Весь 2012 год темы, так или иначе связанные с Церковью, не исчезали из новостных топов. Однако сказать, что произошел «информационный прорыв» Русской Православной Церкви, было бы ошибкой — большинство новостей имели откровенно скандальный характер и к сущности веры и церковной жизни никакого отношения не имели. Как сделать присутствие Церкви в информационном пространстве позитивным? Как создавать положительную повестку дня? С обсуждения этой проблемы началась работа V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово».

Обгоняя негатив

Ведущая панельной дискуссии декан факультета журналистики Российского православного университета апостола Иоанна Богослова Елена Жосул предложила участникам сконцентрироваться на положительных сторонах работы православных журналистов и поговорить про положительные инструменты, методы и средства информационной деятельности в Церкви.

Елена Жосул

Елена Жосул

  • Чего нам недостает?
  • Какие средства из светской медиасреды приемлемы для нас?
  • Чему нам еще предстоит научиться?

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда обратил внимание на то, что церковные СМИ отстают от новостей:

-Мы сталкиваемся в нашей повседневной работе с тем, что нас практически ежедневно заставляют реагировать на внешние раздражители. Авария случилась, слухи поползли — мы оказываемся в позиции реагирующего человека. Очевидно, что эта позиция во многом проигрышная, так как мы всегда оказываемся вторыми. Мы самостоятельно не создаем повестки дня, а участвуем в предложенной.

Владимир Легойда

Владимир Легойда

Между тем, по словам Владимира Легойды, вопросы, которые предлагаются церковным информационным службам, для жизни Церкви имеют второстепенное, а то и третьестепенное значение, и реагируя на них, мы только подтверждаем их важность.

-Приоритетом для информационных служб должно быть создание своей повестки дня. Мы должны научиться создавать намного больше информационных поводов, делать так, чтобы они были интересны и востребованы в информационном пространстве.

Уважать атеиста

Главный редактор «Российской газеты» Владимир Фронин подобную перспективу оценивает пессимистично:

-Можно ли формировать позитивную повестку дня на фоне тех скандалов, которые происходят в обществе? Российское общество — очень сильно больно. Оно очень сильно расколото, и трещина все больше и больше увеличивается, в том числе и из-за тех событий, о которых пишут в средствах массовой информации. Конечно, можно говорить, нарушил священник правила движения или не нарушил, сбил или не сбил человека. Но это не реакция на события. Нельзя бегать по огню с ведром и заливать из него пожар. Невозможно на один негативный пример создать другой позитивный.

Владимир Фронин

Владимир Фронин

Прежде всего, считает Владимир Фронин, надо искать компромиссные пути объединения нашего общества. Он обратил внимание на то, что в последние двадцать лет произошел некий крен: если в советские годы было неудобно быть верующим, то теперь неудобно быть атеистом.

-Атеисты требуют уважительного диалога, уважительного отношения.

На кого опираться Церкви?

-Проблема Русской Православной Церкви — она не нашла еще своего места в обществе и больше увлекается диалогом с государством и властью, а не обществом. Церковь должна быть сильна сама по себе.

Фронин предлагает искать опору для Церкви в сельской и городской интеллигенции, учителей и врачей.

-Я не вижу их в храме и в числе защитников Церкви. Чиновники — сегодня одни, завтра другие. А помощь интеллигенции очень нужна.

Говорящие головы

Другую проблему Церкви Фронин назвал «говорящие головы» — несколько официальных спикеров Церкви, выступающих с провокационными заявлениями.

-Они ставят меня, как главного редактора «Российской газеты», в очень сложное положение. Почему они говорят?! Какую им оценку дают? Я бы им сказал: не говорите, не выступайте. Если лишить их слова, будет лучше для Церкви.

В конечном итоге, по его мнению, нам нужна не позитивная повестка дня, а умная.

-От нас в советские годы требовали: «Седьмого ноября должны быть только успешные новости! Нельзя давать отрицательных новостей». И чем это закончилось?

Ищем читателя!

Вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская назвала несколько проблем, вставших перед журналистами за последние два года.

Во-первых, это новые медиа — интернет стал активнее использоваться как площадка для наших ресурсов, занял главенствующее положение.

Во-вторых, что касается православных СМИ, то у них появился новый массовый читатель с новым подходом, новыми интересами и новыми требованиями к СМИ. А журналисты своего читателя пока не увидели.

-Почему журнал «Фома», первый вышедший из круга православных изданий и стал просто журналом — флагманский корабль нашей эскадры? Они сразу же увидели своего читателя: интеллигентного, сомневающегося, к которому надо относиться с уважением. Его нельзя водить за руку, ему нельзя грозить пальцем и, тем более, трясти перед ним кулаком. Ему надо пожать руку и пригласить к беседе.

Елена Зелинская

Елена Зелинская

Православным журналистам Зелинская дает простой совет — искать и уважать читателя:

-Найдите своего читателя! Современный читатель — в первую очередь образованный человек, ваш — в первую очередь: он прочитал Священное Писание. Избавьтесь от назидательного тона, поучений и окриков.

Сколько живет новость?

Во-третьих, выросла скорость, в том числе и «сгорания» информации.

-Раньше новость жила приблизительно день — хорошая новость жила два дня. Потом — полдня. Теперь новость живет часы, минуты!

Поэтому более востребованными становятся электронные издания.

Сегодня от повестки дня отстают все СМИ, не только православные, считает Елена Зелинская.

-Чтобы создать повестку дня, в нее нужно просто попасть! — уверена она.

Виртуальная жизнь

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев заметил, что повестка дня сегодня в принципе виртуальна и оторвана от жизни.

-Если бы я знал, как ее изменить, я бы уже ее изменил. Я не знаю, как она меняется.

Она не только не отражает потребностей, но и просто искажает жизнь большинства народа.

В «Эксперте» пытаются менять экономическую повестку уже семнадцать лет, — поделился опытом Фадеев. — Нам не удается сделать. Большая часть нашего созидательного бизнеса стоит на наших позициях. Нам не удается их консолидировать в какую-то созидательную силу.

Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт"

Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт"

Мусор и информация

С текущей повесткой дня мы не справимся, считает Валерий Фадеев, и лезть туда не надо.

Надо стараться вести свою евангельскую линию.

К идее о том, что надо постоянно жить в потоке информации, который в наше время постоянно растет, он относится критически:

-Это не информация. Это мусор. Не надо пытаться создавать еще больше мусора.

Проблемы русской земли

С Фадеевым согласен историк, писатель и телеведущий Феликс Разумовский: современные издания вообще имеют мало отношения к российской жизни.

Феликс Разумовский

Феликс Разумовский

-Что касается успешных православных СМИ, то от них часто появляется ощущение, что мы принадлежим к Зарубежной Церкви. Спасаться сегодня можно где угодно — храмы есть и в Аргентине, и в Сан-Франциско, в Баден-Баден, но у нас есть русская земля — основа русской цивилизации. Я давно не встречал содержательного и умного обсуждения проблем русской земли.

По мнению Разумовского, именно эта проблематика должна быть пунктом повестки дня.

Православный журналист в мире, лежащем во зле

Епископ Иона (Черепанов), председатель отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви, напомнил, что православный журналист чаще всего работает для воцерковленного читателя, для которого Церковь не нуждается в защите и какой-то искусственно сформулированной позитивной повестке. А для нецерковного человека наши новости в принципе неактуальны и являются пустым звуком. Поэтому надо писать настолько интересно, чтобы заинтересовывать светского читателя не по законам «рынка».

Епископ Иона (Черепанов)

Епископ Иона (Черепанов)

-Нужно ли нам стремиться работать вовне? — задается вопросом владыка. — Сможем ли мы работать по законам мира, который во зле лежит, который воспринимает церковные новости только скандальные?

Работа православных СМИ имеет эсхатологическую перспективу.

-Мы живем в ожидании жизни будущего века, — подчеркнул епископ Иона. — Готовы ли мы взять в вечность то, что мы создаем?

