Когда вы собираетесь в церковь…
1 Кор 11:18
Тайна сия велика; я говорю по отношению
ко Христу и к Церкви.
Еф 5:32
Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?..
Русское слово Церковь происходит от греческого κuriakόn. Смысл слова Кириакон — дом Господень, дом Божий — многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется всё Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы — “здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома. Храм — дом убежища для Господа Вседержителя <…> Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они всё равно содержат всю полноту Божественного присутствия”1.
Слова апостола Павла дом же Его — мы говорят не только о том, что каждый отдельный верующий во Христа человек должен стать храмом, “местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах”2, но — “мы” — Святое таинственное собрание в Его тело под Его главою. “Разумею же истинный храм Божий — всесвятое тело Его, как Сам Он назвал его, разрушьте, говоря, храм сей (Ин 2:19)”3.
Дом Божий, как и всякий дом, “устрояется” из различных по отношению друг к другу частей, собранных в определённом порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое.
Слово экклесия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание христиан, церковь. Экклесия — второе слово, которое с древних времён употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, “Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию…”4.
Собраться в дом Божий значит — собраться в Церковь как в Его Тело, где Бог Господа нашего Иисуса Христа поставил <…> выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1:22–23). Господь, как в дом, собирает верных Ему, собирает в Самого Себя. Каждый верующий призывается Им, в Нём и в Него. Каждый, кто приготовит себя, как дом, очистив от забот века сего, чтобы стать для Него жилищем, чтобы Ему было, где главу приклонить, чтобы Он жил в каждом и каждый жил в Нём.
Апостол Иоанн увидел святой город Иерусалим — скинию Бога с человеками — и свидетельствовал, что в городе, приготовленном как невеста Агнца, он не увидел храма: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец (Откр 21:22).
Церковь — собрание в дом Божий. Но в чём принципиальные особенности этого собрания, отличающие его от всех других собраний людей, собраний в “дом” человеческий? Где искать ответы? В Священном Писании? У Отцов Церкви? У духовника? В самом себе?..
1. Если кто-то зашёл в храм, значит ли это, что он вошёл в Церковь?
2. Говорят: крещёному человеку, если он забыл надеть крестик, нельзя входить в храм. А если он не помнит о Христе — можно?
3. Когда мы, собирающиеся в Церковь, даже на мгновение забудем о Том, Кто призывает и собирает нас, собираемся ли мы в Церковь? Когда нам кажется, что мы “сами” собираемся, а не Господь собирает нас на Свою Трапезу в Своём Царствии? Сие творите в Мое воспоминание <…> да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… (Лк 22:19,30).
4. Может ли собираться в Церковь — “малое стадо” — тот, кто не слышит голоса Пастыря? Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин 10:27).
5. Собираемся ли мы в Церковь, не зная о том, что сама возможность собраться во Христе для нас есть спасительный дар Божий?
Если нет благодарности к Призывающему нас как Свой народ под Свою благодать, в Своё тело? Так мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим 12:5), потому что мы члены тела Его (Еф 5:30).
6. Когда каждый из собравшихся в храме пришёл со “своим”, чтобы решить “свои проблемы”, а не все на одно и тоже — на Трапезу Господню, Божественную Евхаристию — Литургию, является ли это собрание Церковью?
7. Если во время совершения Священной Трапезы кто-то зашёл в храм, поставил свечку, подал записку, положил что-то на “принос” и ушёл — был ли он в “Церкви Божией — во Христе”?
8. Был ли в таинственном собрании Церкви тот, кто присутствовал в храме во время совершения Божественной Литургии, ожидая её окончания, чтобы участвовать в молебне или панихиде?
9. Чтобы собраться в Церковь, достаточно ли присутствовать на Евхаристии, а не участвовать в ней? Могут ли единодушно молиться присутствующие с участвующими? В любви и единомыслиии едиными усты и единым сердцем благодарить Бога за благодать? Возносить жертву хваления, Твоя от Твоих? Общаться в Духе Святом, как причастники Святых Христовых Тайн в Царстве Святой Троицы?
Они вышли от нас, но не были наши… (1 Ин 2:19).
