31 октября в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». Предстоятель обратился к журналистам и сотрудникам епархиальных пресс-служб с приветственным словом и ответил на их вопросы.
Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать, дорогие участники фестиваля «Вера и слово». Это важное событие в жизни нашей Церкви, потому что очень важным является то дело, к которому вы все имеете непосредственное отношение.
Среди вас много молодых людей.
Среди вас есть те, кто сравнительно недавно стал активным православным верующим человеком. И поэтому сегодня для нас важно всем вместе размышлять о тех задачах, которые стоят перед православным медиа-сообществом.
Пример профессионализма
Помимо теоретических рассуждений мы должны иметь перед собой некоторые жизненные примеры стойкости, преданности своим убеждениям, высокого профессионализма.
Среди нас присутствует человек, имя которого я хотел бы озвучить до начала своего официального выступления и выразить ему глубокую благодарность за те труды, которые он с достоинством осуществлял на протяжении долгих лет своей творческой деятельности. Во внимание труда на благо Русской Православной Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения телеведущий, директор телевидения, народный артист СССР Игорь Леонидович Кириллов награждается Орденом Русской Православной Церкви Святаго Благоверного Князя Даниила Московского ІІ степени. Аксиос!
Евангельская миссия — во главе угла
Фестиваль «Вера и слово» в нынешнем году собрал более пятисот человек из 155 епархий. Это ясное указание на то, что на епархиальном уровне всё больше и больше внимания уделяется той работе, которую вы представляете, и которой вы посвящаете свои труды.
Радует также и география фестиваля. Здесь собрались мужчины и женщины разных возрастов, молодые, средних лет и уже зрелого возраста, которые приехали не только из России, но и Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана. Это свидетельствует о том, что тема и целеполагание фестиваля самым серьезным образом сегодня воспринимается во многих епархиях Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь стремится использовать все возможные средства для христианского свидетельства миру. И православные журналисты, епархиальные пресс-секретари, собравшиеся в этом зале, призваны ставить именно евангельскую миссию во главе угла своей деятельности.
Это стратегическое видение того, чем, собственно говоря, призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать. Находясь в гуще событий, в перипетиях современного общественного бытия, наше внимание часто переключается на иные цели и ценности.
Те, кто использует видеокамеру, знают, что если вы переключаете, переводите камеру с одного объекта на другой, а потом быстро переводите его на тот объект, с которого вы сняли, то теряется резкость. Даже самые современные камеры не всегда способны сфокусировать объектив таким образом, чтобы не потерять этот фокус, остроту зрения.
Вот так происходит и с человеком: когда он с самого главного переключает фокус своего внимания на второстепенное, то главное теряется, размывается, перестает быть ярким и привлекающим внимание.
Я привожу этот пример для того, чтобы сказать: главное дело, которому вы призваны, — это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде.
Православный журналист должен заботиться о своем духовном состоянии
Все в Церкви имеет своей целью только спасение человека.
Всё остальное — все, чем болеет наше общество, и не только наше, все политические перипетии, столкновения интересов — корпоративных, национальных, групповых, — вся эта борьба за власть и за влияние — вторично. Первично — это спасение человека. И первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, что означает стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души.
Поэтому для того, чтобы осуществлять эту миссию Церкви в сфере масс-медиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А это сделать очень непросто, потому что журналист, коммуникатор, в силу своей профессии, вовлечен во многие житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям, это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, чтобы отстаивать свою позицию.
Основополагающий вопрос: как, осуществляя эту сложную работу, сохранить в качестве приоритета заботу о своем внутреннем духовном состоянии? В каком-то смысле, сказанное имеет прямое отношение и к профессиональному успеху, потому что православный журналист может достойно осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное, когда у него хватает внутренних сил оставаться христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста.
Очевидно, для такой тонкой работы, для такого обязывающего служения необходим действительно внутренний стержень, прочная основа.
Смотреть на мир сквозь призму христианских убеждений
Журналист призван реагировать и на события окружающего мира. Православный христианин, и в этом его задача, должен реагировать на окружающий мир не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологий, а исключительно сквозь призму своих христианских убеждений.
Вот именно этим журналист православный отличается от любого другого журналиста. Но если вы смотрите на мир именно так, то этот взгляд отображается в том, что вы говорите, что вы пишете и показываете. Поэтому у вас не должно быть ни розовых очков, ни черных, темных очков.
