17 декабря 2013 года состоялось подведение итогов конкурса «Вера и религия в современной России»,  который с июня по ноябрь проводила некоммерческая исследовательская служба «Среда». Подводя итоги  конкурса, организаторы рассказали целях, которые ставили перед собой, и тенденциях в современном  религиоведении, которые выявило это научное мероприятие.

Алина Багрина, основатель и координатор исследовательской службы «Среда»:

Мы предприняли первую  попытку научного конкурса работ в области религиоведения в современной России. Нашей главной целью  была поддержка талантливых молодых учёных, создание и развитие научной среды. К сожалению, ситуация  в современной науке такова, что многие молодые люди, заинтересовавшиеся наукой в студенческие годы,  в дальнейшем не смогут продолжать свои исследования по причине недофинансирования. Мы посчитали  важным дать им возможность высказаться.

Кроме того, нам самим было интересно посмотреть на то, какие же методы исследования используют  современные религиоведы — конкурсные работы дали нам такую возможность. Конкурс получился  междисциплинарный. Нередко филологи, культурологи, социологи, антропологи, представители других  специальностей работают с одними и теми же материалами, изучая их каждый под своим углом. Мы посчитали  интересным дать этим учёным встретиться в рамках одного проекта.

Конкурс активно продвигался как в светских, так и в духовных учебных заведениях, так как мы планировали  сопоставить светский и научный подходы в работах. К сожалению, студенты духовных семинарий и вузов  на призыв поучаствовать в конкурсе почти не откликнулись.

В ходе анализа полученных работ мы выдвигали несколько рабочих гипотез; некоторые из них подтвердились,  другие — нет. Прежде всего, нас заинтересовало, существует ли в современной науке «секулярная цензура» — когда работы верующих исследователей менее активно продвигаются к защите, отбрасываются в ВАКовских  журналах и тому подобное. Оказалось, подобного ценза нет, зато очень активно работает «научный фильтр». К сожалению, нередко работы верующих оказываются объективно слабее трудов их секулярных коллег,  именно поэтому они отбрасываются. В нашем конкурсе многие работы православных исследователей также  не попали в итоговый сборник.

Ещё одна проблема российских молодых исследователей религии — слабая интегрированность в мировую  науку: зачастую в работах не было цитат даже из работ наиболее известных исследователей. Но зато  и впечатления карликов, которые пытаются перегнать других, влезая на плечи гигантов, конкурс не оставил. Оргкомитет также очень боялся, что работы придут, в основном, из двух столиц. К счастью, и эти опасения  не оправдались — география конкурса — широчайшая.

Мы также намеренно разрешали участникам работать в жанре «предстатьи». Увы, язык наших научных  журналов очень сух. Хотелось, чтобы участники нашли такой стиль, в котором научность сочеталась бы  с живостью изложения. В итоге среди работ были даже такие, жанр которых можно определить как  «литературное эссе».

Ещё очень боялись агрессивных работ. Их не было. Так что, можно сказать, что слухе о растущем радикализме  и фундаментализме религиозных исследований в России сильно преувеличены.

Мы также хотели бы посвятить прошедший конкурс памяти нашей коллеги Юлии Юрьевны Синелиной,  погибшей весной этого года.

Ксения Медведева, куратор конкурса:

Ксения Медведева

В мае, когда было принято решение о проведении конкурса, мы начали его продвижение — обзвонили кафедры в вузах, запустили рекламу на религиоведческих ресурсах и в соцсетях. Правда, по ходу участники заставили  нас поволноваться — абсолютное большинство работ было сдано в самые последние дни его проведения. В цифрах итоги конкурса выглядят следующим образом:

— было прислано 173 работы 181 автора;

— возраст исследователей — 19-25 лет, больше всего было авторов 20-22 лет;

— в конкурсе приняли участие исследователи из шестидесяти городов сорока семи субъектов Российской Федерации.

47% участников — христиане, из них 39% — православные; 4% — мусульмане; 3% — атеисты; 3% обозначили своё вероисповедание как «другое»; 30% — не ответили на вопрос о своём вероисповедании (обычно при опросах отказываются указать своё вероисповедание 5% респондентов).

Пять самых часто встречающихся специальностей среди участников:

— социология;

— религиоведение;

— история;

— психология;

— теология.

70% участников конкурса — женщины.

Михаил Аскольдович Тарусин, социолог, руководитель отдела социальных исследований Института  общественного проектирования:

Михаил Тарусин

Я занимаюсь социологией больше двадцати пяти лет. Сейчас в этой научной области много конкурсов,  но конкурс среди молодых исследователей проблем веры и религии я вижу впервые. Мне предложили оценить  двадцать конкурсных работ, и впечатления от них были противоречивы. Некоторая часть работ из-за своего  невысокого уровня вызвала у меня протест — другие порадовали.