10. Можно ли считать собранным в Церковь того, кто три дня постился, прочитал правило к причастию, был на всенощной службе, пришёл к началу Литургии, исповедался, молился вместе со всеми и причащался Святых Христовых Тайн, но не приложил всех сил своей немощи, чтобы, отложив “всякое земное попечение”, очистить себя телесно и духовно и принести дух сокрушен; чтобы чистым сердцем возблагодарить Господа и принять причастие Святого Духа, соединиться со Христом?
Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор 11:27).
11. Соберёмся ли мы в таинственное Евхаристическое собрание, если мы продолжаем бороться и “побеждать” других, а не себя, свои страсти?
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон… (Откр 3:12).
12. Сможем ли мы войти в Церковь, если не войдём в Слово Божие — “единое на потребу”? Достаточно ли для этого переступить порог храма? Является ли необходимым условием оставить за порогом земное, бессловесное слово и бессловесные мысли, чтобы быть открытым для Слова и единомыслия?
Итак, наблюдайте, как вы слушаете… (Лк 8:18).
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор 1:10).
13. Собраться ли в Церковь тем, кто лицемерен, самолюбив, а не христоподражателен; для кого материальное богатство имеет большее значение, чем богатство веры?
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак 2:2–5).
14. Будет ли являться Церковью наше собрание, если мы не собираемся, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек (1 Пет 1:23); как живые камни, устрояющие из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет 2:5)? Если будем забывать о своём призвании: мы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет 2:9–10).
15. Можно ли назвать собрание Церковью, если собравшиеся собрались не как члены друг друга, не как сослужащие друг другу, каждый — “по мере дара Христова”? А ведь Сам Христос сказал: А Я посреди вас, как служащий (Лк 22:27)?
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:11–13).
16. Когда мы собираемся в Церковь, помним ли мы, что собираемся вместе с теми, кто уже собран — всеми святыми Его? Кто победил клеветника братий наших <…> кровию Агнца и словом свидетельства своего (Откр 12:10–11)? Кто ради Града Божиего — Церкви — вышел из града земного?
“Христос есть глава, а все от начала до последнего дня святые — члены Его, и все они в совокупности составляют единое тело и как бы, так сказать, одного человека”. “Таким-то образом стройно составляется Тело Церкви Христовой из всех от века святых Его…”.
“И все верующие, то есть Царица — Его Церковь, и девы, последующие вслед её, то есть души верных, будут храмом и миром Царя и Бога”5.
17. Как легко войти в храм, он открыт для всех, но как войти в “сам Храм, в котором находится вся полнота благодатных даров”6 — в Церковь? Как приступить к Его Трапезе — “тому пределу жизни, достигшие которого ни в чём уже не имеют нужды для желаемого благополучия”? “Ибо есть Он и в каждом Таинстве, и Им Самим мы помазуемся, и омываемся, и Он же есть и наша вечеря”7.
18. Не к каждому ли из нас, собирающихся на Трапезу Господню, может быть обращён вопрос Христа: Чего ты хочешь от Меня? И если ответ будет подобен ответу слепого нищего: Господи! чтобы мне прозреть (Лк 18:41–43), то будут ли наши дальнейшие действия, если допустить, что мы получим исцеление, подобны действиям прозревшего слепого — пойдём ли мы за Христом? Для чего мы хотим “прозреть”? Чтобы созерцать Его Свет? Чтобы идти за Ним, славя Его? Ходить во Свете, собираясь вместе с другими прозревшими, спасающимися от греховной тьмы, не в собрание сатанинское на трапезу бесовскую, а в святое Собрание на Трапезу Господню?
19. Будет ли наше собрание Церковью, когда мы собираемся не как на последнее Таинство, не туда, где “всякой человеческой ревности последний предел”?
“Потому оно и последнее Таинство, что нельзя и простираться далее, нельзя и приложить большего”. “После же Евхаристии нет уже ничего такого, к чему бы нам стремиться, но остановившись здесь, должны стараться узнать, как до конца сохранить сокровище”8.