Перед вами должен быть кристалл вашей веры, ваших убеждений. Именно через него нужно взирать на мир. В нем должна фокусироваться ваша интеллектуальная и духовная энергия и передаваться окружающему миру.
Вот почему я начал с темы духовного состояния людей, вовлеченных в сферу масс-медиа, с одной стороны, и представляющих церковную позицию, с другой.
Ответственность христианина и священника
Важно помнить: современная информационная среда пристально реагирует на любые новости, связанные с Церковью. И вот здесь я хотел бы сказать не только об журналистах, но и вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества.
Вы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые вы произносите, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего, священнослужителя, у людей складывается представление о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление. Но сегодня по закону жанра получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей тут же моментально тиражируются и представляют ложную, но одновременно привлекательную для многих картину, по которой и определяют люди свое отношение к Церкви.
Нужно постоянно помнить об ответственности, которую налагает на христианина и особенно на священнослужителя любое присутствие в публичном пространстве.
Свидетельствовать миру
Христианское свидетельство в медийной сфере предполагает тесное сотрудничество православных СМИ и епархиальных пресс-служб. Выстраивание такого сотрудничества — одна из задача фестиваля «Вера и слово». Православная журналистика сегодня — это соединение профессионализма со знанием и верностью православной традиции, это способность представить информацию и дать оценку происходящим событиям с евангельских событий.
Православные журналисты призваны ориентироваться не только на церковную аудиторию, но и свидетельствовать о нравственных ценностях на языке, понятном для светских людей, и на языке убедительном для них.
Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу: сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной отраде, — очень важно. Мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. (Кстати, может быть, отсутствие профессионализма внутри этой церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы, на вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задача церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивать высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий.) Но нужно помнить также, что сегодня в слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране мы ни жили: люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие.
Когда мы произносим свое слово публично, то мы всегда должны понимать, что это слово слышат не только люди церковные, но и люди совсем даже не церковные. И это слово не должно формировать искаженного, неправильного представления о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии.
Работа пресс-службы — не дополнение к основным послушаниям!
Сегодня в этом зале присутствуют представители пресс-служб новых епархий, созданных Синодом нашей Церкви в 2011–2012 годах.
Сегодня большинство архиереев исходит из того, что информационная работа, деятельность епархиальной пресс-службы — это не дополнение к основным послушаниям, но предпосылка успеха церковной миссии в регионе. Если кто-то думает иначе, то последствия таких ошибочных суждений становятся незамедлительно известны, так как приносят негативный результат.
Хочу с удовлетворением отметить, что ряд новообразованных епархий проявил активное участие в конкурсе епархиальных пресс-служб, как мне об этом уже доложили. Итоги этого конкурса будут подведены здесь. Не знаю, какое решение приняло жюри, но я хотел бы просто отметить факт замечательного участия в этом конкурсе целого ряда вновь образованных епархий и назвать их поименно:
- Белевская епархия Тульской Митрополии,
- Балашовская и Покровская епархия Саратовской Митрополии,
- Валуйская епархия Белгородской Митрополии,
- Волгодонская епархия Ростовской Митрополии,
- Каинская епархия Новосибирской Митрополии
- Канская епархия Красноярской Митрополии.
Представителей этих пресс-служб я хотел бы сердечно поблагодарить за участие в конкурсе и за ту работу, которые вы так активно начали, несмотря на то, что сами епархии были созданы сравнительно недавно.
Курсы от СИНФО — постоянный проект
Центральные церковные структуры прилагают усилия к повышению качества информационной работы на местах. Мы понимаем, что существуют сложности в этой работе, и готовы, насколько возможно, помогать разрешать существующие проблемы.
В течение целого года Синодальный информационный отдел проводил выездные курсы повышения квалификации для наших епархий на территории России и Казахстана. Участие в них принял 241 человек.
Многие из вас прошли обучение на этих курсах, в ходе которых все церковные пресс-службы были сориентированы на общий стандарт качества, обучение навыкам и образцам современной работы с медиа. А это важный инструмент создания единого информационного поля нашей Церкви. Всем вам, сотрудникам пресс-служб и православных СМИ, необходимо чувствовать себя членами общей рабочей команды, чувствовать братскую помощь взаимную и поддержку. Принципы и приоритеты работы, которые устанавливает по благословению священноначалия и СИНФО, должны быть руководством к действию в каждой епархии. За последние три года такая система координации центра в лице Синодального информационного отдела и всех регионов уже была создана, была выстроена общая база. Её необходимо развивать.
