17 декабря 2010
1. Как известно, Священный Архиерейской Собор на своем заседании в мае c.г. на основании предъявленных в письменной форме канонических преступлений и вины, постоянно и безотзывно отстранил епископа Артемия от должности епархиального архиерея Рашко-Призренского, с чем он сам согласился, согласившись одновременно проживать после разрешения должности в монастыре Шишатовац. В сентябре и октябре, к сожалению, епископ Артемий Священному Архиерейскому Синоду заявил о своем «раскаянии» в принятии решения Собора и Синода, утверждая, вопреки здравому смыслу, что он является «пожизненным епископом Рашко-Призренским». Это явилось поводом для Священного Архиерейского Синода запретить его в священнослужении до следующего регулярного заседания Священного Архиерейского Синода в этом году.
Вместо того, чтобы попросить у Собора прощения за свои преступления в попрании канонического порядка Церкви, совершенные с целью освобождения от запрещения в священнослужении, епископ Артемий насильственно с группой своих последователей, которые тоже находились под каноническим запрещением священнослужения и под судом, попытался вторгнуться в монастыри Рашко-Призренской епархии, начиная свои бесчинства с антиканонического и антиуставного служения Божественной Литургии в монастыре Дубоки Поток, будучи запрещенным в священносулжении. При этом, пользуясь поддельной печатью, он начал принимать противозаконные решения в Рашко-Призренской епархии.
Все это происходит в течение работы Собора, поэтому Собор с прискорбием был вынужден лишить епископского сана бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия и возвратить его в ряд монахов. Это противозаконное служение и участие в нем, как и другие, дополнительные причины, также содействовали, чтобы Великий церковный суд подтвердил решения Церковного суда епархии Рашко-Призренской и лишил иерейского сана семнадцать иеродиаконов и иеромонахов, последователей бывшего епископа Артемия.
Вместо осознания своей вины и покаяния, монах Артемий и его последователи, лишенные сана, продолжили «совершать Литургию» в храме Святого Иоанна Крестителя в Жичской епархии, в который они вторглись, объявив его монастырем, добавляя таким образом беззаконие к беззаконию.
2. По вышеуказанным причинам Священный Архиерейский Синод считает себя обязанным сообщить общественности, что таким своим поведением бывший епископ Рашко-Призренский Артемий вступил на путь раскола… Не теряя надежду и призывая его на покаяние, Священный Синод ответственно обращает внимание всего духовенства, монашества и верного народа нашей Святосаввской Церкви, на то, что «литургия» бывшего епископа и его сторонников, которые все лишены сана, также как и он, не является Литургией, их «причастие» не есть святое Причастие, их «таинства» не есть Священные Таинства Церкви Божией, а также, что все, что они делают служит духовной погибели, как их самих, так и последующих им и участвующим в их собраниях и богослужениях. Заявляя о том, что они служат Богу, они, на самом деле, под видом защиты Православия, разрушают единство Церкви Христовой, отделяясь по-сектанстки от ее живого, спасительного Общения и лишая себя и других вечного спасения. Поэтому все, которые легкомысленно последуют им – пусть хорошо подумают о том, кому и чему следуют, отделяясь от Церкви Христовой и навлекая на себя и на своих детей проклятие.
От Канцелярии Священного Архиерейского Синода
Предоставил: епископ Бачский Ириней
Комментарии в СМИ:
Против Артемия будет возбуждено еще одно уголовное дело
Бывший владыка Артемий уже завтра в течение дня может быть приглашен для исследования на основании уголовного иска, который два дня до этого был предъявлен Сербской Церковью по причине насильственного вторжения и нарушения прав на ее имущество, передает «Блиц».
Прокуратура в настоящее время проверяет утверждения, указанные в иске и собирает необходимую информацию в связи с настоящим предметом.
Судя по всему, против Артемия, который был лишен епископского сана и возвращен в ряд монахов, будет возбуждено уголовное дело на основании иска Церкви.
