ясно показал, что сегодня у людей пишущих о православии и проповедующих через СМИ вопросов намного больше, чем ответов. Это хороший показатель здоровья и возможности дальнейшего развития: сложности и вопросы, которых может не быть только у неживого организма, – повод не расслабляться и не почить на лаврах. Залог правильного решения задачи – в правильной постановке проблемы, поэтому постараемся обозначить самые важные обсуждавшиеся на фестивале вопросы.

Говорить о том, что волнует людей

Мысль о необходимости писать и говорить на темы, интересующие людей, а не авторов, звучала на фестивале, наверное, чаще всего.

Главная задача, стоящая перед православными изданиями, на первый взгляд формируется противоречиво. С одной стороны, нужно говорить на те темы, которые интересны людям, отвечать на насущные вопросы, помогать людям найти дорогу к храму. По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, именно СМИ сегодня предстоит заполнить те лакуны в катехизации и религиозном просвещении, которые не могу ввиду малочисленности и нехватки времени заполнить священники: «Не всегда можно найти священника, который найдет время на обстоятельный разговор, а интернет позволяет говорить о тех вопросах, которые важны для человека. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», — спросил юноша из Евангелия, и миллионы людей уже более 2000 лет волнует этот вопрос. Именно перед   СМИ во многом сегодня стоит задача открытия для человека дороги к Богу и Церкви». Поэтому владыка Климент одобрил возможность задать священнику вопрос через Интернет: «Сомневаюсь, что если человек через СМИ получит ответ на свой вопрос, он отдалится от Церкви. Наоборот, если вопрос, мучивший его, будет разрешен, он будет ходить в храм. Возрождение духовной жизни в России идет уже 20 лет, открываются храмы, восстанавливаются монастыри, но по-прежнему многие удалены от храма. Это происходит даже в городах, где много храмов, но нередко не хватает священников», подчеркнул митрополит Климент, отвечая на вопрос корреспондента портала «Правмир». И действительно, опыт Интернет-ресурсов, позволяющих задавать священникам вопросы, свидетельствует о том, что многие из вопрошающих, получив ответ,   приходят к церковной жизни.

Возможности медиатехнологий надо использовать и для работы с теми подменами, которые породило современное общество. Так, телеведущий Александр Архангельский подчеркнул, что сегодня телевидение для многих – средство избавиться от одиночества, и если фильм или передача заставят людей оторваться от экрана и начать обсуждение с семьей, то уже многое сделано авторами этой передачи. Думается, что с помощью современных возможностей необходимо идти дальше, и суметь ненавязчиво, но убедительно показать людям, что подлинное избавление от одиночества – в церковной жизни и церковной общине.

Формировать повестку дня


С другой стороны, именно православным СМИ необходимо научиться формировать повестку дня, задавать темы и тональность их обсуждения, пока церковные издания делать это не умеют, признали участники многих дискуссий фестиваля. Ярким примером служит освещение Архиерейского Собора 2008 года, когда, по замечанию митрополита Климента, церковные СМИ преимущественно перепечатывали сухие официальные документы, а светские СМИ писали живо и интересно. Однако яркие светские материалы часто задавали совершенно не верные акценты в освещении собора, смещая внимание аудитории с главных тем на менее важные. По замечанию секретаря Белгородского епархиального управления иерея Димитрия Карпенко, противовес маргинальным критически настроенным по отношению к Церкви, должны создать православные СМИ, не боящиеся поднимать самые сложны и острые темы.

Это кажущееся противоречие между тем, чтобы идти вслед интересам аудитории, и тем, чтобы самостоятельно задавать темы, разрешимо: православные СМИ не должны бояться искренних и честных материалов, работы в разных форматах, глубокой аналитики и отхода от привычных шаблонов, чтобы интересно и с любовью рассказать о современной церковной жизни. «Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, наполняться новым содержанием, дабы свидетельствовать о высоких духовно-нравственных идеалах православной веры», помогая людям сознавать свое христианское призвание в условиях современного мира», — говорится в приветствии Патриарха Алексия участникам и гостям фестиваля. Один из таких путей обновления информационного поля Церкви указал Сергей Чапнин: «В заклинание превратились сегодня слова о нравственности», — отметил он, подчеркнув, что разговор о нравственности должен основаться не на абстрактных отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах из жизни подвижников. Богатейшее собрание образцов христианской жизни, столь актуальное сегодня содержат в себе жизнеописания новомучеников, отметил С. Чапнин.

Этот путь сложен, велика опасность, заключающаяся, по словам Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева, в идеологической увлеченности людей, которые, несмотря на свой опыт, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром». Для таких людей вера становится лишь дополнением или «оформлением» из идей. Поэтому путь к постановке темы дня   — это неизбежно путь между Сциллой корректности и соразмеренности и Харибдой жизненности и новизны.

Вести молодежь или следовать за нею?


Должны ли СМИ идти за интересом аудитории, или создавать его – этот вопрос так и не получил ответа на обсуждении современных молодежных православных миссионерских изданий. Ряд участников дискуссии (члены редакций «Татьянин день», «Наследник») уверены, что надо обсуждать произведения, волнующие умы молодежи, даже если они далеки от нравственных идеалов и содержат в себе неподобающие сцены. Если молодежь смотрит эти фильмы и читает эти книги, то надо включаться в их обсуждение и стараться дать им христианскую оценку. С другой стороны, как считают сотрудники портала «Правмир», молодежное издание должно уметь заинтересовать молодых людей произведениями, по-настоящему достойными обсуждения, а разговор о книжной или кино макулатуре может стать не более чем качественным пиаром далеких от нравственности произведений.