“Евхаристия, совершаемая учениками до тех пор, пока Он приидет, есть продолжающаяся последняя Трапеза Христа. Как и Тайная вечеря, она связана с Его смертью и Его воскресением”9.
20. Соберёмся ли мы в Церковь, если для нас жизнь во Христе не есть жизнь в Церкви? Если для нас не является желанной целью, облачившись в Новую Одежду, собраться в Новое Жилище — все на одно и то же — на Новую Трапезу? Если не является для нас спасением — самим стать жилищем Христа?
“…посредством Трапезы живём одною с Ним жизнью, и в будущем мы боги через Бога и наследники одного и того же с Ним, царствующие в одном с Ним Царстве, если только добровольно сами не ослепим себя в этой жизни и не раздерём царского хитона”10.
21. Когда мы собираемся в Таинство Церкви — Царство Святой Троицы, помним ли мы слова Христа: всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Господь пришёл, чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин 11:52), собрать в Себе Самом, в Свои Божественные узы, Своим Божественным принуждением. “Принуждением некоторым удивительным и насилием человеколюбивым привлекая к Себе одному и соединяя с Собою одним. Таково <…> принуждение, которым принудил Он войти в дом и на пиршество тех, кого звал, говоря рабу: убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк 14:23)”11.
22. Соберёмся ли мы в Святое Собрание, когда мы, призывающие: Ей, гряди, Господи Иисусе! забудем, что суд Божий с нас и начнётся?
Ибо время начаться суду с дома Божия (1 Пет 4:17).
23. Если мы пренебрежём ответственностью, которая лежит на верных Слову, соберёмся ли мы в Церковь Божию — в Слове? Если на Литургию верных могут собраться только верные — те, кому вверены дары Слова?
“Верным называется христианин не потому одному, что он верует во Христа, но и потому, что ему вверены от Бога таинства, которых даже Ангелы не ведали прежде нас”12.
24. Совершится ли наше собрание на Священную Трапезу, если оно не будет неизречённым “единением Его с возлюбленными”, которое лучше всего — но далеко не абсолютно — уподобляется в Писании браку?
“Брак не так соединяет, чтобы соединённые пребывали и жили друг в друге, что случилось со Христом и Церковью. Почему божественный Апостол, сказав о браке: тайна сия велика, прибавил: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:32), показывая, что удивляется не сему, а оному браку”13.
25. Когда мы собираемся на брачный пир, можем ли мы забыть то, что заповедал Христос: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя <…> ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 14:8,11); могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф 9:15).
26. Сможем ли собраться в Церковь, если не вместим, что собираемся участвовать в Небесном браке Христа и Церкви?
Великое и тайное пророчество Моисея: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт 2:24), изречённое в самом начале Домостроительства благодати Божией, сбывается в полноте, являясь во всём своём неизречённом величии. Когда фарисеи, озабоченные земным браком, искушая Христа, спрашивали: по какой причине позволительно разводиться мужу с женой, Он ответил: В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью… (Мк 10:6–8). Это было сказано Им о Своём браке с Церковью. Проникающим взглядом пророчества Моисей увидел в законе брака прообраз брака Небесного. Он “узрел Христа, становящегося Одним со Своей Церковью в таинстве вод. Он увидел Христа, выходящего из утробы Девы, и Церковь, поднимающуюся из вод крещения и влекущую Его к себе. Жених и Невеста духовно стали совершенно одно; потому Моисей и сказал о прообразе их, что двое станут одной плотью. Рассуди же теперь, что не равно это великое таинство тому, как муж и жена становятся одной плотью <…> Ибо не столь близки жёны к своим мужьям, как Церковь близка с Сыном Божиим. Как Жених — Господь Наш ради Невесты Своей умирает, так и Невеста стремится к Ряспятому, чтобы Он стал Мужем Её. Как предвечный дар Он изливает кровь Свою и крестом страданий Своих скрепляет их брачный союз. Невеста видит Его положенным во гробнице и обнимает Его, и утешает Его воскресением, которое стало Её торжеством. В хлеб превратилось тело Жениха, чтобы затем его разделяли для приходящих. Жёны человеков смертью разделены с супругами своими, но эта Невеста смертью соединилась с Возлюбленным Своим”14.
