На вопросы о великом посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
— Какая сторона поста наиболее важна — телесная или духовная? Лично я знаю многих людей, которые в пост стараются не ссориться, не употреблять бранных слов, но при этом не отказываются от мяса.
— В Евангелии есть замечательные слова, которые относятся не только к посту, но и ко многим другим обстоятельствам нашей жизни: сие надлежит делать и того не оставлять (ср.: Мф. 23, 23). Пост, действительно, это воздержание не только от животной пищи, но и от всех злых поступков, мыслей и дел. Обе эти составляющие важны, поскольку смысл поста — в очищении человеческого сердца, в избавлении от злых и приобретении добрых навыков. Человек, который хочет побороть в себе тот или иной грех, должен не только стараться его не совершать, но должен приобрести противоположную этому греху добродетель. Скажем, жадный должен стараться проявлять щедрость, злой и завистливый — не только бороться со своими чувствами, но и делать дела любви в отношении тех людей, к которым испытывает недоброжелательство.
Пост — это воздержание не только в пище, но и в развлечениях: от посещения гостей до просмотра телевизора, «зависания» в Интернете, других вещей, которым так часто предан современный человек.
Но надо помнить, что все это — средство, а не цель. Средство для того, чтобы собрать себя воедино и дать возможность своему сердцу, своей душе обратиться к Богу, быть с Богом. В этом главный смысл поста, да и вообще всей нашей жизни.
— Мой вопрос — о мере поста. Когда я начала ходить в церковь, 7 лет назад, старалась (и могла!) поститься строго, почти по Уставу. Теперь то ли решимость ослабла, то ли здоровье начало подводить (холецистит), но строже, чем пища с маслом, не пощусь. Как провести грань между саможалением и разумной мерой? Священники в нашем храме, как правило, благословляют на послабление поста — но ведь мы сами, прихожане, об этом просим!
— Наш постовой устав создан в древних, чрезвычайно строгой жизни монастырях Палестины, Египта, Азии, когда иными были и люди, и условия их жизни. Мало кто из современных людей может выдержать в точности положения Устава, например, о сухоядении, а если и выдержит, то очень недолго — и не только по причине всеобщей изнеженности. Ведь аскеза полуторатысячелетней давности, которая сегодня кажется нам неподъемной, на самом деле не очень-то отличалась от повседневной жизни большинства простых людей, жителей Египта и Палестины: они тогда довольствовались самой простой и скудной пищей. Сегодня, когда люди питаются гораздо лучше, им намного труднее привыкнуть к воздержанию, поэтому те или иные послабления в посте постоянно встречаются в нашей жизни.
Мерой поста для большинства наших современников, наверное, действительно является пища с маслом — за исключением, может быть, первой и последней недель Великого поста, когда пост должен быть более строгим. При этом надо помнить, что грань между саможалением и разумным послаблением можно провести только с помощью собственной совести. Там, где мы ослабляем пост из-за хронических заболеваний для того, чтобы иметь силы трудиться, служить Богу и ближним,— это одно дело. Там, где нам просто хочется съесть что-нибудь просто потому, что хочется, и мы идем на это, прибегая к помощи «серьезных» оправданий,— это, конечно, уже саможаление. Как неоднократно приходилось говорить, очень важно иметь опытного духовника, который сможет помочь человеку установить меру не только в отношении поста, но и всей его духовной жизни.
— Каким может быть результат поста? Его можно увидеть, почувствовать? Сколько лет нужно поститься, чтобы был результат?
— Современный человек — очень прагматичный, и ему хочется, чтобы всё, что он делает, «работало» быстро и безотказно: например, принял таблетку и должен быть уверен, что через 30 минут голова перестанет болеть. В духовной жизни такого нет.
Человек должен соблюдать заповеди Божии и церковные установления, в том числе пост, всю жизнь. И тогда он действительно будет изменяться, тогда его работа над своим сердцем будет приносить плоды. И главным из этих плодов будет общение, жизнь человека с Богом, а она изменяет и его отношения с окружающими его людьми. Но вот если он при этом начнет пытаться как-то «замерять» свое состояние, искать в себе плодов духовной жизни и конкретно поста — он будет неправ. Критерий один, и дай Бог, чтобы жизнь каждого из нас всегда была обращена ко Христу.
— Многие замечают, что в пост становятся раздражительными. Действительно ли это связано с постом?
— Есть мудрое святоотеческое наставление: «Любому доброму делу или предшествуют, или последуют искушения». Что такое пост? Пост — это попытка остановиться в беге повседневной жизни, всмотреться в свое сердце с тем, чтобы разобраться: от чего нам нужно избавиться и чего не хватает, что нам нужно приобрести. Это, естественно, вызов тем духам злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 12), которые как раз стараются, чтобы человек не задумывался над тем, как он живет. И, наверное, это знает каждый человек: как только мы начинаем внимательнее относиться к себе, самые простые вещи, которые раньше никогда не вызывали никаких преткновений, вдруг становятся необыкновенно тяжелыми. Возникают препятствия внешние и внутренние. Думаю, каждый верующий человек с этим сталкивался. На самом деле, это показатель, который вернее всего приводит нас к осознанию реальности духовного мира и духовной брани.
Вот почему в пост мы встречаем массу искушений, причем у разных людей эти искушения могут быть различными. У кого-то это действительно может быть повышенная раздражительность. Я думаю, что человек должен об этом знать, не унывать и не отступать при первых встречающихся препятствиях, а идти дальше, и тогда он будет вознагражден.
— Если во время поста тебя настоятельно приглашают на корпоративный вечер или в гости к людям не постящимся, что делать — отказываться или не стоит портить отношения?
— Наверное, здесь надо оценить свои возможности, свои силы. Можно отказаться, объяснив, что сейчас пост и всякого рода развлечения в пост неуместны. Я не думаю, что это вызовет какой-то резкий протест у окружающих. Даже при советской власти, когда быть верующим было очень трудно, и люди старались лишний раз об этом не упоминать, они находили какой-то благовидный предлог, чтобы, не обидев сослуживцев, своих близких, родных, уклониться от участия в подобного рода мероприятиях во время поста, особенно Великого.
Однако иной раз ситуация складывается так, что принять приглашение необходимо. В этом случае надо постараться все же пост не нарушать. Ведь не секрет, что сегодня на любом торжестве стол достаточно обилен и предполагает наличие овощных блюд. Можно, скажем, весь вечер есть какой-нибудь салат, при этом воздерживаясь от увеселений, танцев, это не вызовет никаких вопросов. Но, повторю, более правильным, более честным будет все-таки отказ от развлечений во время поста, потому что мы не должны стесняться исповедовать нашу веру. Не должны стесняться ни нашей радости в праздник, ни своего воздержания в пост.
— Почему в наши дни, когда есть практически все, человеку стало сложно соблюдать пост?
— Блага цивилизации, к сожалению, не закаляют, а, скорее, развращают человека, делают его более слабым, неспособным к подвигу, к самопожертвованию, к жертвенности. Ведь пост — это школа жертвенности, ее начальная ступень: человек отказывается добровольно от того, что у него есть, ради Бога. А современный человек к этому в принципе не приучен, и эта вот установка — не давать, а брать — у него присутствует, к сожалению, не только в отношениях с людьми, но и с Богом. Это, наверное, самое серьезное последствие распространения идеологии потребления, которое совершилось буквально на наших глазах.