Весь 2012 год темы, так или иначе связанные с Церковью, не исчезали из новостных топов. Однако сказать, что произошел «информационный прорыв» Русской Православной Церкви, было бы ошибкой — большинство новостей имели откровенно скандальный характер и к сущности веры и церковной жизни никакого отношения не имели. Как сделать присутствие Церкви в информационном пространстве позитивным? Как создавать положительную повестку дня? С обсуждения этой проблемы началась работа V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово».
Обгоняя негатив
Ведущая панельной дискуссии декан факультета журналистики Российского православного университета апостола Иоанна Богослова Елена Жосул предложила участникам сконцентрироваться на положительных сторонах работы православных журналистов и поговорить про положительные инструменты, методы и средства информационной деятельности в Церкви.
- Чего нам недостает?
- Какие средства из светской медиасреды приемлемы для нас?
- Чему нам еще предстоит научиться?
Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда обратил внимание на то, что церковные СМИ отстают от новостей:
-Мы сталкиваемся в нашей повседневной работе с тем, что нас практически ежедневно заставляют реагировать на внешние раздражители. Авария случилась, слухи поползли — мы оказываемся в позиции реагирующего человека. Очевидно, что эта позиция во многом проигрышная, так как мы всегда оказываемся вторыми. Мы самостоятельно не создаем повестки дня, а участвуем в предложенной.
Между тем, по словам Владимира Легойды, вопросы, которые предлагаются церковным информационным службам, для жизни Церкви имеют второстепенное, а то и третьестепенное значение, и реагируя на них, мы только подтверждаем их важность.
-Приоритетом для информационных служб должно быть создание своей повестки дня. Мы должны научиться создавать намного больше информационных поводов, делать так, чтобы они были интересны и востребованы в информационном пространстве.
Уважать атеиста
Главный редактор «Российской газеты» Владимир Фронин подобную перспективу оценивает пессимистично:
-Можно ли формировать позитивную повестку дня на фоне тех скандалов, которые происходят в обществе? Российское общество — очень сильно больно. Оно очень сильно расколото, и трещина все больше и больше увеличивается, в том числе и из-за тех событий, о которых пишут в средствах массовой информации. Конечно, можно говорить, нарушил священник правила движения или не нарушил, сбил или не сбил человека. Но это не реакция на события. Нельзя бегать по огню с ведром и заливать из него пожар. Невозможно на один негативный пример создать другой позитивный.
Прежде всего, считает Владимир Фронин, надо искать компромиссные пути объединения нашего общества. Он обратил внимание на то, что в последние двадцать лет произошел некий крен: если в советские годы было неудобно быть верующим, то теперь неудобно быть атеистом.
-Атеисты требуют уважительного диалога, уважительного отношения.
На кого опираться Церкви?
-Проблема Русской Православной Церкви — она не нашла еще своего места в обществе и больше увлекается диалогом с государством и властью, а не обществом. Церковь должна быть сильна сама по себе.
Фронин предлагает искать опору для Церкви в сельской и городской интеллигенции, учителей и врачей.
-Я не вижу их в храме и в числе защитников Церкви. Чиновники — сегодня одни, завтра другие. А помощь интеллигенции очень нужна.
Говорящие головы
Другую проблему Церкви Фронин назвал «говорящие головы» — несколько официальных спикеров Церкви, выступающих с провокационными заявлениями.
-Они ставят меня, как главного редактора «Российской газеты», в очень сложное положение. Почему они говорят?! Какую им оценку дают? Я бы им сказал: не говорите, не выступайте. Если лишить их слова, будет лучше для Церкви.
В конечном итоге, по его мнению, нам нужна не позитивная повестка дня, а умная.
-От нас в советские годы требовали: «Седьмого ноября должны быть только успешные новости! Нельзя давать отрицательных новостей». И чем это закончилось?
Ищем читателя!
Вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская назвала несколько проблем, вставших перед журналистами за последние два года.
Во-первых, это новые медиа — интернет стал активнее использоваться как площадка для наших ресурсов, занял главенствующее положение.
Во-вторых, что касается православных СМИ, то у них появился новый массовый читатель с новым подходом, новыми интересами и новыми требованиями к СМИ. А журналисты своего читателя пока не увидели.
-Почему журнал «Фома», первый вышедший из круга православных изданий и стал просто журналом — флагманский корабль нашей эскадры? Они сразу же увидели своего читателя: интеллигентного, сомневающегося, к которому надо относиться с уважением. Его нельзя водить за руку, ему нельзя грозить пальцем и, тем более, трясти перед ним кулаком. Ему надо пожать руку и пригласить к беседе.
Православным журналистам Зелинская дает простой совет — искать и уважать читателя:
-Найдите своего читателя! Современный читатель — в первую очередь образованный человек, ваш — в первую очередь: он прочитал Священное Писание. Избавьтесь от назидательного тона, поучений и окриков.
Сколько живет новость?
Во-третьих, выросла скорость, в том числе и «сгорания» информации.
-Раньше новость жила приблизительно день — хорошая новость жила два дня. Потом — полдня. Теперь новость живет часы, минуты!
Поэтому более востребованными становятся электронные издания.
Сегодня от повестки дня отстают все СМИ, не только православные, считает Елена Зелинская.
-Чтобы создать повестку дня, в нее нужно просто попасть! — уверена она.
Виртуальная жизнь
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев заметил, что повестка дня сегодня в принципе виртуальна и оторвана от жизни.
-Если бы я знал, как ее изменить, я бы уже ее изменил. Я не знаю, как она меняется.
Она не только не отражает потребностей, но и просто искажает жизнь большинства народа.
—В «Эксперте» пытаются менять экономическую повестку уже семнадцать лет, — поделился опытом Фадеев. — Нам не удается сделать. Большая часть нашего созидательного бизнеса стоит на наших позициях. Нам не удается их консолидировать в какую-то созидательную силу.
Мусор и информация
С текущей повесткой дня мы не справимся, считает Валерий Фадеев, и лезть туда не надо.
—Надо стараться вести свою евангельскую линию.
К идее о том, что надо постоянно жить в потоке информации, который в наше время постоянно растет, он относится критически:
-Это не информация. Это мусор. Не надо пытаться создавать еще больше мусора.
Проблемы русской земли
С Фадеевым согласен историк, писатель и телеведущий Феликс Разумовский: современные издания вообще имеют мало отношения к российской жизни.
-Что касается успешных православных СМИ, то от них часто появляется ощущение, что мы принадлежим к Зарубежной Церкви. Спасаться сегодня можно где угодно — храмы есть и в Аргентине, и в Сан-Франциско, в Баден-Баден, но у нас есть русская земля — основа русской цивилизации. Я давно не встречал содержательного и умного обсуждения проблем русской земли.
По мнению Разумовского, именно эта проблематика должна быть пунктом повестки дня.
Православный журналист в мире, лежащем во зле
Епископ Иона (Черепанов), председатель отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви, напомнил, что православный журналист чаще всего работает для воцерковленного читателя, для которого Церковь не нуждается в защите и какой-то искусственно сформулированной позитивной повестке. А для нецерковного человека наши новости в принципе неактуальны и являются пустым звуком. Поэтому надо писать настолько интересно, чтобы заинтересовывать светского читателя не по законам «рынка».
-Нужно ли нам стремиться работать вовне? — задается вопросом владыка. — Сможем ли мы работать по законам мира, который во зле лежит, который воспринимает церковные новости только скандальные?
Работа православных СМИ имеет эсхатологическую перспективу.
-Мы живем в ожидании жизни будущего века, — подчеркнул епископ Иона. — Готовы ли мы взять в вечность то, что мы создаем?