27. Будет ли святое Собрание действительно таковым — Невестой Христовой — без подчинения всех собравшихся Жениху, Его Слову, Ему как Главе единого Тела?
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф 5:22–24).
“Как союз Христа и Церкви свят, так же свято единение мужа и жены. Но как не всякое еретическое сборище может назваться Церковью Христа и иметь своим главою Христа, так и не всякий брачный союз может правильно именоваться супружеством, если в нём нет подчинения жены мужу по заповедям Христовым; это скорее прелюбодеяние”15.
В человеке душа — глава телу. Она призвана, подобно мужу, господствовать над телом, как над женою. Но в церковном собрании душа верного Христу в единстве с душами других верных становится Невестой Агнца.
Священнослужитель перед совершением Божественной Евхаристии, облачаясь в стихарь, благословляет его и произносит молитву: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи мне венец, и яко невесту украси мя красотою”.
Подчинение необходимо ради любви и мира.
“Где есть равенство, там не может быть мира, будет ли это народовластие или одновременное правление всех вождей. Необходимо, чтобы существовало единоначалие”16.
28. Соберёмся ли мы в Церковь, если не желаем возродиться как “дети Божии” от брака духовного — Христа и Церкви?
“И как от Адама и жены его рождается весь род человеческий, так от Христа и Церкви произошло всё общество верующих”17.
29. Соберёмся ли мы на таинственную Трапезу в брачном чертоге Христовом, если для нас это не единственный путь к спасению, если мы не убеждены в том, что нам больше не к кому идти?
Когда многие из учеников стали отходить от Христа, Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни… (Ин 6:67–68).
30. Могут ли собраться в Церковь неуверенные, оглядывающиеся назад, жалеющие свою душу?
…летите, собирайтесь на великою вечерю Божию (Откр 19:17). Для “летящих” на Тайную вечерю Христос “Сам будет крылами”.
“Потому и орлами именует сообщающихся к трупу; ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф 24:28) <…> Ибо руки Его с язвами, и ноги Его имеют следы гвоздей, и рёбра носят ещё знак копья.
К этому трупу ведёт оная Вечеря; без неё невозможно получить его, как с исторгнутыми глазами нельзя видеть свет. Поскольку не вкушающие Вечери не имеют жизни в себе самих, то как Бессмертный может быть главой мёртвых членов?
Одна сила Трапезы, и Один предлагает её в том и другом мире, и одно есть брачный чертог, другое приготовление к брачному чертогу и иное есть сам Жених”18. А те, кто не “летит” на Вечерю, кто не вкушает Трапезы, тот может услышать то, что услышал Иерусалим: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:37–38).
Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя… (Песн 3:2).
Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее (Песн 6:8–9).
В книге Песни Песней Соломона “возлюбленный” и “возлюбленная” — прообразы Христа и Церкви: и вот, здесь больше Соломона (Мф 12:42).
31. Будет ли собрание в Церковь действительно Церковью, если оно не продолжение Тайной Вечери, не Таинство таинств, не таинство Церкви?
“Так совершенно это таинство, высшее всякого Таинства, и приводит к самой вершине благ; потому и всякой человеческой ревности последний предел здесь же. В нём мы сообщаемся с Самим Богом, и Бог соединяется с нами совершеннейшим единением. Сделаться единым духом с Богом — какое лучшее может быть единение?
Другим Таинствам быть совершенными дарует только одно из Таинств — Евхаристия, и помогает им в самом совершении, так как без неё они не могут совершать <…> А Божественный Дионисий говорит, что и священные Таинства не совершали бы, и сами не имели бы силы, если бы не была предложена Священная Трапеза <…> Таковую силу и благодать имеет Вечеря для приобщающихся, если приступим к ней чистыми от всякого зла и впоследствии не привнесём ничего лукавого; ибо когда мы таковы и так приготовлены, ничто не препятствует Христу преискренно соединиться с нами. Тайна сия велика (Еф 5:32) — говорит блаженный Павел, восхваляя это единение. Ибо это и есть тот знаменитый брак, на который Всесвятый Жених, как деву, приводит невесту свою — Церковь”19.