Известно, что именно критический отзыв, привлекает намного больший интерес к предмету критики. Поэтому, обсуждая современные произведение, молодежные издания должны стараться по этическим и моральным соображениям воздерживаться от обсуждения произведений, реализующих художественный замысел с помощью непечатной лексики или непристойных сцен. Для молодежи особенно важно быть в курсе важных для сегодняшнего дня произведений, важно идти в ногу со временем и сверстниками, но чтобы сформировать ту повестку дня, которая будет охотно принята молодыми людьми, несомненно, нужен небанальный талантливый подход и живейший интерес в обсуждаемых вопросах. Компромисс в этой дискуссии найдет не был, однако необходимость обсуждения этого вопроса стала очевидной.

Православные и светские СМИ

Сотрудничество со светскими СМИ было обозначено как одно из приоритетных направлений развития церковных изданий на прошлом фестивале два года назад. Тогда успешные примеры сотрудничества можно было пересчитать по пальцам: вслед за предложением первого заместителя   руководителя объединенной редакции новостей РАМИ РИА Новости Натальи Лосевой развивать взаимодействие светской и православной журналистики, в течение нескольких лет портал «Правмир» и Интернет-издание «Татьянин День» готовили справки о церковных праздниках для РИА Новостей, пресс-служба Нижегородской епархии успешно писала новости для светских партнеров, которые были рады их качеству и количеству.

Пожалуй, на сегодняшний день основная часть епархий так или иначе организовала сотрудничество с региональными СМИ, а если это сотрудничество еще не установлено, то пора с двойной скоростью нагонять упущенное. В условиях, когда, по словам  протоиерея Владимира Силовьева, «молодые люди, которым нет еще и тридцати, часто позволяют себе писать о Церкви нелепости», именно сотрудничество изданий должно хотя бы отчасти исправить эту ситуацию. Технически-организационные задачи решены, теперь существование возведенных стен надо оправдывать: «Сегодня развитие сотрудничества православных и светских СМИ стоит не на первом месте. В центре внимания сегодня темы, связанные с тем, как жить по-христиански в современном мире. Мы призваны показать, как должны жить христиане. Эту тему просто обозначить, но очень сложно по-настоящему хорошо ее реализовать» — полагает Сергей Чапнин, исполнительный директор фестиваля.

Преодоление кризиса?


Кризис – о нем говорили все, не было ни одного семинара, на котором бы не звучала эта тема.

Очевидно, что именно по церковным изданиям кризис должен ударить в первую очередь, так как в большинстве своем эти издания не окупаются, существуя только на поддержку спонсоров. Помощь зрителей и читателей столь мала, что угроза выживания в кризисный период стоит перед многими изданиями. Но, по-видимому, сложные времена для большинства участников фестиваля еще не наступили, или же еще не все в полной мере осознали серьезность складывающегося положения: хотя все снова и говорили о необходимости сотрудничества, в очередной раз не возникло никаких серьезных совместных проектов, которые бы помогли преодолеть кризис нескольким изданиям, по крайней мере, в открытую о таких проектах речь не шла. Видимо, на данном этапе издания еще надеются выплыть самостоятельно, хочется надеяться, что и выплыть удастся, и растущую не всегда добрую и конструктивную конкуренцию среди православных изданий кризис поможет подуспокоить.

Формат общения


Возможность личного общения и обмена опытом – пожалуй, одна из самых ценных сторон фестиваля, сложные вопросы сотрудничества, которые так непросто бывает решить в переписке, при личном общении могут решаться быстро. А вот мероприятия, проведенные в рамках фестиваля,   очевидно, нуждаются в тщательном заблаговременном обсуждении всеми участниками задолго до начала фестиваля. С одной стороны, главной целью подобного мероприятия должен стать обмен опытом, дискуссия. Однако далеко не все руководители СМИ были готовы к участию в дискуссии (так, многие участники круглого стола по Интернету сразу сказали, что им, начинающим редакторам сайтов, полезнее послушать рассказ коллег), и не все руководители круглых столов были в достаточной степени готовы к тому, чтобы правильно построить дискуссию. Мастер-класс Марии Городовой по технологии интервью, организованный порталом «Правмир» убедительно показал, что обучающая программа не менее, а может и более актуальна, чем обмен мнениями.

Выяснилось и то, что журналистам, а главное, руководителям изданий, не хватает место для постоянного общения, и что существующие форматы (например, жж сообществно «Православная периодика») не всегда отвечают существующим потребностям. В качестве положительного опыта создания площадки участники фестиваля привели в пример «Форум православных веб-разработчиков». Очевидно, что если у журналистов есть желание общаться между собой, то практически любой формат общения может быть с успехом применен, а если такого желания нет, то никакие технологии не создадут живой площадки общения, однако организаторы готовы продолжать эксперименты с поиском эффективной площадки для диалога.

Помимо обсуждения внутрижурналистских проблем на фестивале было принято обращение СМИ по поводу ситуации на Соловках – пожалуй, это единственный проект, к участию в котором привлечено большинство православных изданий. Если удастся результативно привлечь внимание общества к коммерциализации святого места земли Русской, то это станет одним из важнейших достижений церковной периодики.

2 года – а ровно столько времени проходит между фестивалями – слишком большой срок: слишком много событий происходит за это время, слишком быстро меняются форматы, повестки дня, темы. Общение и диалог должен происходить постоянно, чтобы наша работа имела результат. Чтобы деятельность была продуктивной. Чтобы веру несло наше слово. Чтобы СМИ были добрыми. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.