Впервые в России – в издательстве «Белый город» вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии — почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции. Сокровенность этой уникальной земли заключена в несметных, не оцененных пока духовных сокровищах. Книга открывает перед читателем все богатства Каппадокии: очаровывающие пейзажи, таинственную скальную архитектуру церквей и келий, удивительные по силе и духовному напряжению, вдохновенные образы на фресках, благородную жизнь великих святых, прославивших этот суровый край и своими подвигами вселяющих в нас несокрушимую веру.
Несколько тысячелетий назад два возвышающихся здесь, в центре современной Турции, вулкана – Эрджиес и Хасандагы – извергли на поверхность земли чудовищное количество огнедышащей лавы, превратившейся в мертвое, каменное море, в некоторых местах достигавшее глубины ста метров. На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения, разрушая и все глубже размывая лаву, творили из туфа невиданные каменные изваяния. В результате этого «коллективного творчества» возник уникальный, фантастический природный пейзаж. Гигантские стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, увенчанные «шляпками» грибы, трехэтажные «скульптуры» мистических животных, таинственные, бездонные пещеры.
Но главная тайна Каппадокии заключалась в том, что внутри почти каждого каменного изваяния существовала сокрытая от посторонних глаз жизнь, которую случайно открыли лишь в 1907 году. Оказалось, что Каппадокия – это сокровенная страна скальных монастырей, церквей и келий, основанная еще во II веке н. э. скрывавшимися здесь от гонений монахами из многих стран мира. Подземные города начинают возникать здесь в IV в. н.э. благодаря христианским подвижникам. В них почти не было мест для приготовления пищи, зато были обнаружены многочисленные церкви с росписями. Именно здесь, в пещерах Каппадокии, сложился сам тип христианского общежительного монашества. И именно это время было расцветом монашества в Каппадокии, когда в местных пустынях подвизались «великие каппадокийцы»: Василий Великий и Григорий Богослов (Назианзин).
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного знатного рода. Образование Василий получал у лучших учителей Кесарии, а затем – в школах Константинополя и Афин. Он получил глубокие познания в философии, астрономии, математике, медицине и правоведении. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба. Возвратившись в 357 году в Кесарию, Василий вступил на путь аскетической жизни, а затем после смерти отца принял крещение и отправился в путешествие по Египту, Сирии и Палестине к великим христианским подвижникам.
Вернувшись домой, Василий раздал все имущество бедным и распространил в Каппадокии обшежительное монашество, пригласив сюда же и своего друга – Григория Богослова. Устав, который святитель дал своим монахам, устанавливал новые правила монастырской жизни. «То общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы». В Кесарии Василий основал два монастыря: мужской и женский. Все иноки и клирики митрополии жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели чистую и добродетельную жизнь. Все средства и доходы употреблялись в пользу бедных. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании и, в уединении, молились о всем мире, занимались изучением Священного Писания, создавали манускрипты, вели споры. Здесь родились важнейшие духовные ценности, которыми до сих пор руководствуется человечество. С приходом к власти императора Валента (364-378), сторонника ариан, для православия наступили тяжелые времена. В Кесарии, во время арианской ереси, Василий, ежедневно проповедуя, утверждал веру православных, призывал их к мужеству и терпению. Представился он 1 января 379 года, оставшись для христиан «учителем спасительнейшим».
Всего монашество Каппадокии подарило миру более ста святых, среди которых также просветительница Грузии Нина, просветитель Армении Григорий, Савва Освященный, великомученик Георгий Победоносец. Их величайшие духовные подвиги описаны в книге «Сокровенная Каппадокия», а их поразительные по духовной мощи и иногда трогательные образы на каппадокийских фресках запечатлены автором в уникальных, ранее не публиковавшихся фотографиях.
О жизни простых монахов Каппадокии осталось очень мало письменных воспоминаний. Это объясняется бесконечными войнами и набегами восточных соседей, которые с неистребимым желанием пытались завоевать эту землю и уничтожить культуру её народа. Однако Георгию Юдину удалось в своем труде собрать уникальный материал о сокровенной жизни каппадокийских монахов. Они уходили в местные пещеры не от родных, не от «мира» — как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках, уходили не потому, что ненавидели мир и живущих в нем, а оттого, что любили его. Тысячи местных людей спасались вокруг монахов-подвижников, они испытывали на себе благотворное влияние монашеской жизни, проходившей у них на глазах. Она была для них неким нравственным эталоном. И этим Каппадокия похожа на Русь эпохи Византии, где именно на этот эталон была в значительной степени ориентирована жизнь общества.