Надеюсь также, что положительный опыт епархиальных обучающих курсов будет продолжен и, во-первых, распространен и на другие регионы канонической территории нашей Церкви — на Украину, Беларусь, Молдову. а, во-вторых, найдет выражение в новых образовательных программах, отвечающих потребностям наших епархиальных сотрудников.
Хочу подчеркнуть, что прошедшие курсы — это не разовый и уже завершенный проект, но постоянно работающая профессиональная площадка.
Я хотел бы обратить на это внимание как организаторов курсов, их участников, так и руководство Синодального информационного отдела. Это постоянно действующий проект, он не может быть закончен, потому что постоянно возникают проблемы, на которые мы должны уметь отвечать сообща.
Необходим творческий подход
В информационной работе в различных епархиях существуют не только объективные сложности. Часто бывает так, что сама пресс-служба предпочитает формальный подход к своей работе. Некоторые недобросовестные сотрудники исходят из того, что достаточно разместить новость, фотографию: ну, например, о встрече правящего архиерея с губернатором — и на этом всё закончено. Это неверно.
Со стороны самой пресс-службы сегодня необходим творческий, в хорошем смысле слова, наступательный подход, активное взаимодействие, в том числе, и со светскими СМИ, с местной общественностью. Сотрудники информационной службы категорически не могут замыкаться только в своем мире. Напротив, надо активно взаимодействовать с разными общественными силами региона. И важнейшая задача — добиться того, чтобы региональные СМИ обогащали свои страницы церковной повесткой дня, чтобы эта повестка была им интересна, чтобы она занимала достойное место в общей медийной повестке дня.
Эта задача вполне достижима. Я рад, что этот вопрос обсуждался уже на фестивале.
Стратегия или методология?
Иногда нас спрашивают: в чем заключается стратегия, информационная стратегия Церкви? Вопрос, с одной стороны, правильный, а с другой стороны, очень технический. Что означает стратегия? это методология работы? Если это методология, то это не стратегия, а просто инструментарий. У нас должна быть отработанной методология медийной работы. И очень большая ответственность лежит на Синодальном информационном отделе, который, как я понимаю, этой теме уделяет очень много внимания. Семинары, которые проводятся в регионах, направлены на то, чтобы общую принятую методологию распространить, обучить ей тех, кто занимается информационной работой.
А что касается стратегии — разве может быть у церковных СМИ иная стратегия, чем у самой Церкви? А кто мне сегодня может сказать, что у Церкви нет стратегии? Посмотрите повнимательнее на документы Архиерейского Собора, Синода, на очень важные документы Высшего Церковного Совета.
За последнее время наша Церковь провела огромную законотворческую работу, созданы фундаментальные документы, регулирующие и стратегически определяющие развитие всех сторон церковной жизни.
У меня бывает возможность полистать некоторые епархиальные сайты — я не вижу практической реакции на местах на эти документы. Такое впечатление, что это дело только московских руководителей. Больше того, иногда даже появляются такие, к счастью, неформальные реплики (кстати, они подхватываются недоброжелательной прессой, иронизирующей по этому поводу): «Зачем вообще все это нужно? слишком много инструкций, слишком много различного рода положений, слишком много документов». Так ведь эти документы не просто по чьей-то прихоти возникают — они вырастают из потребностей Церкви. Все эти идеи порождаются соборным сознанием Церкви. Архиерейские Соборы дают наказы, Синод их реализует, Высший Церковный Совет работает над осуществлением идей и постановлений, которые были сформулированы Архиерейскими Соборами.
Это и есть церковная стратегия, ничего из пальца высасывать не надо.
Позитив против негатива
Надо, чтобы все то, что действительно сегодня создается для организации церковной жизни, для стимулирования церковной жизни, находило реакцию на местах. Надо и обсуждать, вести дискуссии на местах, привлекать к этим дискуссиям светских людей. Ведь очень редко можно встретить хорошее интервью с местными представителями общественности на тех же самых епархиальных сайтах. Мы как бы варимся в своем собственном миру — а почему бы не привлекать общественных деятелей, представителей власти, представителей образования, науки, культуры, местную интеллигенцию? Причем говорить не просто на отвлеченные темы, но о том. что волнует сегодня Церковь.
