Блаженнейший Митрополит Владимир принял управление Украинской Православной Церковью 22 года назад, летом 1992 года, когда его избрали на Киевский престол участники Харьковского собора. Украинец по происхождению и по складу души, уроженец села Марковцы на Хмельниччине, Виктор Маркиянович Сабодан, младший из четырех детей в семье, занимал многие ответственные церковные посты и везде показал себя человеком с большим и открытым сердцем.
Блаженнейший получил лучшее в свое время духовное образование — в 1962 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, затем, в 1965 году, — аспирантуру при Московской духовной академии. Преподавал в Одесской духовной семинарии, где вскоре стал ректором. Кругозор святителя расширился, когда Церковь благословила ему послушания заграницей: в 1966 году он был заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, в том же году рукоположен в епископы с поручением быть представителем РПЦ во Всемирном совете Церквей. С внутренней жизнью Киевской епархии ее будущий предстоятель познакомился в 1968 году, когда был назначен на Переяслав-Хмельницкое викариатство. Ректор Московской духовной академии, Патриарший экзарх Западной Европы, Управляющий делами Московского Патриархата… Послужной список Блаженнейшего впечатляет, но все же главное служение его жизни — это предстоятельство в Украинской Православной Церкви.
Блаженнейший Владимир принял управление Украинской Православной Церковью в очень непростое время, а отошел ко Господу в еще более сложное. В 1990 году Украинский экзарзхат РПЦ получил Томос (грамоту) от Патриарха Алексия Второго, которым провозглашалсь Украинская Православная Церковь в качестве независимой и самостоятельной в управлении. В ноябре 1991 года УПЦ на своем Соборе под председательством митрополита Филарета (Денисенко) решила обратиться к Патриарху Московскому с прошением о даровании УПЦ полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии. Под этим обращением подписались все епископы УПЦ (хотя позже трое из епископов свои подписи отозвали). Вопрос о самостоятельности УПЦ был отнесен на рассмотрение Поместного собора РПЦ (однако на следующем Поместном соборе 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл, этот вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался). В 1992 году митрополит Филарет неожиданно провозгласил образование Киевского патриархата. Не согласные с таким решением епископы на соборе в Харькове избрали своим Предстоятелем митрополита Владимира, занимавшего на то время Ростовскую кафедру. В Украине начиналась борьба за приходы между юрисдикциями, иногда превращавшаяся в стычки и побоища. Была угроза захвата и Киево-Печерской лавры.
Новый предстоятель оказался тем, кто смог сохранить хрупкий мир в Украинской Православной Церкви. О нем можно сказать словами Евангелия: «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит». Он старался действовать не принуждением, но любовью и терпением, как настоящий человек Божий.
С тех пор выросло целое поколение людей, которое не помнит Украинской Православной Церкви без Блаженнейшего Владимира. Я поступил в семинарию через год после того, как Блаженнейший взошел на Киевский митрополичий престол. Помню, с каким трепетом мы, молодые семинаристы, молились на его службах а затем шли с ним крестным ходом из Трапезного храма на Ближние пещеры. Блаженнейший произносил проповедь не в конце службы, а после Евангелия. Его слова были словами не ученого, но пастыря, обращающегося прежде всего к сердцу и воле человека. От его рук я принял и пресвитерскую хиротонию.
Во всех ситуациях Блаженнейший оставался человеком с большим, любящим и верным сердцем. Для нас, выросших и сформировавшихся в Киевских духовных школах, как-то совершенно дико звучали первые известия о высокопоставленных церковных иерархах, передвигающихся с охраной даже по алтарю. Ведь к Блаженнейшему всегда можно было просто подойти и взять благословение или переговорить. Конечно, рабочий день Предстоятеля был расписан по минутам. Но во время службы или после нее ничто не преграждало путь к Блаженнейшему. Уже стали притчей истории о случайных встречах совершенно нецерковных людей с Митрополитом во время его обычных вечерних прогулок по саду возле Митрополии в Лавре… Однажды была идея огородить территорию предстоятельской резиденции, но Блаженнейший не позволил, он сказал: «Не нужно закрывать эту территорию. Это Лавра, святыня, и люди сюда приходят помолиться, пусть здесь все будет для людей».
