Часто ли мы замечаем рядом с собой людей, нуждающихся в помощи? Не стоит опускать глаза. Действительно, наши сердца очерствели от безразличия. И если о нас судить по поступкам, то не всегда мы достойны называться христианами. но никогда не поздно научиться состраданию и любви. о том, как женщина может послужить ближнему и стать проповедницей веры христовой, мы побеседовали с председателем синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном.
— Владыка Пантелеимон, православные сестричества в России имеют глубокие корни. Расскажите, пожалуйста, как они возрождается сегодня.
— Наша Церковь объединяет людей разного возраста, разного социального положения и разного пола. Церковь едина. Но все-таки внутри Церкви есть объединения людей, принадлежащих к одному полу, например, мужские и женские монастыри. Издревле в Церкви существовали такие объединения женщин, которые помогали им выполнять церковное служение. Сначала были диаконисы, которые помогали священникам или архиереям в совершении Таинств, занимались социальным служением. А в середине XIX века в России появились «Общины сердобольных вдов», которые позднее переросли в «Общество сестер милосердия». Сестрами милосердия были женщины, которые имели возможность и время для служения ближнему. Они помогали раненым, больным во время эпидемий и войн, в прифронтовых госпиталях и в тылу. Так было в Крымскую и Русско-японскую войны.
В 90-е годы ХХ столетия, после того как церковная жизнь в стране начала возрождаться, вновь появились сестричества, их число растет до сих пор. Эти сестричества объединяют женщин, не принявших монашеские обеты, но желающих послужить ближнему. Существуют разные формы сестричеств, и уставы этих общин отличаются друг от друга. В некоторых есть посвящение в сестры милосердия, в большинстве есть своя форма одежды, где-то существуют свои обучающие курсы. Вид служения сестер милосердия тоже может быть разным: кто-то из женщин ухаживает за детьми-сиротами, кто-то за больными, кто-то за бездомными, а кто-то — за людьми, страдающими разными зависимостями. Большинство сестричеств милосердия возникают по инициативе «снизу», бывает, что их организует правящий архиерей в своей епархии. Например, так возникли сестричества в Воронежской и Смоленской епархиях.
— Как родилась идея создать Свято-Димитриевское училище при Первой градской больнице?
— В 1990 году три врача: Александр Флинт (который впоследствии стал первым директором училища), Борис Соленко и Алексей Мастеропуло решили создать вечерние курсы для сестер милосердия при первом медицинском училище. Там студентки изучали основную программу училища, и дополнительно им преподавали духовные предметы. Первый набор в училище насчитывал около 50 женщин. Среди них были женщины с высшим образованием и даже с ученой степенью. Вечерами они учились, а днем многие из них работали в Первой градской больнице. Со временем эти вечерние курсы получили статус самостоятельного училища, а их студентки стали первым выпуском этого училища. И многие из них со временем вступили в Свято-Димитриевское сестричество милосердия.
— По каким критериям происходит отбор абитуриенток?
— Основной критерий — это православная вера. Причем мы принимаем и невоцерковленных людей, если они позиционируют себя как православные и у них есть желание познакомиться с жизнью Церкви, участвовать в этой жизни, исповедоваться и причащаться. Также девушка, желающая учиться у нас, должна обладать хорошим здоровьем, потому что работа в больнице требует много сил. И, конечно же, девушка должна участвовать в жизни училища, потому что наши студентки проводят время не только в учебных аудиториях, но и трудятся в больнице, занимаются социальным служением. Свято-Димитриевское училище — это учебное заведение открытого типа, наши девочки живут дома и приходят на занятия. Но среди москвичек профессия медицинской сестры считается «немодной». Больше половины наших студенток из других городов, они живут в Марфо-Мариинской обители или устраиваются на частных квартирах в Москве.
К нам приходят девушки, которые хотят обучаться в православной среде, которые хотят научиться служить ближнему и, конечно же, нашедшие свое призвание в медицине. Некоторые из наших выпускниц становятся врачами и выходят замуж, некоторые становятся монахинями, судьбы у всех разные. У всех у них доброе сердце. Эти девочки не могут равнодушно смотреть на страдания других людей и хотят принять участие в судьбе несчастных.
Абитуриентками нашего училища могут стать девушки после 9-го и 11-го класса. Но к нам может поступить и взрослая женщина, имеющая высшее образование. В училище есть дневное и вечернее отделения. Мы принимаем всех.
— Нужно ли подталкивать человека к благотворительности, или он должен прийти к этому сам?