Медиа — власть страстей?
Еще более критично оценивает само понятие «повестки дня» главный редактор журнала «Russia Profile» Андрей Золотов.
-Повестка дня очень редко формируется положительными новостями. Положительные новости плохо продаются и мало кому интересны. Повестка дня формируется тем, что православные христиане называются страстями — борьбой за власть, стремлением к богатству и похотью. Когда церковная тематика пересекается с борьбой за власть, борьбой за богатства и похотью, она попадает на первые страницы газет, на шапке интернет-изданий.
Поэтому, считает Андрей Золотов, с первых полос лучше бежать. Другое дело, когда Церковь по независящим от себя обстоятельствам оказалась в центре внимания — тогда надо реагировать, оценивать ущерб, стремиться его минимизировать.
-Попадать в положительную повестку дня на третьих и пятых страницах — возможно и нужно, — уверен Золотов. — Это можно делать только одним способом: через людей веры. Наши журналистские средства ограничены — мы не должны проповедовать в жанре классической проповеди. Настоящей нашей проповедью может быть христианин. Человек, у которого в глазах — Господь. Только такие люди и приводят в Церковь.
Можно ли убедить архиерея?
Вторая проблема православных СМИ — зависимость от начальства.
-Кому удалось хоть раз убедить своего правящего архиерея или настоятеля в том, что он должен что-то делать не так, как он первоначально задумал, исходя из соображений медийного эффекта или общественного мнения? — спросил Андрей Золотов.
Поднятых рук было немало, но и немного.
-В большой степени повестка дня не в наших руках. Она в них опосредованна в сторону читателя и начальства. Может быть, ситуация последнего года и того серьезного кризиса, связанного с коммуникацией, не только внешней, но и внутренней церковной коммуникации (очень мало, кто друг друга понимает и слышит) — как-то повлияет на то, что, если не это, то следующее поколение священноначалия будет более восприимчиво к тем импульсам, которое оно получает, в том числе и от вас.
Кто наш союзник?
По мысли Андрея Золотова, православные СМИ должны работать для думающих людей.
-Тенденция отторжения думающих людей — неперспективна. С думающими людьми нужен диалог, даже когда они плохо себя ведут. Это свойственно — и гордыня, и самомнение — особенно творческим людям.
Аромат Православия
А задачу «влияния» на повестку дня нужно ставить в последнюю очередь. Надо просто знакомить читателя с Церковью, а не с ее образом в СМИ:
-Успех книги отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и фильма «Остров» связан с тем, что представленный в них образ Церкви не совпадает с тем, как она рисуется в СМИ. Живая жизнь Церкви — не о золоте и лимузинах, а о любви, жертве и чуде.
Книгу отца Тихона вспоминали не однажды. Так, руководитель информационного отдела Карагандинской епархии протоиерей Александр Угольков заметил, что людям нужны ценности веры — с этим связан успех книги «Несвятые святые».
-Мы должны смотреть на популяризацию тех удивительных ценностей нашей веры, которые митрополит Алма-Атинский Иосиф называл «особые свойства христианства», а иеромонах Серафим (Роуз) «ароматом православия».
Антицерковная кампания?
Главный редактор сайта religare.ru Александр Щипков попытался сформулировать свое понимание повестки дня:
-Положительная повестка дня для церковной прессы — это не рассказы обо всем добром против всего злого, не рассказы о добрых батюшках. Повестка дня — это перечень тем, которые навязываются кем-то для обсуждения обществу, а затем могут перерасти в программу действий.
По его мнению, в 2011-2012 годах прошла антицерковная медийная кампания, включающая повестку дня из трех пунктов:
-сращение Церкви и государства (которого на самом деле нет); -критика духовенства; -обновление Церкви.
Какое счастье, что мы не протестанты!
Александр Щипков предлагает отложить даже справедливую критику Церкви в пользу совместного противодействия критике внешней до «лучших времен» — пока Церковь не окрепнет.
