В наши дни церковные «дресс-коды» стали гораздо мягче тех, что были приняты в среде неофитов лет двадцать назад. Сегодня мы редко встречаем прихожанок, по самые брови укутанных в темненькое и в старенькое, равно как и прихожан в сапогах и рубахах навыпуск. Но, тем не менее, есть немало людей, которым сильно мешают воцерковиться их привычки в одежде. Ну вот просто не могу надеть платок, ни за что, никогда! Стоит ли отмахиваться от этой проблемы как несерьезной?
Одежда — очень важная сторона осознания человеком себя. С ее помощью мы защищаемся и закрываемся от одних людей и стараемся произвести наилучшее впечатление на других. Создавая свой стиль и образ, мы боремся с неуверенностью в себе, скрываем недостатки, творчески самовыражаемся. А однажды приходим в церковь и обнаруживаем, что многое из того, что долгое время так хорошо помогало, поддерживало и служило опорой, теперь нельзя. С одной стороны, спасение души и «сними одно, носи теперь другое» кажутся вещами, несопоставимыми по значимости и масштабу, а с другой, камнем преткновения на пути к храму становятся именно что «юбочки-платочки».
Как же быть, если вы «и рады бы в рай, да грехи не пускают», то есть уже созрели для того, чтобы начать ходить в церковь регулярно, но понимаете, что там невозможно выглядеть так, как вы привыкли? Давайте поговорим о плюсах и минусах возможного переодевания.
Итак, первый вариант — вы приобретаете несвойственный для вас прежнего, как в старину говорили, «кобедничный» костюм, нарядный и строгий. Это дает вам возможность:
— Почувствовать себя в новой роли верующего, церковного человека. Возможно, в новой одежде к вам придут новые чувства, манеры, мысли.
— Показать окружающим: я — такой же, как вы, я ваш брат или сестра, я часть той же общины.
— Не вводить молящихся по соседству и, в особенности, монашествующих, если вы прихожанин монастыря, в смущение нескромным внешним видом, никого не отвлекать от богослужения.
А теперь — о минусах резкой и внезапной смены образа.
— Священник, у которого вы будете исповедоваться, и прихожане, которые могли бы стать вашими близкими духовными друзьями, не будут знать, каковы вы на самом деле. Повседневная одежда может рассказать о человеке гораздо больше, чем любые слова на исповеди. Если вы хотите, чтобы врач поставил вам точный диагноз, то нужно иметь мужество рассказать и показать ему все, а не сбивать высокую температуру жаропонижающим и не закрашивать синяки под глазами тональным кремом. Возможно, если бы ваш духовник один раз увидел вас на огромных золотистых каблуках или в кожаной косухе с заклепками, то это рассказало бы ему о вашем духовном устроении гораздо больше, чем целая толстая тетрадь с переписанными из книг грехами.
— Вы не заметите в себе изменения, связанные с приходом к вере. Если вчера вы чувствовали себя комфортно только в самом радикальном мини, а сегодня по доброй воле тянет на длинные романтические платья, то вы ясно ощущаете, что теперь стали другой, которой прежний гардероб не подходит. А воскресный маскарад для окружающих без глубоких внутренних перемен никакой пользы душе не приносит.
— Вырвутся наружу и дадут о себе знать все те психологические проблемы, с которыми вы справлялись с помощью одежды. И вам придется нелегко. Например, молодая девушка с заниженной самооценкой могла чувствовать себя на людях уверенно только в том случае, если строго следовала новейшим тенденциям моды. А тут она оказывается в мучительном противоречии: или попытаться соответствовать новому, церковному кругу общения, где за своих принимают «юбочниц и платочниц», но при этом краснеть за свой внешний вид по дороге от метро до храма и вжимать голову в плечи, сильнее всего опасаясь встретить в таком виде старых знакомых. Или же носить привычное, но при этом чувствовать себя в приходской среде чужой. Да, несомненно, бояться выглядеть немодно — это грех тщеславия, но борьбу с этой страстью нужно выстроить так, чтобы она тебя не сломала и не раздавила.
— Есть опасность просто слишком много начать думать об одежде и отдавать ей слишком много сил и средств. Платочек выбрала под цвет праздника, юбочку — к платочку, еще сумку — к тому и другому, а потом вдруг оказывается, что стоило это все 18-ти часов, бездарно убитых в торговых центрах, и половины зарплаты. И вроде как делалось все это ради утверждения в христианской жизни, с самыми благими намерениями…
Особенно осторожными нужно быть с подростками, которые любое вторжение в их личный гардероб воспринимают как насилие. Если вашей 14-ти летней дочери в толстухе с изображением любимой рок-группы и с синими дредами на голове где-то не рады, но душа ее ко Христу тянется, то, может быть, стоит подыскать православную «молодежку» именно для таких, а не переодевать девочку в то, что нравится бабушкам у подсвечника, рискуя тем самым поссорить подростка с Церковью если не навсегда, то надолго?