— К благотворительности нужно призывать, потому что благотворительность — это форма, в которой проявляется любовь. А без любви человек теряет смысл своей жизни, утрачивает связь с Богом — источником Любви. Человек создан для того, чтобы жить для другого, и если он этого не делает, то перестает быть человеком. Он становится больше похож на врага человеческого рода, потому что замыкается на себе, в то время как должен жить для других. В этом-то и есть смысл благотворительности: являть любовь другим людям.
— Может ли благотворительность навредить?
— Конечно, если человек делает это напоказ, с гордостью, если он делает это с выгодой для себя. Благотворительность очень часто вредит, если человек делает что-то, на первый взгляд, благое, но при этом забывает, что источником всего доброго является Бог.
— Владыка, многих смущает насущный вопрос о просящих милостыню у храмов, в переходах метро и на улицах города. Нужно ли подавать милостыню, если заранее знаешь, что эти деньги пойдут на выпивку или вовсе не попадут в карман к просящему?
— Я думаю, что давать таким людям деньги нельзя. Но можно им помогать по-другому. Знаю людей, которые нашли выход из такого положения. Когда к вам подходит человек и просит подать на хлеб, то нужно предложить ему сходить в магазин и купить то, в чем он нуждается. Принести просящему какие-то вещи тоже было бы очень хорошим делом. Говорят, сейчас существует «нищенский» бизнес. Несчастны люди, которые этим занимаются. Но те, кто занимается попрошайничеством, пришли к этому не от хорошей жизни. Они страдают от холода, голода, им ведь очень тяжело. Надо помнить, что все люди, хорошие и плохие, честные и обманщики, достойны жалости, сострадания, и всем нужно помогать!
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о православной службе «Милосердие», которую Вы возглавляете. Чем она занимается?
— Служба «Милосердие» — это благотворительная организация, которая реализует 18 проектов, направленных на помощь нуждающимся людям. Наши проекты — это Свято-Софийский и Свято-Димитриевский детские дома, Димитриевская школа и многие другие. Сейчас к старым присоединились и новые проекты. К ним относится «Дом для мамы» — кризисный центр для беременных женщин и матерей с младенцами, которым некуда пойти. С 2011 года при Марфо-Мариинской обители работает Православный центр семейного устройства, главной задачей которого является возвращение ребенка в семью — кровную или приемную. Подробнее о наших проектах можно узнать на сайте www.miloserdie.ru.
— Как и чем можно помочь службе «Милосердие»?
— Финансовый кризис подтолкнул нас к созданию программы «Друзья милосердия». Основная ее идея в том, что человек жертвует небольшую сумму — сотую часть от своей зарплаты — но делает это регулярно. Нам помогает большое количество анонимных жертвователей, среди которых есть и крупные благотворители. Однажды к нам пришел человек, принес 5 миллионов рублей, сказал, что его зовут Сергей, и ушел. Больше мы о нем ничего не знаем. Еще, правда, он озвучил пожелания, как расходовать эти деньги. А есть и пенсионеры, которые жертвуют по сто рублей в месяц от своей пенсии, или наши студенты, жертвующие от стипендии. Словом, в этой программе участвуют самые разные люди.
Мне бы хотелось обратиться к читателям «Славянки» с тем, чтобы они поняли, что в этой программе неважно количество денег. Не нужно думать, что если уж жертвовать, то какую-то ощутимую сумму. Нет! Нам важно постоянное участие! Наш лозунг: «Понемногу от многих — это спасает жизни». Жертвовать какую-то часть денег может каждый человек, и каждый сам для себя определяет размер этой жертвы. Конечно, если человек сам участвует в социальном служении, ухаживает за больными, помогает бездомным, навещает сирот — это радость для нас, но не у всех есть такая возможность, поэтому для некоторых людей больше подходит денежная форма участия в благотворительности. Каждый рубль для нас — это спасение, потому что количество нуждающихся людей постоянно растет, люди обращаются за помощью из разных городов. И, конечно, для нас важна и ценна любая помощь. У нас очень низкие зарплаты, пожалуй, в два раза ниже, чем у работников государственных структур. По этой причине мы не имеем возможности расширяться, мы не можем расширить патронажную и другие наши службы, хотя нуждающихся людей очень много.
— С какими словами Вы бы обратились к человеку, чтобы разбудить в нем чувство милосердия и сострадания к ближнему?
