Независимая служба СРЕДА опросила 200 участников митинга, прошедшего в Москве на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года, с целью выявления социально-демографических характеристик, идеологических и религиозных предпочтения и ценностных ориентаций митингующих.
Исследование, проведенное Службой СРЕДА, позволяет составить примерный портрет участника митинга. Это довольно молодой человек (75% опрошенных моложе 40 лет), поддерживающий идеи демократии и либерализма (70%), столичный житель. Подавляющее большинство — студенты, менеджеры, интеллигенция. Достаточная однородность митингующих в социально-демографическом плане соседствует с пестротой ценностных установок. Заметны различия в причинах участия и степени оппозиционности среди и мужчин и женщин. Вопреки стереотипу, атеистов среди митингующих не так много: хотя в Бога не верит каждый четвертый, почти половина опрошенных причисляют себя к православным. О том, что Русская Православная Церковь поддерживает власть, говорят 70%; о том, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, говорят 80% опрошенных.
Согласно результатам опроса, среди опрошенных преобладают достаточно молодые люди: более трети опрошенных находятся в возрасте от 15 до 25 лет, еще треть – в возрасте от 25 до 34 лет. 61% опрошенных – мужчины. По роду занятий, среди опрошенных преобладают служащие частных компаний (24%), студенты (21%), представители творческих профессий (19%).
Меньше доля предпринимателей (11%), научных сотрудников (10%) и пенсионеров (8%).
Политические предпочтения большинства опрошенных связаны с идеями либерализма и демократии: 40% проголосовало бы за партию либеральной направленности, 30% – демократической.
Более половины опрошенных (59%) готовы участвовать только в санкционированных митингах и демонстрациях. Тем не менее, доля считающих возможным «идти на баррикады» и оказывать сопротивление органам правопорядка – достаточно велика и составляет пятую часть опрошенных (21%).
Что касается причин участия в митинге (открытый вопрос), можно выделить три группы ответов. Первая группа — недовольство действиями власти (23%), вторая — недовольство проведением процедуры выборов (22%), третья — эмоциональные, но неинформативные высказывания («Достало!», «Хватит терпеть!», нецензурные высказывания, т.д.: 19%). При этом в последней группе значительно больше мужчин, в первой группе – мужчин так же больше, зато во второй группе преобладают женщины.
Интересно, что для респондентов из первой группы ценность солидарности является менее высокой, чем для респондентов второй группы. Степень оппозиционности – напротив: к активному сопротивлению властям чаще готовы как раз представители первой группы; те же, кто более солидарен и преимущественно недоволен не властью, а выборами – готовы участвовать только в санкционированных акциях протеста (это группа, в которой преобладают женщины). Таким образом, можно говорить о гендерной специфике в рядах оппозиции.
Для выявления ценностных ориентаций митингующим было предложено отметить согласие или несогласие с утверждениями, характеризующими уровень социальности, индивидуализма, жизнелюбия и религиозности. Чаще прочих респонденты соглашались с утверждениями, связанными со стремлением к защите личной свободы (78%), стремлением делать добро другим (64%), стремлением к справедливости (61%), признанием ценность человеческих отношений самих по себе (55%) и признанием ценности социальных отношений для достижения каких-либо целей (48%). В целом, респондентам оказались свойственны низкий или средний уровень жизнелюбия, средний уровень социальности, средний уровень индивидуализма и очень низкий уровень религиозности.
Интересные результаты дал анализ двух вопросов о роли Русской Православной Церкви в российском политическом мире. Среди опрошенных доминирует точка зрения, что Церковь поддерживает власть (70%). Одновременно подавляющее большинство респондентов (80%) считают, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, а должна призывать к бдительности и не допускать кровопролития.
На вопрос «Вы верите в Бога» утвердительно ответили 40% опрошенных и ещё 17% заявили, что верят в существование сверхъестественных сил; 24% ответили отрицательно, а 8% идентифицировали себя как агностики. Доля участников митинга, идентифицирующих себя с православием, достаточно велика (43%), несмотря на то, что православию в конфликте чаще отводится консервативная роль, связанная с поддержкой власти. Среди других вариантов ответа 2% опрошенных указали буддизм, 1,5% протестантизм и по 1% католичество, иудаизм и ислам. Не относят себя ни к одной религии 45%. Интересно, что из 11% опрошенных, выбравших на вопрос о вере в Бога вариант «Колеблюсь между верой и неверием», более двух третей затем отнесли себя к православию.
Служба Среда продолжает исследования социально-демографических характеристик и ценностных ориентаций оппозиции.
Читайте также:
Прот. Всеволод Чаплин: Говорить от имени митингующих как от имени всего народа — некорректно
Валерий Борщев: Властям надо быть очнеь осторожными, не играть с огнем