Как мы узнали, другое уголовное дело будет возбуждено вследствие мошенничества, потому что при исследовании обнаружено, что на значительном количестве документов его подпись подлинна.
Артемий и часть его последователей после покидания монастыря не севере Косово проживают в гостинице «Рояль» в г.Кралево.
Как узнает «Блиц», прокуратура после предъявления требования на возбуждение уголовного дела из МВД начала проверку утверждений и сбор необходимой информации.
Сотрудники МВД Сербии вчера сопровождали колонну машин Артемия и его последователей до г.Кралево, а несколько полицейских вчера было и у гостиницы «Рояль».
Как узнает «Блиц» надзор МВД необходим, потому Артемий может покинуть страну, как это раньше сделал его ближайший сотрудник Симеон Виловский, который сбежал в Грецию.
Также, сторонники Артемия два дня тому назад насильственно вторглись и захватили имущество СПЦ – монастыри Дубоки Поток и Девины воды на севере Косово, вели себя агрессивно по отношению к монашествующим в монастырях, поэтому необходимо предупредить о возможно таком же сценарии в центральной Сербии.
Возможен еще один иск против Артемия, который, однако, все пытается представить как гонение, потому что он единственные настоящий православный и так называемый антиэкуменист.
Как узнает «Блиц» приводится к концу основательная проверка всей документации Рашско-Призренской за время управления Артемия.
Обнаружено, что на большинстве документов, которые свидетельствуют об отчуждении денежных средств подпись тогдашнего владыки Артемия подлинна, что является основанием для возбуждения уголовного дела. При исследовании СПЦ было установлено, что расхищен весь фонд для Храма Христа Спасителя в Приштине, председателем которого был тогдашний епископ Артемий.
Данный факт кражи до сих пор не был включен ни в один иск. Как мы узнали, задолженность епархии составляет несколько сотен тысяч евро.
Артемий с группой от тридцати последователей, среди которых есть и монашествующие, после приезда в центральную Сербию, проживает в гостинице «Рояль» в центре г.Кралево.
Монах Артемий вчера заявил, что он не признает решение Собора о лишении сана и добавил, что в гостинице останется до воскресенья утром, чтобы немного отдохнуть. Артемий не хотел открыть свои планы на будущее.
Один их последователей Артемия, монах Дамьян, сказал, что эту гостиницу они выбрали наугад. Как узнает «Блиц», ее владелец серб, который в 1999 году эмигрировал из Косово. Монах Дамьян заявил, что ему «непонятно, почему они находятся под наблюдением полиции».
Как узнает «Блиц неделе» группа последователей Артемия может быть уменьшена, на несколько монахов. Один из них заявил, что он «решил прекратить с этим», когда он понял, что они будут «вторгаться в монастыри и изгонять монахов, с которыми они были братья до ухода из Косово и Метохии».
Насильственное вторжение Артемия и его сторонников в монастыри на севере Косово, где они ломались в монастырские ворота, вызвало огорчение сербов на севере Косово.
Еще более глубокое разочарование последовало, когда в монастырь Дубоки Поток вошли Рашко-Призренский владыка Феодосий, местные жители сербы и полицейские КПС сербы по национальности. Один из очевидцев, житель г.Косовска Митровица, для «Блица» сообщил, что сербские полицейские несколько часов упрашивали Артемия выйти из монастырской кельи, которую он занял и объясняли, что это уголовное дело.
— Я никогда не видел такого терпение у полицейских. Они буквально упрашивали его дольше двух часов. Они даже обращались к нему «владыко». И когда даже мы, которые на это только смотрели, потеряли терпение, Артемий дословно сказал: «Давайте, просите меня еще». Я был в шоке. Тогда они взломали замок, а Артемий вел себя высокомерно, — говорит серб из г.Косовска Митровица.
Он добавил, что вся акция по «освобождению монастыря была проведена с достоинством», — и подчеркнул: «Все учитывалось! Даже для монахинь, захвативших монастырь Девине воде были задействованы сербские женщины полицейские».
Перевод с сербского Светланы Луганской.