— Обращаясь к читателям «Славянки», я, прежде всего, хочу сказать, что журнал «Славянка» — это самый популярный женский православный журнал. С ним в сравнение не идет ни «Нескучный сад», ни «Фома», ни какие-либо другие издания. Вы нашли такую форму журнала, которая близка очень многим православным женщинам. У вас много читательниц среди наших прихожанок. Посредством журнала я обращусь к женщинам с такими словами. В современном мире женщины живут почти как мужчины: участвуют в политике, в экономике, на равных с мужчинами выступают в спорте. Но у женщины есть своя прямая обязанность, о которой она совершенно забыла в наши дни. Женщина должна быть, прежде всего, матерью, воспитательницей своих детей, источником любви, милосердия, сострадания и сочувствия. И если женщины забудут об этом, то мужчины будут ненавидеть и убивать друг друга. Ведь мужчина — это воин, охотник и добытчик. А женщина является хранительницей мирного очага. Она всегда более сострадательна, чем мужчина, и всегда может помочь нуждающимся больше, чем мужчина. Она создана для того, чтобы родить ребенка, отдать ему свою любовь и научить его любить. Первая задача женщины — сделать свою семью источником любви. Мужчина должен приходить из страшного воинствующего мира и оттаивать в семье, там он должен согреваться любовью. Вот самое главное служение женщины, и переоценить это служение невозможно.
В семье появляются дети, формируются будущие президенты, и воспитывают их именно женщины. Сейчас, действительно, мало нормальных мужчин, но женщина не должна занимать их место и становиться мужеподобной. Ее задача воспитать достойного мужчину. Но если есть возможность, женщина может участвовать и в общественной деятельности, но не бороться за власть, не становиться железной бизнес-леди, а являться светом, который умиряет, лечит раны, делает этот мир добрее. Примером таких женщин являются для нас наша святая царица Александра Феодоровна, преподобномученица Елисавета.
Еще одна грань дел милосердия заключается в следующем. К женщине в форме сестры милосердия очень большое доверие среди людей. О священниках в последнее время говорят по-разному. Иногда некоторые люди воспринимают их не очень доброжелательно. А вот образ сестры милосердия не запятнан, к нему велико уважение. Поэтому женщина, участвующая в делах милосердия, участвующая в социальном служении, — это свидетельство истинности Православия, это лучшая проповедь.
Многие люди не верят в слова, но они еще чувствуют любовь, еще чувствуют сострадание, чувствуют, когда им хотят помочь. Люди на это отзываются. И женщины через свое служение очень многих людей могут привести к вере, они являются миссионерами и являют ту любовь, которую Господь принес на землю. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). К сожалению, в наших церковных общинах не хватает любви.
Сейчас можно не только ходить в храм, но можно еще и активно участвовать в церковной жизни. У нас в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению женщина является моим заместителем, ее кандидатура утверждена Священным Синодом. Она оставила престижную работу и трудится на благо ближних, она фактически руководит всем процессом. У Святейшего Патриарха в семинарии была помощница по воспитательной части, она отлично справлялась со своими обязанностями. Так что социальное служение женщины возможно! Надо сказать, что работа в периодических изданиях тоже является служением. Ведь женщине нужно рассказывать о том, где и как она может проявить свои таланты: нежность, заботу, доброту и любовь. Ее нужно вдохновить на это. Ведь если женщина потеряет свое предназначение, то мир погибнет.
— Владыка, раз уж мы заговорили об общецерковной жизни, позвольте задать Вам такой вопрос. Как Вы смотрите на появляющиеся предложения модернизации богослужения: введение русского языка, упрощение Таинства исповеди, сокращение богослужений и постов?
— Мне думается, что модернизировать нужно не внешнюю сторону церковной жизни, а нужно преображать ее внутреннюю составляющую. Каждый приход должен быть не просто закрытым собранием этнокультурной группы, которая хранит некие древние обычаи и обряды. Каждый приход должен стать центром любви. Он должен быть открыт для всех людей, которые ищут Бога, для тех, кому неуютно в этом мире и кто нуждается в поддержке и помощи. Приход должен быть открыт для всех, кто хочет сделать что-то доброе. Вот к чему, на мой взгляд, нужно стремиться. При этом, бесспорно, охраняя от искажений догматы Церкви и ее святые традиции.
— Какие наиболее сильные искушения, на Ваш взгляд, испытывают современные христиане?