Взаимопроникновение культур многих народов: греков, коптов, армян, грузин и других – породило особую, ни на что не похожую скальную храмовую архитектуру, а также уникальную, не имеющую аналогов в мире по разнообразию стилей, фресковую живопись. Книга Георгия Юдина содержит более 600 уникальных фотографий редчайших, ранее неизвестных подземных городов, пещерных храмов и фресок.
Все скальные храмы Каппадокии удивительно гармоничны. Камерность, неброская и уютная атмосфера пещерных храмов говорит о том, что они создавались с расчетом на то, что храмы эти – сокровенная тайна, о которой никто не узнает. Во многих алтарях каппадокийских храмов сохранились монолитные престолы и прообразы современных иконостасов. Во многих храмах расписан только алтарь, а потолок храмовой части занимает большой крест, символизирующий просвещение всего мира светом христианства. Целиком сохранившихся фресок здесь не встретить, поскольку Каппадокия с XV века принадлежала Османской империи. Фанатичные исламисты повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках, бросая в них камнями, что на Востоке является излюбленным способом поругания чего-либо. Несмотря на это, все храмы торжественны и монументальны и до сих пор сохраняют святость происходивших здесь Таинств.
Центр Каппадокии – Гёреме. Это высокий холм, уникальный скальный комплекс, объединивший в себе несколько пещерных храмов, таких как «Змеиная», «Сандальная», «Яблочная», «Тайная», и наконец, «Темная церковь», поистине богатая духовными шедеврами. К примеру, удивительное свечение исходит от великолепной фрески «Преображение Христово». Застыв перед ней, невольно ощущаешь себя свидетелем того евангельского чуда.
Разнообразие манер фресковой живописи Каппадокии поражает. На крохотной территории существовало около десятков различных художественных направлений, отличающихся композиционными и колористическими художественными приемами. От линейной, очень условной краснофигурной росписи храмов в Гёреме до сложнейшей, равной по колориту и глубокому смыслу самым высоким образцам средневековой Европы, каким является храм Баххатин в долине Ихлара. От этих росписей даже у далекого от вопросов искусства человека буквально захватывает дух. На них невозможно наглядеться, от них не хочется уходить. Никогда и никуда.
Об этом удивительном, сокровенном мире известный русский писатель и художник Георгий Николаевич Юдин вдохновенно рассказывает в своей новой книге.
«Сокровенную Каппадокию» невозможно сравнить с другими изданиями, так как сравнивать просто не с чем, ибо это первая и пока единственная в России книга о таинственной, неизвестной широкому кругу читателей монашеской стране Каппадокии.
Роскошное, в духе старинной рукописной книги, оформление и совершенная печать выделяют эту редкую книгу. Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орнаментикой византийских и армянских художников X–XIV веков, что придает изданию вид старинного, антикварного манускрипта. Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с многочисленными скальными монастырями, расписанными уникальными по своим художественным достоинствам фресками. Все это в сочетании с прекрасной зарубежной полиграфией станет дорогим украшением вашей библиотеки.
Любителям истории, культуры и христианского искусства книга откроет совершенно уникальный мир древних, совсем недавно открытых подземных городов и расписанных непревзойденными фресками скальных монастырей III–XI веков. Альбом дорог, но то, что в нем, бесценно.
Купить книгу по специальной издательской цене Вы сможете на сайте интернет-магазина издательства «Белый город» (доставка по Москве – бесплатно), а также в магазинах издательства по адресам:
1) м. Новогиреево, ул. Металлургов, дом 56/2, тел.: (495) 304-5464;
2) м. Первомайская, ул. Верхняя Первомайская, дом 49А, стр. 2, тел.: (495) 780-3911
3) Павильон «Белый город» в «Книжном клубе» на стадионе «Олимпийский», м. Проспект мира, Олимпийский пр-кт, д. 16, стр. 1, тел.: (495) 688-7536
Георгий Юдин, известный православный писатель, за свои многочисленные литературные труды награжден Патриархом всея Руси Алексием II орденом Преподобного Сергия Радонежского. Отмечен он и международной премией имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия. Все книги Георгия Юдина, и особенно последние из серии «Христианские святыни» – «Святой таинственный Афон» и «Хождения на Святую Землю», отличаются обилием редкого фактологического и изобразительного материала, неизвестного широкому кругу читателей. Георгий Николаевич не только писатель, но и заслуженный художник России, внесенный в почетный список Ганса Христиана Андерсена и награжденный несколькими международными премиями. Поэтому во всех своих авторских книгах он выступает и как иллюстратор, и как дизайнер, и как фотограф.