Новым главой Русской архиепископии Константинопольского Патриархата избран архимандрит Иов (Геча). 5 декабря состоялась его архиерейская хиротония. Что это за человек и какое будущее ожидает Архиепископию?
Ещё не отзвучала «Вечная память», пропетая в сороковой день кончины епископа Гавриила Команского (де Вильдера), как 5 декабря вечером в парижском соборе святого Александра Невского на улице Дарю состоялось введение на кафедру его преемника, архиепископа Иова Тельмисского (Гечи).
«Аксиос!» — пожелаем молодому архиепископу, которому менее 40 лет, помощи Божьей, столь необходимой в духовном и административном окормлении особого церковного образования — Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе.
Обозначение «Русских» выделено у меня курсивом, так как за последние десятилетия, отчасти в силу чистой демографии, где сама эмиграция и представители её второго поколения сейчас наперечёт, отчасти в результате сознательного курса на дерусификацию.
Выборы владыки Иова состоялись 1-го ноября вечером на Внеочередной сессии Ассамблеи Архиепископии, а это — делегаты клира и мирян всех её приходов, под председательством митрополита Эммануила Галльского, экзарха Вселенского патриарха. Эти выборы и голосование, а также утверждение кандидатов состоялось в полном соответствии с Томосом Патриарха Константинопольского. Архиепископия неизменно напоминала о том, что она во всём придерживается положений и церковного Устав разработанных, Московским собором 1917–18 годов. Недавние выборы, предварительные консультации, процесс выдвижения кандидатов и само голосование прошли при полном соблюдении необходимой соборности, гласности и духа того, что принято называть церковной демократией.
На утверждение Святейшим Патриархом Варфоломеем и Священным Синодом был представлен список из трёх кандидатов: архимандрит Григорий (Папафомас), архимандрит Иов (Геча),архимандрит Симеон(Коссек). Этот список был составлен с учётом поправок, внесённых до того в Устав архиепископии. Поправки делали возможным выдвижение кандидатур монашествующих священников, не обязательно пробывших предыдущие пять лет в клире Архиепископии. На этом изменении Устава особенно настаивала Архиепископия, что и было учтено, принято и утверждено Святейшим Синодом Вселенского патриархата.
В начале Внеочередной сессии Ассамблеи митрополит Эммануил сообщил о том, что Константинополь, в полном соответствии с положениями Томоса — основного, «конституционного» документа «Дарю» — двоих кандидатов, арх. Григория (Папафомаса) и арх. Симеона (Коссека) не утвердил. А для обеспечения реальности выбора Священный Синод представил две кандидатуры: архимандрита Виссариона (Комзиаса) и иеромонаха Михаила (Онищенко).
Делегаты Общего собрания обстоятельно обсудили эти три кандидатуры и, если не единогласно, то подавляющим большинством выразили предпочтение архимандриту Иову. Одновременно был, в полном составе, переизбран прежний Совет Архиепископии. Решение Ассамблеи было утверждено Священным синодом Вселенского патриархата. 30 ноября в Константинополе состоялась торжественная хиротония, проведённая патриархом Варфоломеем.
Итак, период «междуцарствия», доработка Устава, выдвижение кандидатур, подготовка и проведение выборов, взаимодействие с Константинополем — весь этот процесс безукоризненно соответствует как духу и букве решений Собора 1917–18 гг., так и Томосу, устанавливающему канонический порядок управления архиепископией.
Прежде чем кратко сказать об уже богатом жизненном пути владыки Иова, следует напомнить о том, что Архиепископия, созданная митрополитом Евлогием как временное образование (в ожидании освобождения России и её Церкви от богоборческого режима Советов), давно отказалась от замысла своих создателей, т. е. митрополита Евлогия и эмигрантов, посвятивших себя ускорению падения этих Советов, мыслителей «парижской школы богословия». Постепенно непровозглашенной задачей и мечтой Архиепископии стало создание Поместного православия, неканонического образования, в обход существующих Поместных церквей.
Владыка Иов (Игорь Владимирович Геча) родился в канадско-украинской семье в 1974 году. Рукоположен диаконом в Канаде в 1996 году. Монашеский постриг — в Виннипеге в 1996 году.
Степень доктора богословия была ему совместно присвоена Свято-Сергиевским институтом и Католическим институтом в Париже.
С 2003 до 2008 он священствует в Париже, член совета Архиепископии. В 2005–2007 — декан Свято-Сергиевкого богословского института. Начиная с 2009 и до сих пор преподаёт литургику и догматическое богословие в Институте при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Швейцария). В 2009–2010 годах читает курс канонического права в университете им. Петра Могилы в Киеве. С 2012 года — приглашённый профессор Фрибургского университета. Свободно владеет русским, украинским, французским, английским и греческими языками.
Если судить по биографии, владыка Иов — преемник покойного владыки Сергия (Коновалова), занимавшего парижскую кафедру с 1993 по 2003 годы.