-Это не мое изобретение! Именно так всегда действовали в России протестантские деноминации. Я смотрю на опыт наших братьев-протестанты! — напомнил он.
-Какое счастье, что мы не протестанты! — начал свое выступление член Межсоборного присутствия, советник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, Саров — Дмитрий Сладков.
По его мнению, последний год стал для Церкви критическим. А кризис по-гречески — суд.
-Последний год — был годом частного суда для нашей Церкви, — предположил Дмитрий Сладков.
Позитив от скандалов
Между тем, положительная повестка дня в течение этого года, по его словам, состоялась и включает два пункта:
-Было продемонстрировано мощностью и реальной заинтересованностью дискуссии, что мы живем в христианское время в христианской стране. Второе — началось выметание сора из избы. Да, Церковь свята, но в ее земных институтах сора немало. Оба процесса идут очень трудно, сопровождаются невероятной кучей бестактностей и прямого хамства. Но в стране в целом и в Церкви понятие об этикете как таковом, о вежливости как о прикладном благочестии, как умении почтить образ Божий в своем оппоненте, утеряно. Откуда же ему так сразу взяться?
Презумпция благого намерения
Умножать сущности и видеть заговор против Церкви Сладков отказывается.
-Безусловно, враги у Церкви есть, поскольку враг рода человеческого существует и жив. Но не будем умножать число этих врагов своими руками. С точки зрения формирования позитивной повестки дня следует сформировать этический принцип: должна быть презумпция благого намерения до тех пор, пока не было доказано обратное. Не следует путать критику каждого конкретного клирика и даже архиерея с поношением Христа.
Дмитрий Сладков предлагает вернуться к евангельским основам и ставить для себя вопрос: «Как бы информационную задачу решил Спаситель?»
Пожелания журналисту
В конце дискуссии Елена Жосул предложил участникам сформулировать главные пожелания сотрудникам православных СМИ.
Епископ Иона (Черепанов) призвал показывать истинную жизнь Церкви:
-Нам нужно делать свое дело: освещать жизнь Церкви во всей полноте, чтобы люди, читая наши публикации, ощущали аромат Православия.
Владислав Фронин пожелал всем образования и культуры.
Андрей Золотов подтвердил свой главный посыл:
-По возможности, искать человека, писать очерки, пытаться рассказывать о людях веры!
Елена Зелинская сформулировала четыре принципа медиа:
-Классность, открытость, готовность к диалогу и следование закону о СМИ, который гарантирует и журналисту, и читателю свободу слова.
Валерий Фадеев призвал к кротости:
-Не так давно по-своему понял слова «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Я подумал, что это про нас и нашу землю — седьмую часть мира — и рассказал об этом одному большому начальнику. Он хмыкнул и сказал: «А мы кроткие?» Желаю всем кротости.
Отец Александр Угольков процитировал Вольтера:
-Все роды поэзии хороши, кроме скучного. Желаю нашим СМИ быть нескучными и очень добрыми.
Владимир Легойда в нескольких словах оценил дискуссию как «получившуюся и не получившуюся»: получилась она потому, что все говорили искренне, со своей болью и с внутренней логикой, а не получился потому, что не сложилась единая картина.
-Я хотел бы попросить всех нас услышать все, что сегодня говорилось, потому что говорились очень важные вещи, — подвел он итог беседы. — А пожелать нам хочу, чтобы посредством слышания мы бы могли вот эти эскизы сложить в одну картину.
ТЕКСТ Мария Сеньчукова
ФОТО Юлия Маковейчук
В Москве открылся фестиваль православных СМИ «Вера и слова» — ФОТО Юлия Маковейчук На открывшемся сегодня, 29 октября, V международном фестивале православных СМИ ‘Вера и слово’, состоялась панельная дискуссия ‘Положительная повестка дня: как мы ее создаем’. |