Церковь, основанная Христом на Тайной Вечери — таинственное собрание на Трапезу Господню, куда “вход и дверь” — таинство Купели и таинство Миропомазания. Верить во Христа — работать Святым Христовым Тайнам.
32. Если наше евхаристическое собрание теряет свою таинственность, не исчезает ли вместе с этим и сама его сущность? Если для нас возглас перед Литургией верных: “Двери, двери!” означает “изобразительно” “двери души” и т. п., а не реальные двери храма, которые в раннехристианское время действительно закрывались, чтобы реально хранить таинство Вечери, то не будет ли и верность наша “изобразительной”? Когда мы попытаемся в “миру” попасть на какое-нибудь “закрытое собрание”, то вряд ли нам это удастся. Там — в отличие от Церкви — нет опасений, что “закрытость” повлияет на популярность идей общества, в котором собираются за закрытыми дверями, но совершенно наоборот. “Мир” прекрасно знает: борьба за власть есть борьба за тайну. Захватить власть, придерживать её, “отпуская” по своему усмотрению — значит быть “яко богом”. Не случайно первосвященники и книжники со старейшинами пыталися выяснить у Христа: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию (Лк 20:2). Иисус и распят был за то, что “присвоил” Себе Божественную власть, сделал Себя Сыном Божиим (Ин 19:7). По словам Пилата, первосвященники предали Его из зависти (Мк 15:10). Сам Пилат был уверен в своей власти — предать Христа смерти или отпустить Его. Иисус сказал ему: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… (Ин 19:10–11).
Церковь, где твоя тайна?
Христос заповедал нам тайну Церкви, основанную на Тайной вечери. Он Сам — “Жертва Тайная”. В Нём сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3), в Нём всё — прикровенно и тайно.
Вся христианская жизнь — тайна. …Жизнь ваша, — пишет апостол Павел к Колоссянам, — сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Евхаристическое собрание — Церковь Божия во Христе — есть домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом (Еф 3:9). Тайна сия велика… (Еф 5:32).
33. “Не бо врагом Твоим тайну повем…” — молится каждый, приступая к Святым Христовым Тайнам. Не потому ли посылает Господь испытание Церкви, что собрание в Церковь утрачивает свою таинственность: обмирщается, уступает в некоторых отношениях “миру сему”, который хорошо знает: где тайна — там власть, где тайна — там простор для всевозможных спекуляций?
34. Соберёмся ли мы в Церковь, если не будем спешить туда, где “Христос раждается”, подобно волхвам? На встречу с Ним, туда, где Его Присутствие?
“Великий Совет Бога и Отца есть окружённое молчанием и неведомое таинство Божественного Домостроительства, Единородный Сын открыл и исполнил этот Совет через Своё Воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца. И всякий познавший смысл таинства Домостроительства также становится вестником Великого Совета Бога настолько, насколько он, словом и делом, бесконечно восходит горé и, преодолевая всё тварное, поспешает к Тому, Кто снизошёл к нему”20.
Все, кто составляет Святое собрание, “преодолевая всё тварное”, находятся в постоянном становлении и не являются “законченными” святыми.
“Церкви нельзя принадлежать механически <…> Это — динамическая ситуация, это общество одновременно человеческое и Божественное, в котором человечество явлено человечеством Христа, и наше человечество привито к тому, что должно стать нашим по призванию нашему”21.
“Но не только Божество, но и человечество в Церкви нам открывается по-новому. Полнота и совершенство человечества — во Христе, человечество в становлении — в каждом из нас. Церковь — таинственное Бого-человеческое общество, которое постепенно вырастает в меру своего призвания, в котором зажигаются огни, до того времени, когда вся Церковь станет купиной неопалимой”22.
35. Соберёмся ли мы в Церковь, если все — и пастырь и пасомые — не будут разделять общую ответственность перед Пастыреначальником и друг перед другом?
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужден но, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду <…> Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет 5:1–5).
В Святом Собрании преодолевается древнейшая ревность: 1. Почему Бог кого-то возлюбил больше чем меня? 2. Почему этот человек кого-то возлюбил больше чем меня?
