Соборная демократия
Соборная демократия
Евгений Стрельчик
«Итоги»15 декабря
Избрание патриарха — это выборы в прямом смысле слова, с сильными кандидатами, «партиями» и разными концепциями церковной жизни
Через полтора месяца в России появится новый патриарх. Имя следующего предстоятеля Русской Православной Церкви, согласно решению Священного синода, 700 делегатов Поместного собора назовут в конце января. А 1 февраля в храме Христа Спасителя состоится его интронизация.
Избрание патриарха — это выборы в прямом смысле слова, с равными по силам кандидатами, «партиями» и разными концепциями церковной жизни.
Таинство выбора
Обычно сроки созыва и повестка Поместного собора определяются Архиерейским собором. Но в исключительных случаях, как и произошло на этот раз, высшее церковное собрание может быть созвано Священным синодом. Председательствовать на Поместном соборе станет местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл.
Определен и порядок избрания делегатов церковного съезда. От каждой епархии (всего их 156) избираются трое — один клирик, один монашествующий и один мирянин. По два человека будет от патриарших приходов в США, Канаде и Скандинавии. Плюс архиереи Московского патриархата, число которых составляет 190 человек. Согласно решению синода списки делегатов от епархий будут направлены в Москву до 15 января. А уже 25 января откроется первое заседание Архиерейского собора, который назовет кандидатов на патриарший престол.
Кворум Поместного собора — две трети избранных делегатов, включая две трети архиереев от общего числа иерархов Русской православной церкви. Если какое-либо предложение отвергается большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное рассмотрение, если и после этого не получает большинства — снимается.
По регламенту в открытых заседаниях собора могут принимать участие приглашенные богословы, наблюдатели и гости. Однако само избрание Патриарха Московского и всея Руси происходит без присутствия посторонних. Если при открытом голосовании мнения разделяются поровну, то перевес дает голос председателя. При равенстве голосов в случае тайных выборов проводится повторное волеизъявление.
Иерархия иерархов
Административная церковная иерархия лаконична и стройна: первичная ячейка — это приходское собрание, районная — благочиние, областная — епархия, Архиерейский собор — своего рода пленум, Поместный собор — съезд. Примечательно, что после 1990 года, когда патриархом был избран Алексий II, Поместный собор не проводился. Устав РПЦ 1988 года определял необходимость его созыва не реже одного раза в пять лет, но в нынешней редакции устава, принятой в 2000 году, такой нормы нет.
Данное обстоятельство в последние годы было одним из главных поводов для критики в адрес руководства Московской патриархии. Внутри РПЦ за это время сформировались «партии», которые активно требовали созыва собора, поскольку только этот формат предусматривает решение основных вопросов церковной жизни. Поместный собор в числе прочего может истолковывать учение церкви, определять характер ее отношений с государством и даже выражать «в необходимых случаях озабоченность проблемами современности». Кроме того, это наиболее демократичный формат управления Церковью, дающий право голоса не только архиереям, но и обычному духовенству, и мирянам.
Любопытно, что за созыв высшего собрания выступали как православные «консерваторы», так и «либералы-реформаторы». При этом последние ставили в пример деяния Всероссийского поместного собора 1917-1918 годов, который принял историческое решение о восстановлении патриаршества в России.
Между тем, по мнению некоторых высших церковных функционеров, участие в делах РПЦ широких кругов православной общественности — пережиток революционно-демократических традиций начала ХХ века. Они ссылаются на определения стародавних Вселенских и Поместных соборов, однозначно отдающих управление Церковью одним только архиереям. Так, 37-е правило святых апостолов гласит: «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». На I Вселенском соборе было установлено, что «Поместный собор есть собор епископов какой-либо области». Этот же епископский состав Поместного собора был подтвержден на IV и VI Вселенских соборах. Если священники, монашествующие или миряне и присутствовали на прежних соборах, то без права голоса и только в качестве свидетелей, консультантов и помощников архиереев. Их подписей под постановлениями церковных съездов не было.