Блаженнейший был необычайно внимателен к слову. Помните эпоху, когда еще писали бумажные письма? На каждое из них Митрополит Владимир обязательно отвечал. Еще более внимательно он редактировал все обращения, послания и интервью от своего имени. В середине 2000-х было в обычае подготовка интервью пресс-службой, а затем авторизация текста Предстоятелем. Но все равно сам Блаженнейший неизменно внимательно вычитывал каждую запятую, каждый нюанс в тексте. Когда я работал главным редактором портала «Православие в Украине», мне посчастливилось взять интервью у Митрополита Владимира в ходе беседы под диктофон. В последующие годы подобные «живые» интервью Предстоятеля стали появляться все чаще… и мысли Предстоятеля с годами становились все смелее.
Первый пресс-секретарь Митрополита Владимира Святослав Речинский называет жизнь Предстоятеля мученической. Это действительно так. Своим терпением он смог удержать в Церкви людей с очень разными взглядами — от митрополита Черкасского Софрония до митрополита Одесского Агафангела. Во всяких спорных ситуациях владыка предпочитал действовать мягкостью, и скорее погрешить в милосердии, нежели в строгости. Он позволял расцветать всем цветам.
С самого начала своего служения Блаженнейший благословлял священникам использовать украинский язык в богослужении — при условии, что этого желает большинство прихожан. С его же благословения на некоторых приходах ради церковного мира не возглашалось имя Патриарха Московского. Под его председательством Собор УПЦ в декабре 2007 года осудил так называемое «политическое православие» — привнесение политических лозунгов в церковную проповедь, чем очень грешили некоторые околоцерковные общественные организации. В 2008 году митрополит Владимир проявил мужество в отстаивании самостоятельности УПЦ после принятия изменений и дополнений к Уставу, когда Московский Патриархат пытался усвоить себе право утверждать закон, регламентирующий внутреннюю жизнь УПЦ. В 2009 году в интервью российскому Newsweek, отвечая на вопрос об объединении украинского православия и автокефалии сказал следующее:
— Враг рода человеческого позавидовал нам, что мы в единстве. И разделил Враг. И мы теперь мучаемся и надеемся, что удастся воссоединиться православной Украине. Тогда церковь будет еще сильнее, и количественно, и качественно. Статус автокефальной церкви может получить церковь, которая едина в этом вопросе, а не разделившаяся из-за этого. Поэтому для нас важен не вопрос статуса УПЦ, а ее единство.
— И все-таки вам нужен автокефальный статус или нет?
— Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. Но он должен привести людей к пониманию того, что они единоверные, единокровные. Надо стремиться к тому, чтобы и страна процветала, и церковь беспрепятственно исполняла свое призвание и вела социальное служение: образование, миссия, проповеди и т. д. Автокефалию можно дать в любое время, но нужно, чтобы люди были едины во Христе, я уже не говорю о менталитете, национальном чувстве и проповеди. Против воли народа автокефалию давать нельзя, потому что это приведет к новым расколам. А мы теперь знаем, что это такое — расколы, особенно церковные. Должно водвориться взаимопонимание, а не та вражда, которая у нас порой, к сожалению, возникает.
Блаженнейший стремился всегда быть со своим народом, со своей паствой. Надо ли говорить о том, с какой любовью встречали Предстоятеля во всех епархиях — от Волыни до Луганска, от Крыма до Сумщины? Молитва Блаженнейшего тоже охватывала весь народ. Особенно важно было для многих украинцев услышать от УПЦ слова молитвы о жертвах Голодомора и оценка этой трагической страницы нашей истории как геноцида, кровопролитной войны сталинского режима, стремящегося уничтожить саму душу народа и привести его к полному духовному рабству.