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет 4:10–11).
36. Спешим ли мы на “разумное служение” Богу?
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства… (Рим 1:28).
Кто стремится стяжать “ум Христов”, препоясав “чресла ума своего”, тот сможет понять, что значит: праведник едва спасается (1 Пет 4:18).
37. Бог вселяет единомысленныя в дом (Пс 67:7).
Но помним ли мы, что Судия стоит у дверей (Иак 5:9)?
38. Когда мы собираемся в Церковь, не забываем ли мы о том, что мы призваны во святое Собрание? Что мы, приступающие к Нему, призваны как “царственное священство, народ святой”?
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет 1:14–16).
39. Если мы не любим Бога, соберёмся ли мы в Церковь? Если, собираясь в Церковь, мы при этом говорим: “мы ничего не знаем, ничего не понимаем”, — не свидетельствуем ли тем самым, что не любим Господа? Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор 8:3).
40. Тайна Церкви — Великая Тайна Бого-человеческой встречи в Его любви — не открывается тем, кто вне Церкви, а тем, кто пребывает в Ней.
“Церковь — присутствие Пресвятой Троицы среди нас и в нас, это действие Животворящей Троицы в Её тварях”23.
“…Церковь, в конечном итоге, — космическое явление, которое охватывает собой и Бога, и человека, и всё вещество…”24.
«Церковь можно определить только извне, изнутри она — сама тайна внутренней жизни и углубления в Боге, она — тайна встречи, присутствия и приобщённости. Она далеко превосходит человеческое общество, обращённое к Богу, послушное Ему, собранное вокруг Него, она — живое тело, одновременно Божественное и человеческое. У неё есть эмпирический аспект — мы, есть и вечный аспект — Бог, Бог в нас и мы в Нём. С одной стороны, по определению святого Ефрема Сирина, Церковь — не собрание праведных, а толпа кающихся грешников; она в тоске взывает к Богу, она сама нуждается в спасении. С другой стороны, она не только in via, в пути, — она уже достигла и цели: Бог здесь, она нашла покой в Нём. Её богочеловеческая природа сложна, такова же и её человеческая сторона. Она открывается как в грешнике, который нуждается в спасении, так и в воплощённом Слове, истинном Боге и истинном человеке. Только Он являет подлинную меру человечества как места присутствия Святого Духа, Того Духа, Который созидает из нас тело Христово, всецелого Христа (по смелому слову одного из отцов Церкви, мы когда-то станем Им, “единородным сыном в Единородном Сыне”), Духа Божия, научающего нас обращаться к Отцу Слова как к своему Отцу»25.
1Митрополит Антоний Сурожский. Церковь. Киев, 2005. С. 148.
2Там же.
3Святой праведный Николай Кавасила. О жизни во Христе. Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 100.
4Митрополит Антоний Сурожский. Церковь. С. 150.
5Святой преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 45, 6–7.
6Святой праведный Николай Кавасила. О жизни во Христе. С. 63.
7Там же.
8Там же.
9Протопресвитер Николай Афанасьев. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 21–22.
10Святой праведный Николай Кавасила. О жизни во Христе. С. 23–24.
11Там же. С. 11.
12Святой преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 40, 1.
13Святой праведный Николай Кавасила. О жизни во Христе. С. 9.
14Иаков епископ Саругский. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Евангелие от Марка. М., 2001. С. 159.
15Блаженный Иероним Стридонский. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. VIII. Послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам. М., 2005.С. 220.
16Святитель Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Ефесянам 20. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. VIII. С. 226.
17Блаженный Иероним Стридонский // Указ. соч. С. 224.
18Святой праведный Николай Кавасила. О жизни во Христе. С. 91–92.
19Там же. С. 65, 69, 71.
20Преподобный Максим Исповедник. Избранные творения. “Библиотека отцов и учителей Церкви”. Т. XIV. М., 2004. С. 319.
21Митрополит Антоний Сурожский. Церковь. С. 142.
22Там же. С. 154.
23Там же. С. 19.
24Там же. С. 78.
25Митрополит Антоний Сурожский. Труды. М., 2002. С. 897–898.