О сокращении богослужений
Мне кажется, что наши богослужения в целом достаточно адаптированы к современному ритму жизни, если только относиться к ним разумно. Превращать молебен в пение «Бог Господь», запевы к канонам, чтению Евангелия и молитв неразумно, при этом теряется глубина богослужения, которая содержится в канонах, читаемых на молебне. Сократить панихиду до заупокойной литии тоже нелогично.
А вот многократное повторение тропарей канона на утрени сегодня лишено всякого смысла. Изначально каноны на утрени читались в сопровождении Библейских песней, поэтому была определенная привязка по количеству тропарей. Библейские песни читаются сейчас только в редчайших случаях в некоторых монастырях, поэтому повторы ради соблюдения предписаний Типикона мне кажутся избыточными.
Точно также утрачен смысл ектении и молитвы об оглашенных, если самих оглашенных, то есть готовящихся к принятию таинства Святого Крещения, нет в храме. Могут возразить, что есть оглашенные в рамках Вселенской Церкви и это о них совершается молитва. Но мы видим в рамках ектении и молитвы призыв к оглашенным преклонить главы — к кому он направлен, если оглашенных в храме нет?
Точно также нелогично произносить заупокойную ектению в воскресные дни в тех храмах, где в субботу совершается Божественная литургия. Здесь мы наблюдаем нарушение богослужебного устава в сторону удлинения богослужения, вряд ли чем серьезно оправданное.
Записки за упокой принимаются в храме в любой день, на сугубой ектении Литургии есть прошение о почивших, зачем тогда нужно дополнительная ектения?
В некоторых храмах возникает сложность в совершении всенощного бдения накануне воскресных и праздничных дней. Не все прихожане имеют возможность регулярно посещать храм накануне праздника. Может быть, есть логика в том, чтобы рассмотреть возможность совершать вечерню накануне, а праздничное богослужение начинать с утрени, чин которой, если избавиться от повторов песнопений, будет доведен до разумного времени совершения? Тогда исчезнет проблема, когда вечером диакон призывает исполнить (то есть, довершить, совершить окончание) утреннюю молитву, которая, по факту, еще и не начиналась.
В целом же, повторюсь, сокращение богослужений, на мой взгляд, неоправданно. Есть отдельные моменты, которые стоит переосмыслить, избавиться от архаизмов, но это никак не сокращение богослужений, а процесс литургического развития Церкви.
О таинстве Елеосвящения
Ставшее уже традиционным совершение таинства Елеосвящения над множеством народа имеет давнюю историю. В целом это хорошая традиция, так как через таинство Церкви христианин приобщается Божией благодати, испрашивает у Бога и получает отпущение грехов и, как следствие, может получить и телесное здравие. Но возникает вопрос: а не опасно ли собираться в период пандемии, игнорируя социальную дистанцию и прочие меры эпидемиологической безопасности?
Проблематика совершения таинства Елеосвящения подробно описана на сайте Патриархии. Из этого текста можно сделать следующие выводы:
- Принятый в настоящее время чин совершения Елеосвящения является по своей сути сокращенным и адаптированным к реалиям современной жизни.
- В условиях больничного стационара он может быть еще более сокращен.
- Допустима практика одного помазания вместо семи.
- Совершение Елеопомазания над одним человеком чаще, нежели раз в год, ничем не оправдано, кроме затяжной тяжелой болезни.
- Совершать Елеопомазание в храме над множеством человек допускается лишь Великим постом и перед Рождеством Христовым.
Мне кажется, что нет никакой сложности в том, чтобы распределять желающих приступить к таинству по предварительной записи так, чтобы наполняемость храма не превышала допустимые нормы при пандемии. Тем более, что до Рождества Христова, а тем более до Великого поста времени предостаточно, чтобы организовать все без спешки.
Совсем сокращать чинопоследование и совершать его поскору нелогично, иначе получится, что люди придут в храм на 20 минут — дольше займет дорога в храм и обратно. А вот помазание, конечно, нужно совершать одно, на последнем чтении молитвы помазания.
И удобнее было бы, если бы каждый подходил к помазанию сам, а не священник проходил ряды молящихся, как это совершается при семи помазаниях.
Более частое, нежели раз в год, совершение Елеосвящения над одним и тем же человеком ничем не оправдано. Бог силен даровать исцеление человеку в любое время. Попытки «заставить» Бога выполнить просимое больше напоминает неохаризматическое отношение человека к религии и свидетельствует о несмирении, неуповании на милосердие Божие.