Между тем «либералы» требуют сохранять дух собора 1917-1918 годов. В частности, вновь вернуться к обсуждению вопросов календарной реформы, русификации богослужения и другим новшествам. В свою очередь сторонники «широкого» собора из числа «консерваторов» очень шумно предлагали канонизировать Григория Распутина, принять решения об отказе православных от ИНН, а также ввести более «правильное» прославление Николая II — не как страстотерпца, а как мученика или великомученика, чтобы подчеркнуть ритуальный характер цареубийства.
Так, по мнению профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, «на настоящий момент еще не выработан механизм, по которому на Поместный собор были бы свободно избираемы представители епархий. По праву собираются епископы, а далее на 90 процентов они берут тех, кто им нужен, единодушных им, в надежде, что они придерживаются тех же убеждений. То есть что скажет епископ, то будут говорить и прочие представители клира и мирян. И не будет никакой разницы между собором Архиерейским и собором Поместным».
На таком фоне руководство Церкви опасалось, что Поместный собор может оказаться неуправляемым: поляризация мнений потенциально грозила расколом. Кроме того, отказ от созыва высшего органа церковного управления при патриархе Алексии был связан с проблемой раскола православной церкви на Украине, которая является частью РПЦ.
Но выборы патриарха требуют проведения Поместного собора, на подготовку которого, кстати, отводится полгода. Решение синода до предела сжать сроки созыва высшего церковного собрания, с одной стороны, можно расценивать как желание не дать «оппозиции» достаточно времени для сплочения рядов. Хотя нельзя исключать, что в конце января все же прозвучат призывы помимо выборов нового патриарха обсудить и другие вопросы. Так, лишенный сана известный обличитель священноначалия Глеб Якунин уже заявил о своем намерении обратиться к собору с просьбой о реабилитации. С другой стороны, многие уверены, что, спешка с созывом собора имеет лишь одно объяснение: принципиальное решение по кандидатуре патриарха уже принято «в узком кругу».
Претенденты и прецеденты
Тем не менее главной темой, конечно, станут выборы. Разговоры о том, кто будет следующим патриархом, идут давно. По слухам, еще в конце 90-х кто-то из олигархов даже создал аналитическую группу, которая должна была дать рекомендации, на кого из архиереев делать ставку. Как бы то ни было, в церковном уставе написано, что кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ; обладать высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления; отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; «иметь доброе свидетельство от внешних»; быть не моложе 40 лет. Исходя из всех этих критериев, среди потенциальных преемников ушедшего главы РПЦ можно выделить нескольких лидеров.
Один из них — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Позиции Украинской православной церкви Московского патриархата в РПЦ весьма сильны, поскольку в ней 59 епископов плюс сторонники в России. Кроме того, в качестве потенциальных кандидатов называют еще нескольких наиболее авторитетных и опытных иерархов РПЦ. Это митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а также управделами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
Наконец, в числе возможных претендентов — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). На его стороне относительная для иерархов молодость. Главе Отдела внешних церковных связей всего 62 года. Кроме того, сегодня митрополит Кирилл — пожалуй, самая медийная фигура. Хотя внутри РПЦ у него есть противники — те, кто критикует его за попытки налаживания православно-католического диалога, экуменическую политику да и просто за публичную активность.
Однако после того как Священный синод избрал Кирилла местоблюстителем патриаршего престола, его шансы заметно увеличились. Ведь традиционно местоблюстителями становились митрополиты со статусом «Крутицкий и Коломенский», затем — «Санкт-Петербургский и Ладожский», а по административному статусу — управляющий делами Московской патриархии.
Впрочем, церковные решения могут быть неожиданными. После смерти патриарха Пимена (Извекова) в 1990 году местоблюстителем стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который был одним из кандидатов на патриарший престол. Но в полуфинале выборов он набрал в два раза меньше голосов, чем митрополит Алексий (Ридигер), и не прошел в следующий тур. А вскоре он был лишен сана за то, что учинил православный раскол на Украине. И еще один пример: наиболее медийный иерарх того времени, большой друг деятелей культуры, главный церковный издатель митрополит Питирим (Нечаев) хоть и был выдвинут кандидатом в патриархи, но не прошел даже отборочный тур. И на этот раз все скорее всего также решится непосредственно на Поместном соборе.