Блаженнейший Владимир был необычайно «компанейским» человеком. Он любил собираться с родными и друзьями за столом, делиться мыслями и воспоминаниями, знал и любил петь множество украинских песен. У него был дар хорошо и непринужденно относиться ко всем людям, с первых слов он мог расположить к себе собеседника. Владыка сам говорил: «Я люблю людей. Я люблю общаться с людьми, и это является смыслом моей жизни. Украинский народ — это мой народ, это та паства, которую вручил мне Господь, и сколько я буду жить, столько и буду служить ему».
И он не бросал друзей. Осенью 2011 года митрополит заболел, и ему становилось все хуже и хуже, так что в начале 2012 он уже с трудом мог управлять Церковью. Тогда Синод УПЦ в отсутствие Блаженнейшего принял решение об отстранении от ряда должностей личного секретаря Предстоятеля — архиепископа Александра (Драбинко), обвинив его ни много ни мало в «хуле на Святого Духа». Вскоре после этого, когда многие в УПЦ уже «похоронили» Предстоятеля, Блаженнейший пошел на поправку. Вскоре он так высказался о решении Синода: «Хула на Духа Святого — это очень серьезно. Нельзя бросаться такими фразами. Это не выдерживает никакой критики. С такими вещами шутить нельзя… Мое личное отношение к этому человеку (владыке Александру) не изменилось. Я его знаю давно. Он много похвального сделал для церкви, несмотря на молодые годы, и верю, что еще много сделает. В его честности нет сомнений». Нельзя сказать, что Митрополит Владимир не видел недостатков среди своего окружения или сам был человеком без недостатков. Но он умел видеть в людях лучшее и в это лучшее верить. И он не был предателем.
Конечно, как всякий человек, плоть носящий и в мире живущий, Блаженнейший не был безгрешным. Но идеальные персонажи бывают только в сказках, и не было таких святых, что не допускали бы в жизни промахов. Пройдет время, и историки, вероятно, смогут дать объективную оценку его управлению Церковью. Не время делать это сейчас. Как бы там ни было, Митрополит Владимир понес такое бремя, которое по плечу единицам. Давайте оставим и ему право на ошибку — о которой, возможно, мы еще не знаем. Однако факт в том, что в Украине Блаженнейший Владимир пользовался огромным уважением у всех людей — не только в нашей Церкви, но и у «филаретовцев», греко-католиков, «автокефалов», и просто в светских кругах.
Последние месяцы жизни Предстоятеля пришлись на период испытаний для украинского общества, а с ним — и для Церкви. В середине прошлого года Блаженнейший осторожно поддержал начатый правительством Януковича курс на евроинтеграцию. После разгона первого «Евромайдана» в Киеве, когда народ стал массово выходил на акции протеста, 10 декабря Митрополит Владимир подписал обращение Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, в котором осудил акты насилия и жестокости, призвал действующую власть обеспечить конституционные права и свободы граждан, не применять силу против мирных собраний, принять во внимание требования участников протеста, а также провести непредвзятое расследование случаев провокаций и силового противостояния, и наказать виновных. Власть к голосу Предстоятеля Церкви тогда не прислушалась…
Все годы Предстоятель молился о единстве украинского православия, но так и не увидел его исполнившимся. Он считал, что мы должны смотреть на этот вопрос с точки зрения христианской ответственности, но в то же время не давать повода для новых разделений. Поэтому лучшей данью памяти новопреставленному Блаженнейшему Владимиру от нас, его духовных чад, будет учиться тому вниманию к людям, терпению и любви, которыми он собрал всех нас. Страданиями Господь очистил душу служителя Своего, верного епископа Церкви Христовой, чтобы принять его в селения праведных.
Протоиерей Андрей Дудченко