В своём первом пастырском послании от 1 ноября 2013 новый Архиепископ Телмисский говорит:
«Сегодня наш долг — быть верными этому наследию и продолжать служить единству православной диаспоры. Находясь в юрисдикции Вселенского Патриархата, мы должны, в духе постановлений IV-го Всеправославного Предсоборного Совещания, самым тесным образом сотрудничать в этом пастырском служении с другими епархиями в Западной Европе в рамках Ассамблей православных епископов».
Казалось бы, положение само собой разумеющееся, настолько естественное, что напоминание о нём может показаться странным. Однако это на первый взгляд нейтральное напоминание оказалось остро необходимым на фоне полных нестроений церковной действительности, доставшихся в наследство владыке Иову.
Знатоки истории архиепископии, — как не подумать о Николае Россе,- со временем обобщённо и полно обрисуют десятилетие правления покойного владыки Гавриила (Команского). Да и его ли лично это было правление?
Католический монах, фламандец, перешедший в православие, научившийся со временем церковнославянскому, но никак не разговорному русскому, мало понимающий эмиграцию, не говоря о России и её Церкви, он нуждался в помощи и в советах. А после того, как начал проявляться тяжелейший недуг (рак головного мозга), степень самостоятельности совсем съёжилась… Насколько могу себе представить владыку Гавриила, он не был одержим тщеславием или любовью к почестям. Наоборот, он хотел лучшего для своего церковного удела, а потому несколько поспешно провёл большое количество рукоположений коренных европейцев, призвание которых не состояло в том, чтобы числиться в Архиепископии «русских» православных церквей… И речь тут не о «филетизме», а о соблюдении традиции.
Само избрание владыки Гавриила состоялось после исторического предложения покойного патриарха Алексия II, содержащегося в его послании от первого апреля 2003 года: воссоединиться с Матерью Церковью и под её омофором создать независимую административно, кадрово, бюджетно, и проч. Митрополию русских православных церквей в Западной Европе. После сердечного сближения епископа Сергея (Коновалова), близкого к нему священства (из его окружения) с Русской Церковью и её предстоятелем, при уже начавшихся конкретных переговорах 1998–99 по объединению — письмо Святейшего было как нельзя ко времени.
Отношения с РПЦ получили новый импульс в 90-х годах прошлого века: встречи на разных уровнях и совместные служения увенчались сослужением правящего архиепископа Сергея (Коновалова) с Патриархом Алексием II в. Успенском соборе Кремля (1995 г.). Начались переговоры о возможном воссоединении с Церковью-Матерью, тема обсуждалась в феврале 2001 года во время визита во Францию митрополита Кирилла, когда он предложил предоставить экзархату, в случае его воссоединения с Московским патриархатом, статус автономии, подобный статусу Украинской церкви, с присоединением к нему приходов Западной Европы, находящихся в ведении Российской церкви.
Воссоединение в результате состоялось в 2007 году, но без Архиепископии, а с РПЦЗ, изначально стоявшей на позициях куда более далёких от РПЦ, чем Дарю.
А тогда, в 2003 г., Совет Архиепископии начисто отверг предложение Святейшего Патриарха Алексия и добился в мае того же года избрания владыки Гавриила. Был распущен, чтобы не сказать разогнан, «Евлогианский кружок», объединявший духовенство, стоящее за сближение с РПЦ. Брутальный отказ в рассмотрении предложения Святейшего практически обсёк все живые контакты с РПЦ и её Корсунской епархией с центром в Париже. После этого диалог с Московской патриархией сошёл на нет, а Архиепископия разделилась на два противоборствующих лагеря: сторонников идеи поместной церкви русской традиции, готовых принять предложение патриарха Алексия, и сторонников идеи французского православия.
С 2003 года, началась демонстративная череда недружественных действий по отношению к Московской патриархии. Вот лишь несколько примеров: Патриарх Алексий II, прибывший во Францию в 2007 году, был первым православным патриархом, который, находясь во французской столице с государственным визитом, не был приглашён служить на «рю Дарю».
Это не помешало авторам официального некролога о владыке Гаврииле отметить, что он в крипте кладбищенской церкви в Сент Женевьев де Буа обменялся с Алексием II несколькими фразами по-немецки… Смешно, кабы не грустно.
Эпизод «протокольно» ещё более коробящий: находящийся в Париже митрополит Иларион, председатель ОВЦС, был приглашён служить на «Дарю». Но накануне телефонным звонком предложение было отменено! Вскоре после этого ему пришлось сообщить о выходе из состава редколлегии журнала «Вестник РХД», (главный редактор — Н. С. Струве) — журнала, в 60–70 годы столь активно помогшего верующим в бывшем СССР.
Эти печальные факты, стали оформлением трагической размолвки, произошедшей по инициативе парижской группы левых интеллигентов, считающих себя элитой, единственными хранителями и владельцами «парижской школы богословия». Горделивое отстранение от суетной жизни не помешало этой группе довести здания и территорию Свято-Сергиевского института до аварийного состояния, а недавно — чуть не искалечить фрески великого Стеллецкого.