Медиа — власть страстей?

Еще более критично оценивает само понятие «повестки дня» главный редактор журнала «Russia Profile» Андрей Золотов.

-Повестка дня очень редко формируется положительными новостями. Положительные новости плохо продаются и мало кому интересны. Повестка дня формируется тем, что православные христиане называются страстями — борьбой за власть, стремлением к богатству и похотью. Когда церковная тематика пересекается с борьбой за власть, борьбой за богатства и похотью, она попадает на первые страницы газет, на шапке интернет-изданий.

Андрей Золотов, главный редактор "Russia Profile"

Андрей Золотов, главный редактор "Russia Profile"

Поэтому, считает Андрей Золотов, с первых полос лучше бежать. Другое дело, когда Церковь по независящим от себя обстоятельствам оказалась в центре внимания — тогда надо реагировать, оценивать ущерб, стремиться его минимизировать.

-Попадать в положительную повестку дня на третьих и пятых страницах — возможно и нужно, — уверен Золотов. — Это можно делать только одним способом: через людей веры. Наши журналистские средства ограничены — мы не должны проповедовать в жанре классической проповеди. Настоящей нашей проповедью может быть христианин. Человек, у которого в глазах — Господь. Только такие люди и приводят в Церковь.

Можно ли убедить архиерея?

Вторая проблема православных СМИ — зависимость от начальства.

-Кому удалось хоть раз убедить своего правящего архиерея или настоятеля в том, что он должен что-то делать не так, как он первоначально задумал, исходя из соображений медийного эффекта или общественного мнения? — спросил Андрей Золотов.

Поднятых рук было немало, но и немного.

-В большой степени повестка дня не в наших руках. Она в них опосредованна в сторону читателя и начальства. Может быть, ситуация последнего года и того серьезного кризиса, связанного с коммуникацией, не только внешней, но и внутренней церковной коммуникации (очень мало, кто друг друга понимает и слышит) — как-то повлияет на то, что, если не это, то следующее поколение священноначалия будет более восприимчиво к тем импульсам, которое оно получает, в том числе и от вас.

Кто наш союзник?

По мысли Андрея Золотова, православные СМИ должны работать для думающих людей.

-Тенденция отторжения думающих людей — неперспективна. С думающими людьми нужен диалог, даже когда они плохо себя ведут. Это свойственно — и гордыня, и самомнение — особенно творческим людям.

Аромат Православия

А задачу «влияния» на повестку дня нужно ставить в последнюю очередь. Надо просто знакомить читателя с Церковью, а не с ее образом в СМИ:

-Успех книги отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и фильма «Остров» связан с тем, что представленный в них образ Церкви не совпадает с тем, как она рисуется в СМИ. Живая жизнь Церкви — не о золоте и лимузинах, а о любви, жертве и чуде.

Книгу отца Тихона вспоминали не однажды. Так, руководитель информационного отдела Карагандинской епархии протоиерей Александр Угольков заметил, что людям нужны ценности веры — с этим связан успех книги «Несвятые святые».

-Мы должны смотреть на популяризацию тех удивительных ценностей нашей веры, которые митрополит Алма-Атинский Иосиф называл «особые свойства христианства», а иеромонах Серафим (Роуз) «ароматом православия».

Антицерковная кампания?

Главный редактор сайта religare.ru Александр Щипков попытался сформулировать свое понимание повестки дня:

-Положительная повестка дня для церковной прессы — это не рассказы обо всем добром против всего злого, не рассказы о добрых батюшках. Повестка дня — это перечень тем, которые навязываются кем-то для обсуждения обществу, а затем могут перерасти в  программу действий.

По его мнению, в 2011-2012 годах прошла антицерковная медийная кампания, включающая повестку дня из трех пунктов:

-сращение Церкви и государства (которого на самом деле нет); -критика духовенства; -обновление Церкви.

Какое счастье, что мы не протестанты!

