Независимая  служба СРЕДА опросила 200 участников митинга, прошедшего в Москве на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года, с целью выявления  социально-демографических характеристик, идеологических и религиозных предпочтения и ценностных ориентаций митингующих.

Исследование, проведенное Службой СРЕДА, позволяет составить примерный портрет участника митинга. Это довольно молодой человек (75% опрошенных моложе 40 лет), поддерживающий идеи демократии и либерализма (70%), столичный житель. Подавляющее большинство  —  студенты, менеджеры, интеллигенция. Достаточная однородность митингующих в социально-демографическом плане соседствует с пестротой ценностных установок. Заметны различия в причинах участия и степени оппозиционности среди и мужчин и женщин. Вопреки стереотипу, атеистов среди митингующих не так много: хотя в Бога не верит каждый четвертый, почти половина опрошенных причисляют себя к православным. О том, что Русская Православная Церковь поддерживает власть, говорят 70%; о том, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, говорят 80% опрошенных.

Согласно результатам опроса, среди опрошенных преобладают достаточно молодые люди: более трети опрошенных находятся  в возрасте от 15 до 25 лет, еще треть – в возрасте от 25 до 34 лет.  61% опрошенных – мужчины. По роду занятий, среди опрошенных преобладают служащие частных компаний (24%), студенты (21%), представители творческих профессий (19%).

Меньше доля предпринимателей (11%), научных сотрудников (10%) и пенсионеров (8%).

Политические предпочтения большинства опрошенных связаны с идеями либерализма и демократии: 40% проголосовало бы за партию либеральной направленности, 30% – демократической.

Более половины опрошенных (59%) готовы участвовать только в санкционированных митингах и демонстрациях. Тем не менее, доля считающих возможным «идти на баррикады» и оказывать сопротивление органам правопорядка – достаточно велика и составляет пятую часть опрошенных (21%).

Что касается причин участия в митинге (открытый вопрос), можно выделить три группы ответов. Первая группа — недовольство действиями власти (23%), вторая — недовольство проведением процедуры выборов (22%), третья —  эмоциональные, но неинформативные высказывания («Достало!», «Хватит терпеть!», нецензурные высказывания, т.д.: 19%). При этом в последней группе значительно больше мужчин, в первой группе – мужчин так же больше, зато во второй группе преобладают женщины.

Интересно, что для респондентов из первой группы  ценность солидарности является менее высокой, чем для респондентов второй группы. Степень оппозиционности – напротив: к активному сопротивлению властям чаще готовы как раз представители первой группы; те же, кто более солидарен и преимущественно недоволен не властью, а выборами – готовы участвовать только в санкционированных акциях протеста (это группа, в которой преобладают женщины). Таким образом, можно говорить о  гендерной специфике в рядах оппозиции.

Для выявления ценностных ориентаций митингующим было предложено отметить согласие или несогласие с утверждениями, характеризующими уровень социальности, индивидуализма, жизнелюбия и религиозности. Чаще прочих респонденты соглашались с  утверждениями, связанными со стремлением к защите личной свободы (78%), стремлением делать добро другим (64%), стремлением к справедливости (61%), признанием ценность человеческих отношений самих по себе (55%) и признанием ценности социальных отношений для достижения каких-либо целей (48%).  В целом, респондентам оказались свойственны низкий или средний уровень жизнелюбия, средний уровень социальности, средний уровень индивидуализма и очень низкий уровень религиозности.

Интересные результаты дал анализ двух вопросов о роли Русской Православной Церкви в российском политическом мире. Среди опрошенных доминирует точка зрения, что Церковь поддерживает власть (70%). Одновременно подавляющее большинство респондентов (80%) считают, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, а должна призывать к бдительности и не допускать кровопролития.

На вопрос «Вы верите в Бога» утвердительно ответили 40% опрошенных и ещё 17% заявили, что верят в существование сверхъестественных сил; 24% ответили отрицательно, а 8% идентифицировали себя как агностики. Доля участников митинга, идентифицирующих себя с православием, достаточно велика (43%), несмотря на то, что православию в конфликте чаще отводится консервативная роль, связанная с поддержкой власти. Среди других вариантов ответа 2% опрошенных указали буддизм, 1,5% протестантизм и по 1% католичество, иудаизм и ислам. Не относят себя ни к одной религии  45%. Интересно, что из 11% опрошенных, выбравших на вопрос о вере в Бога вариант «Колеблюсь между верой и неверием», более двух третей затем отнесли себя к православию.

Служба Среда продолжает исследования социально-демографических характеристик и ценностных ориентаций оппозиции.

Читайте также:

Прот. Всеволод Чаплин: Говорить от имени митингующих как от имени всего народа — некорректно

Андрей Исаев: Мы видим новый социальный слой, который бунтует против тех условий, которые привели к его формированию

Валерий Борщев: Властям надо быть очнеь осторожными, не играть с огнем

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.