На Церковь в последнее время обрушивается много различного рода нападок — чаще всего, несправедливых. И многие задают вопрос: как нужно реагировать? Так реагировать-то нужно всем вместе! Если будет правильная реакция на местах, в том числе, с привлечением местной интеллигенции, местного актива, то это будет наполнять, в том числе, интернет-пространство, положительной реакцией, положительным свидетельством. Сегодня количество негативных материалов в Интернете в десятки, может быть, в сотни раз превышает положительные. Здесь, конечно, не все так просто, потому что это не соответствует общей статистике, соотношению количества верующих людей к количеству людей антицерковно настроенных. А если это не соответствует статистике, значит, это искусственная схема — на это не надо закрывать глаза. Ну и Бог с ними, с этими искусственными схемами — но мы должны противопоставить негативу в Интернете позитив, и в первую очередь, не искусственный, не вульгарный, не ругательный, не оскорбительный, а интеллектуальный, творческий, созидательный, духовный.
И вот в этом задача наших СМИ сегодня.
Вкус к новостям
Пожалуйста, читайте, те документы, которые принимают Архиерейские Соборы, которые принимает Синод, Высший Церковный Совет! Есть Межсоборное присутствие — уникальная дискуссионная площадка, которой никогда не было в Православной Церкви. Вы много пишете о том, что происходит в Межсоборном присутствии? Дискуссии вялые, такое впечатление, что и важнейшие вопросы, которые поднимает Межсоборное присутствие и которые оно потом будет адресовать Соборам, мало интересует наше православное медийное сообщество. Я получаю буквально единицы серьезных отзывов на опубликованные проекты документов.
Какая бы стратегия ни была сформулирована на бумаге, если у людей нет вкуса, чувства, если нет способности расставлять приоритеты, то никакие инструкции не помогут.
Я думаю, что одна из важных задач нашего фестиваля заключается, в первую очередь, в решении этой проблемы — наше медийное православное сообщество в центре и на местах должно иметь вкус, должно ясно понимать, что является приоритетом.
Совсем не обязательно нам поддерживать какие-то жареные новости, которые специально иногда выбрасываются, особенно в интернет-пространство, чтобы кого-то обидеть, оскорбить, и так далее. На теоретическом, на культурном уровне, если хотите, мы должны на все это отвечать, но я не знаю, насколько правильно вести дискуссии с теми, кого никакая дискуссия, никакие аргументы не убеждают. Не мечите бисер свой перед свиньями, — так Господь сказал, но это не значит, что на высоком интеллектуальном и культурном уровне мы не должны отвечать.
Есть замечательные статьи. Мне неудобно называть тут фамилии и имена, но здесь есть, один из известных людей в медийном пространстве, который замечательно реагирует на очень многие острые вопросы. Такие публикации могут быть примерами для остальных.
Наш враг — не человек, а враг рода человеческого
Нередко наше присутствие в жизни общества и в медиа вызывает безосновательную критику. Речь в данном случае идет не о неведении, а о сознательном отрицании права верующих людей отстаивать свою позицию в публичном пространстве. Эта борьба с Церковью не является чем-то новым и неожиданным для христиан. И вы должны духовно и профессионально быть готовыми защищать Церковь-мать, помня при этом, что как в миру, так и в медийной среде, наш враг — не человек, а враг рода человеческого. Борясь с грехом всеми доступными средствами, мы должны стремиться не к унижению, а к исправлению наших оппонентов.
Божьим промыслом нередко враги Церкви становились проповедниками истины. Мы верим, что такое возможно и в наши дни. Поэтому православный человек всегда с достоинством должен выступать в дискуссии, понимая, что по тому, что и как говорит, судят о его убеждениях и о его церковности.
Еще раз хочу сказать: это не означает уходить в сторону от вызовов — на них нужно отвечать. Но наш ответ интеллектуально, духовно, культурно должен быть на порядок выше нападок. И тогда, по крайней мере, мы будем честны пред Богом и перед Церковью.
А дальше предадим все в руки Божии. Но нужно делать все от нас зависящее, чтобы слово Божие сегодня достигало человеческих сердец — в том числе, и наших недоброжелателей.
Я хотел бы сердечно пожелать всем вам, мои дорогие братья, сестры, отцы, владыки, помощи Божией в тех трудах, которые вы осуществляете. Несомненно, на благо Церкви и наших народов. Благодарю за внимание.
Фото: Патриархия.ру
Текстовая версия и подзаголовки: Правмир