В ноябре 2006 года Правительство Российской Федерации подало иск во французский суд по восстановлению его единственным законным собственником Свято-Николаевского собора в Ницце. Юридическое объяснение ситуации было бы слишком громоздким, об этом много написано. В результате процессов, занявших целые семь лет, суд был выигран. Одновременно с подачей иска тогдашний посол России А. А. Авдеев лично предложил владыке Гавриилу совместно определить условия продолжения пребывания Архиепископии в храме. Последовал категорический отказ от каких-либо переговоров. А культовая ассоциация Ниццы (АСОР) по ходу процесса не пренебрегала ничем в своих кампаниях по очернению РПЦ.
За время семилетнего процесса в Ниццком Соборе по инициативе протоиерея Иона Гейта квази-административно была отлучена от причастия старейший секретарь культовой приходской ассоциации — Лидия Федоровна Плас. Лишь за то, что она помогла найти архивные документы, подтверждающие собственность России. Несчастная женщина скончалась без исповеди и соборования. Так владыка Гавриил и его окружение изыскали на Лазурном берегу нового Толстого…
Вот уже более года, как храм возвращён России, передан в пользование Корсунской епархии. Он оказался в таком прискорбном состоянии, что России пришлось ассигновать 20 миллионов долларов на его архитектурное спасение.
А замечательный собор в Биаррице (там тоже верующие безуспешно обращались в местный суд с просьбой вернуться в Русскую церковь), возведённый Россией в XIX веке, находится на грани административного закрытия: его посетителям угрожает камнепад… Архиепископия и тут отклонила любые контакты с РПЦ, но зато ввела плату за вход, как это было в Ницце.
В самой России, где процесс церковного строительства продолжает вызывать страстные споры и противостояния, ситуация во Франции, наверное, — не первая забота православных СМИ. Тем интереснее отметить, что отец Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института, неоднократно бывавший в Париже, священник, знающий и любящий «парижскую школу богословия», говорит о том, что для Архиепископии самый естественный путь — воссоединиться с освободившейся Матерью Церковью.
Все эти годы по нарастающей шла кампания, направленная против РПЦ и нынешней России. Член Совета Михаил Соллогуб разместил несколько статей во французской «Фигаро» (о ненадобности, например, строительства православного собора РПЦ в Париже!). Вестник РХД, сайт РСХД, ряд блогов в социальных сетях по-стахановски соревновались в хуле на РПЦ и её предстоятеля.
В 2013 году покойный владыка Гавриил и Совет Архиепископии провели ряд церковно-политических, процессов с полным нарушением Положения о церковном суде. Пять старейших прихожан Дарю были отлучены! Их вина в том, что они говорили правду. Среди них — Василий фон Тизенхаузен, многолетний секретарь епархии при владыке Сергии (Коновалове) и, в недавнем прошлом, секретарь Ассамблеи православных епископов Франции.
За прошедшие 10 лет правления Совета Архиепископии стало очевидным, что её приходы не сумели (возможно, не захотели по соображениям, близким к кастовым), принять массу приехавших из СНГ и других православных стран людей и помочь им. Не нашли общего языка и с огромным количеством молодых православных специалистов разных профилей, живущих в Европейском союзе. Большинство из них молится в приходах русской церкви, которых просто не хватает, а стены их не раздвинешь. Именно исходя из этого осуществляется масштабная программа строительства новых культовых зданий: большой собор в Париже (скоро будет заложен первый камень), Мадрид, Рим, Барселона, Страсбург, Берлин… — по всей Европе.
И ещё социально-религиозный фактор: в 60–70 годы — отчасти от неприятия решений Второго Ватиканского собора, отчасти из-за духовно-идеологического кризиса, достигшего апогея в 1968 году, приток коренных европейцев, обращающихся в православие, стал огромным. Они пополнили приходы Архиепископии. В наше время их поток иссяк, но приходы РПЦ продолжают вести активную миссионерскую деятельность.
Мы с Ксенией присутствовали в соборе святого Александра Невского на ул. Дарю, на службе «столования» владыки Иова. В переполненном храме доля моих сверстников (80 лет и более) нас поразила, молодых — единицы!
Мы услышали обращение-напутствие митрополита Эммануила Галльского, в храм пришёл кардинал Парижский Андре Вэнт Труа, представители всех православных церквей. Особо надо отметить участие в службе епископа Корсунского Нестора. Тем более значимо это участие, что в своём слове новый архиепископ буквально привёл тот отрывок из своего первого пастырского послания, который мной выделен в начале этого текста: «необходимость крепить братские отношения с другими православными церквами, более интенсивно взаимодействовать в рамках Ассамблеи епископов».
Владыка Иов настойчиво напомнил о том, что его «выборы проходили в полном соответствии с традициями Архиепископии — положением Собора 1917 года и патриаршим Томосом». Закончил он «надеждой на начало новой главы, которая будет писаться именно соборно в истории столь дорогого нам церковного образования появившегося в Европе в результате победы большевистского путча в России».
Пожелаем владыке Иову помощи Божьей! О, как она ему нужна! Пожелаем сил и терпения в осуществлении задуманного обновления духа в Архиепископии. Нужна Божья помощь и в деле, не побоимся слова, спасения Свято-Сергиевского института (владыка Иов и об этом говорил, он к институту очень привязан), и в очень многом другом.
Аксиос!