Александр Щипков предлагает отложить даже справедливую критику Церкви в пользу совместного противодействия критике внешней до «лучших времен» — пока Церковь не окрепнет.

-Это не мое изобретение! Именно так всегда действовали в России протестантские деноминации. Я смотрю на опыт наших братьев-протестанты! — напомнил он.

-Какое счастье, что мы не протестанты! — начал свое выступление член Межсоборного присутствия, советник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, Саров —  Дмитрий Сладков.

Дмитрий Сладков

Дмитрий Сладков

По его мнению, последний год стал для Церкви критическим. А кризис по-гречески — суд.

-Последний год — был годом частного суда для нашей Церкви, — предположил Дмитрий Сладков.

Позитив от скандалов

Между тем, положительная повестка дня в течение этого года, по его словам, состоялась и включает два пункта:

-Было продемонстрировано мощностью и реальной заинтересованностью дискуссии, что мы живем в христианское время в христианской стране. Второе — началось выметание сора из избы. Да, Церковь свята, но в ее земных институтах сора немало. Оба процесса идут очень трудно, сопровождаются невероятной кучей бестактностей и прямого хамства. Но в стране в целом и в Церкви понятие об этикете как таковом, о вежливости как о прикладном благочестии, как умении почтить образ Божий в своем оппоненте, утеряно. Откуда же ему так сразу взяться?

Презумпция благого намерения

Умножать сущности и видеть заговор против Церкви Сладков отказывается.

-Безусловно, враги у Церкви есть, поскольку враг рода человеческого существует и жив. Но не будем умножать число этих врагов своими руками. С точки зрения формирования позитивной повестки дня следует сформировать этический принцип: должна быть презумпция благого намерения до тех пор, пока не было доказано обратное. Не следует путать критику каждого конкретного клирика и даже архиерея с поношением Христа.

Дмитрий Сладков предлагает вернуться к евангельским основам и ставить для себя вопрос: «Как бы информационную задачу решил Спаситель?»

Пожелания журналисту

В конце дискуссии Елена Жосул предложил участникам сформулировать главные пожелания сотрудникам православных СМИ.

Епископ Иона (Черепанов) призвал показывать истинную жизнь Церкви:

-Нам нужно делать свое дело: освещать жизнь Церкви во всей полноте, чтобы люди, читая наши публикации, ощущали аромат Православия.

Владислав Фронин пожелал всем образования и культуры.

Андрей Золотов подтвердил свой главный посыл:

-По возможности, искать человека, писать очерки, пытаться рассказывать о людях веры!

Елена Зелинская сформулировала четыре принципа медиа:

-Классность, открытость, готовность к диалогу и следование закону о СМИ, который гарантирует и журналисту, и читателю свободу слова.

Валерий Фадеев призвал к кротости:

-Не так давно по-своему понял слова «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Я подумал, что это про нас и нашу землю — седьмую часть мира — и рассказал об этом одному большому начальнику. Он хмыкнул и сказал: «А мы кроткие?» Желаю всем кротости.

Отец Александр Угольков процитировал Вольтера:

-Все роды поэзии хороши, кроме скучного. Желаю нашим СМИ быть нескучными и очень добрыми.

Владимир Легойда в нескольких словах оценил дискуссию как «получившуюся и не получившуюся»: получилась она потому, что все говорили искренне, со своей болью и с внутренней логикой, а не получился потому, что не сложилась единая картина.

-Я хотел бы попросить всех нас услышать все, что сегодня говорилось, потому что говорились очень важные вещи, — подвел он итог беседы. — А пожелать нам хочу, чтобы посредством слышания мы бы могли вот эти эскизы сложить в одну картину.

ТЕКСТ Мария Сеньчукова

ФОТО Юлия Маковейчук

Правмир
В Москве открылся фестиваль православных СМИ «Вера и слова» — ФОТО

Юлия Маковейчук

На открывшемся сегодня, 29 октября, V международном фестивале православных СМИ ‘Вера и слово’, состоялась панельная дискуссия ‘Положительная повестка дня: как мы ее создаем’.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.