СМИ: Погибший экипаж глубоководного аппарата мог эвакуироваться, но остался тушить пожар
О том, как развивалась аварийная ситуация, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к расследованию.
По их данным, подводники следовали «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок», согласно которому они обязаны оставаться и бороться с возгоранием на том месте, где их застал пожар. Покинувшим отсек без приказа об эвакуации грозит уголовная ответственность. После возгорания шесть моряков покинули АС-31, еще 10 остались бороться с пожаром.
Позже во время осмотра станции выяснилось, что гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. Специалисты обнаружили пустыми огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых емкости с фреоном.
Кроме того, экипаж за 40 минут «издышал» все запасы портативных дыхательных устройств, после чего офицеры использовали шланговые дыхательные аппараты. Когда моряки начали терять сознание, командир запросил разрешение на эвакуацию.
По словам одного из источников, на помощь им пришли четыре члена сменного экипажа. Они встречали тушивших пожар у шлюзового устройства, чтобы помочь им подняться в носитель. Люк между двумя кораблями загерметизировали и, предположительно, вскоре после этого и произошел взрыв. Все находившиеся там 14 человек погибли.
Эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея. Сейчас они выясняют кто и каким образом испытывал литий-ионные батареи, которые были установлены на аппарате. Некоторые специалисты допускают, что к взрыву привели экстремальные режимы работы устройства. Кроме того, проверяется террористическая версия взрыва. Аккумуляторы взрывают на полигоне с помощью тротила и сравнивают обломки с реальными, найденными на АС-31.
Пожар на борту научно-исследовательского подводного аппарата произошел 1 июля в Баренцевом море. В результате погибли 14 членов экипажа, в числе которых было семь капитанов первого ранга и два героя России.