— Те же искушения, которыми дьявол соблазнял Господа в пустыне. Искушения деньгами, славой, властью и различными удовольствиями. Эти удовольствия кажутся приятными, но в действительности являются убийственным злом для человека. Сейчас эти искушения обострились потому, что современный человек окружен не только людьми, но еще и средствами массовой информации, которые транслируют совсем не то, что требуется человеку для спасения души. Человек живет в окружении бесконечных образов и звуков. Нынешняя реклама использует низменные приемы для совращения души, поэтому человеку тяжело устоять в современном мире, ему действительно тяжело жить.
— Как можно оградить себя от этого тлетворного влияния?
— Только одним способом: отдать свое сердце Богу. Быть с Ним. Ведь Он и пришел на землю для того, чтобы спасти нас от этих искушений. Только личное общение с Богом через молитву и участие в церковных Таинствах может оградить нас от беды. Заметьте, не общение с духовником, не общение со старцем, а именно общение со Христом. Вот что может спасти человека.
— Владыка, как Вы оцениваете духовный потенциал современной молодежи?
— Вы знаете, когда рождается ребенок, то мы всегда видим в нем некий потенциал. Господь ставит нам ребенка в пример, и мы всегда любим детей, тянемся к ним. Господь, создавая человека, вкладывает в него некие потенциальные свойства: любить, быть добрым, сочувствовать. И в молодежи очень многие из этих качеств сохраняются. Меня больше пугают зрелые люди, потому что они не могут воспитать ту самую молодежь, они не знают, что ей нужно и можно преподать. И вопрос тут не в том, какая молодежь, а в том, кто ею занимается. Молодежь — это некий неустоявшийся неперебродивший материал. Конечно, молодые люди проходят через искушения, конечно, они проходят через трудности, но если их любить, если с ними заниматься, то мы не потеряем тот самый вложенный Богом потенциал. Не надо забывать, что сегодняшние повзрослевшие дети росли во времена, когда все активно менялось, во времена, когда утратились традиции, не было ориентиров. Нынешние соблазны расставлены на каждом шагу живыми людьми. Если раньше это делал дьявол, то сейчас люди занимаются растлением по доброй воле. Оставаться чистым молодому человеку сейчас очень трудно. Поэтому молодежь нуждается в помощи, поддержке, заботе.
— А как, на Ваш взгляд, можно положительно повлиять на молодого человека и заинтересовать его церковной жизнью?
— Мне думается, человеку нужно помочь найти радость в жизни, помочь найти счастье. А счастье это не удовольствие, не удовлетворение своих желаний, это что-то другое. Служение добротой и милосердием, в частности, тоже привлекает молодых людей. К нам часто приходят люди, которые не знают, что такое богослужение, не знают молитв, бывают даже некрещеные, но у них сохранилась доброта в сердце и они хотят кому-нибудь помогать. И когда Церковь занимается этими делами, то они приобщаются к ней и находят в этом утешение, радость. Очень точно писал архиепископу Никону (Рождественскому) святитель Николай Японский: «Чтобы проповедать Христа, сначала надо полюбить того, кому хочешь говорить о Нем, потом добиться, чтобы он полюбил тебя и лишь потом говорить ему о Христе».
А если просто с высоты своего знания и «избранничества» учить человека каким-то истинам, то произойдет лишь отторжение, и ничего больше. Нельзя морализаторствовать с молодыми людьми — «пойди туда, не делай этого». Это же не армия, это живой человек. Ему осторожно надо показать красоту богослужения. Если он ищет любви, пусть участвует в делах милосердия, если он ищет острых ощущений, пусть помогает бездомным, отправляется в походы, если он интеллектуал и жаждет знаний, пусть познакомится с православной догматикой, с трудами святителя Григория Богослова. Богословие — это великая наука, великая. Нужно приобщить человека к высотам православной мысли. Если человек творческий, пусть пишет стихи, статьи о нуждающихся, если он человек искусства, пусть изучает иконопись, церковную архитектуру. Можно показать человеку красоту богослужебных текстов, они же прекрасны, их просто нужно помочь понять. Если человек музыкально одарен, нужно приобщить его к духовной музыке, уверен, он будет сильно увлечен ей, нужно поставить его на клирос, и человек полюбит это делание. Ко всему нужен подход, и этот подход должен быть с любовью и разумением.
— Что бы Вы посоветовали современным молодым семьям?
— Я бы посоветовал им не бояться рожать побольше детей. Не нужно бояться многодетности, потому что это счастье! А если им нужна помощь, то пусть обращаются к нам в службу «Милосердие», мы готовы помогать семьям, которые испытывают трудности. Многодетность — это трудная, но радость! Если в семье будет много детей, то, конечно, будет трудно, но обязательно будет и хорошо, и счастливо!
Беседовала Елена Волкова