Такой конкурс очень нужен. Нынешнее общество — это общество верующих (по разным данным таковыми себя называют от шестидесяти до семидесяти пяти процентов россиян, и мы вынуждены им верить — другого  мерила, кроме самоопределения человека, у социолога нет). Я очень надеюсь, что конкурс продолжится  и хочу обратиться к молодым исследователям: не бойтесь поднимать в своих работах дерзкие вопросы.

Николай Витальевич Шабуров, профессор, директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета:

Николай Шабуров

На предложение стать экспертом конкурса я откликнулся со скепсисом, который быстро прошёл по мере  проверки работ. Объективно среди представленных на конкурс были работы более сильные и более слабые, но,  хочу извиниться за это, я ожидал худшего. Отрадно, что наши молодые участники уже владеют методами религиоведческих исследователей.

В отличие от предыдущего эксперта, я прекрасно помню времена, когда 90% наших исследователей религии  именовали себя атеистами. Дело исследования религий важно, так как многое в нашем обществе нельзя  предсказать наперёд.

Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата,  зампредседателя Братства Православных Следопытов:

Мне очень нравится название конкурса, чётко отражающее тот факт, что «вера» и «религия» — не синонимы.  Религией у латинян называлось «восстановление связей». В этом смысле религия свойственна, наверное, всему человечеству, тогда как вера — прерогатива иудаизма и христианства. До начала нашего заседания здесь  в кулуарах говорилось, что ни одно мероприятие, к сожалению, не начинается вовремя. Ни одно —  за единственным исключением — Страшный Суд, как сказано в Писании, начнётся даже ранее своего срока. До его начала будет проведено и некоторое подобие социологического исследования — когда сделавшие добро  «одному из малых сих», будут отделены от несделавших.

При этом люди совершенно не случайно названы в Писании «братьями и сестрами». Став Сыном Девы, Бог  породнился с людьми, и теперь мы все — семья. Ещё интересно, что Царствие Божие было предназначено  человеку ещё до сотворения мира — в замысле Божием о человеке. Мы видим, как в христианстве происходит  актуализация этики — когда расстояние от человека до Бога оказывается равно расстоянию до первого  страждущего. Люди, желающие быть вне Бога, оказываются в геенне, для которой они не предназначены, но уважение Бога к человеку настолько велико, что Он помещает его даже туда, куда не собирался.

Очень часто путь человека к вере начинается с аргументов страха, но эти аргументы действенны только для  первых шагов. Как только человек выбирает путь Любви — окружающая его реальность меняется. Прошедший конкурс — это также попытка изменения реальности. Нам нужно создавать для молодых учёных научную  среду, помогать им налаживать социальные связи — этим и занимаются устроители конкурса.

Среди причин, почему не прислали свои работы студенты духовных семинарий, мне видятся следующие:

1) В сегодняшних семинариях нет стимула к научной работе. Это катастрофа, так как в целом православие —  религия разума и слова. Однако не стоит забывать. Что первое поколение выпускников духовных учебных  заведений осталось у нас практически не востребовано. Вероятно, нынешние студенты просто учитывают  их опыт.

2) Проект «Среда» в целом вызывает настороженность семинаристов — он негосударственный, независимый.  Его надо продвигать.

3) Нынешние семинаристы находятся вне пространства научных исследований. Значит нужно и далее  развивать конкурс и активнее доносить информацию о нём до духовных учебных заведений.

В финале встречи были объявлены победители конкурса. Ими стали

Первое место

Варакина Евдокия Раифовна, Москва, старший преподаватель филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Роль Церкви в жизни современного  человека: взгляд современной русской литературы».

Сережко Татьяна Алексеевна, Белгород, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии  Белгородского университета экономики, кооперации и права. «Репрезентация „сакрального“ в повседневных  практиках крестьянства».

Хазов Никита Константинович, Санкт-Петербург, студент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специальность «Религиоведение». «„Культ святых“ как форма  мусульманской народной религиозности».

Второе место

Белькова Анастасия Анатольевна, Улан-Удэ, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН «Сделка с Богом: культурный код религии в постсоветской Бурятии».

Войник Анна Александровна, Санкт-Петербург, магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского  государственного университета. «Особенности этнорелигиозной и гражданской идентичности адептов  корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга».

Комарова Вера Андреевна, Москва, аспирант историко-филологического факультета Российского  государственного гуманитарного университета. «Конфессиональные стереотипы как способ  самоидентификации (старообрядцы и протестанты в восприятии современных крестьян Архангельской  области)».

Худякова Екатерина Сергеевна, Пермь, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского  государственного национального исследовательского университета. «Православная идентичность в современной России: текстовый анализ интервью о вере».

Шевкунов Дмитрий Владимирович, Ижевск, магистрант факультета социологии и философии Удмуртского  государственного университета, кафедра философии и социологии культуры. «Конструирование религиозной идентичности в пространстве религиозной организации „Церковь Последнего Завета“».

Было вручено также несколько специальных призов.

 

Фото Владимира Горбунова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.