Наивные художники – это непрофессиональные художники, которые не имеют систематического представления об истории искусства, о технике живописи или графики. Но, не зная собственно предмет, они при этом осознают себя как художники и начинают творить, вырабатывая свой собственный стиль, никого не копируя и не стремясь подражать великим.
– Наивное искусство очень индивидуально. Это не одно направление, как, скажем, импрессионизм. Все художники очень разные – у каждого своя манера, стиль, язык. Если через живопись ярко видна индивидуальность, то мы можем говорить, что наивный художник состоялся. Есть такое расхожее мнение, что наивным искусством чаще всего занимаются пожилые люди. Часто так и бывает. Почти все наши художники-наивы начинают творить в зрелом возрасте, после 35 лет или еще позже, после выхода на пенсию, когда они уже состоялись как личности. Они начинают действовать как художники, потому что душа просит выразить себя через это, – рассказывает Сергей Белов.
Для каждого художника-наива, который обращался к теме войны, – это всегда настоящая личная история. Они не выполняют какой-то заказ, как профессиональные художники, не осмысливают войну в каком-то политическом или историческом контексте. Сюжеты они выбирают по своему сердцу, поэтому большая часть творчества фронтовиков посвящена мирным сюжетам. У них нет потребности в героике, но если они все-таки пишут картины на тему войны, то показывают либо военный быт, либо трагедию, боль.
– Как фронтовики – многие из них не любят вспоминать о войне или очень скудно о ней рассказывают. Так же и наивные художники: они обращаются к этой теме очень редко.
Иван Семенович Сарычев в годы Великой Отечественной войны участвовал в боях, был ранен, имел боевые награды. После войны жил в деревне, работал бухгалтером. В своих картинах на военную тему он не показывает убийство. Сюжеты не связаны напрямую с боями, но от этого они не менее пронзительные. На картине «Враги сожгли родную хату» изображен солдат, который вернулся домой с войны, а там ничего – голое поле. Перед ним стоит водка, и он запивает свое горе.
На картине «Послевоенная весна» почтальон разносит письма и солдатка идет спросить – нет ли весточки для нее. Многие не вернулись с фронта, все ждут своих родных или хотя бы каких-то вестей о них.
Картина «Между боями» изображает нехитрый быт солдат, в котором есть место короткой радости – они слушают песни. Скоро начнется новый бой, а пока есть вот эта поляна и поющая девушка с гармонистом.
Стефания Ивановна Базыленко родилась в 1919 году. В июне 1941 года С.И. Базыленко – выпускница знаменитого московского ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Последний экзамен – и начинается война. Днем 22 июня в студенческом общежитии на митинге она произносит страстную речь, призывая студентов идти на фронт, и сама записывается в народное ополчение.
Двадцатидвухлетнюю девушку назначают командиром роты. Она воюет под Москвой, позже лейтенантом разведки участвует в легендарном Керченском десанте; становится военным переводчиком. Была дважды ранена. После войны Стефания Базыленко многие годы преподает на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века. Всю жизнь Стефания Ивановна писала стихи, выпустила несколько книг. В 60 лет (в 1979 году) написала свою первую картину.
На ее картине мы видим, как солдат строчит из пулемета, а в это время медсестра перевязывает ему голову. Очень напряженная, экспрессивная картина «На рубеже обороны Москвы». Идет баталия, но женщина очень спокойна. Интересно, что это именно автопортрет художницы, хотя на войне она была не медсестрой, а разведчицей.
Все художники-наивы никогда не обращаются к каким-то абстрактным темам, а только к тому, что им близко, что «лежит» рядом. В качестве сюжетов они берут либо то, что сами хорошо помнят, либо, наоборот, что-то символическое. Чаще они восстанавливают какое-то событие в голове и прямо по памяти рисуют, поэтому композиции многих картин – несколько странные, отличные от классического искусства.
– К нам в музей попала картина неизвестного автора – она написана в 40-х годах, буквально по следам событий тех лет, – рассказывает Сергей Белов. – Возможно, какой-то свидетель, местный житель или даже участник партизанского отряда Сидора Ковпака ее и написал, потому что на картине изображены партизаны где-то в Карпатах. Это в целом не очень известный эпизод войны, и что художник к нему обратился, говорит о том, что ему это было близким и родным.
Петр Николаевич Морозов окончил Харьковское военно-пограничное училище. Великую Отечественную прошел с 1941-го по 1945-й в качестве офицера, был ранен, награжден многочисленными медалями и орденами. После войны учился резьбе по дереву и росписи по керамике в Мытищинском декоративно-прикладном училище, около 10 лет работал в Щелковском РУВД Московской области, потом уехал поднимать целину.
Война переосмысляется не только фронтовиками, но и следующими поколениями людей: «дети войны», а потом уже и внуки фронтовиков возвращаются к этой теме. Творчество Германа Владимировича Блинова устремлено к символизму. Он родился в 1939 году, и мы не знаем, остались ли у него воспоминания о тех годах, ведь он был совсем маленьким. Все свои работы, посвященные войне, он писал уже в зрелом возрасте, переосмысляя события и рассказы очевидцев.
Картина «22 июня 1941 года» – пожилой человек провожает односельчан в армию. Пока еще 22 июня, войну только объявили, но все уже понимают, что, скорее всего, не все солдаты вернутся домой. Картина трагическая, как и другие две работы Блинова. На всех трех картинах образ матери с ребенком является центральным.
Картина «Возвращение героя» Елены Григорьевой – кандидата физико-математических наук, сотрудницы Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, а впоследствии журналиста, – выделяется из подборки яркими красками и особой радостью – где-то даже нарочитой и лубочной.
«Она родилась в 1957 году. Военные травмы и раны уже немного поутихли. Юность художницы пришлась на 70-е годы – как раз в это время о войне часто говорят в героическом, победоносном ключе. Сюжет с лебедем, домиком – это классический сюжет деревенских ковриков, которые как раз в 70-х годах были очень популярны. Это были такие идиллические картины. И сюда она вставляет сюжет, как солдат вернулся к своей счастливой суженой – вот у него даже конь в яблоках, и вообще все хорошо. Это уже преломление темы отчасти через народную культуру – не фольклорную народную, а скорее суррогатно-народную. Такое народное представление темы – «герой вернулся с войны». Такая былина. Здесь уже нет личного опыта и переживания, а есть некое представление об этом», – рассказывает Сергей Белов.
Юрий Алексеевич Тюпин взялся за кисть и краски только после выхода на пенсию, когда у него появилось свободное время для творчества. Лирические пейзажи художника, воспоминания детства – его работы воспевают тихую и мирную деревенскую жизнь. Картина «Выпьем за тех, кто командовал ротами» написана, скорее всего, по воспоминаниям детства. Люди собрались, чтобы вспомнить о былых временах, вспомнить своих друзей, погибших на войне. Мы видим эту сцену как бы глазами ребенка – можно предполагать, что именно так все и было, как здесь изображено.
У Владимира Григорьевича Аносова очень лаконичный стиль живописи. Тропинка к храму, сбитый самолет, редкие деревья… «Дорога домой» – сильная картина: на ней изображен как будто нездешний мир. И в то же время эта картина – символ возвращения, дома, Победы.