Сотрудники ВШЭ назвали главные проблемы выпускников детдомов
Исследование проводилось по инициативе благотворительного фонда «Дорога вместе». Ученые провели более 50 интервью с экспертами, которые работают с выпускниками детских домов, в шести регионах России (Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Тверской областях, Москве и Петербурге), проанализировали образ детей-сирот в медиасфере, соцсетях, профессиональных блогах, изучили законодательную базу регионов и мнение сотрудников региональных администраций, передает «Агентство социальной информации».
В результате авторы исследования пришли к выводу, что главными проблемами для подопечных соцучреждений становятся неумение рационально планировать расходы, отсутствие опыта выбора и несения ответственности, несамостоятельность и иждивенческая позиция (привычка к гиперопеке). По их словам, показателями успешной адаптации выпускников детского дома эксперты считают получение профессии, образования, стабильную занятость, устойчивые семейные отношения, наличие детей.
Сотрудники ВШЭ подчеркнули, что важную роль в адаптации выпускников играют некоммерческие организации, которые предоставляют программы по обучению бытовому самообслуживанию, финансовой грамотности, коммуникативным навыкам. Причем это могут быть кулинарные мастер-классы или социальная гостиница.
«Для нас было удивительным, что выпускники детских домов хорошо информированы о своих правах, о том, что они могут получить по выходу из детского дома. Но проблема заключается в том, что информированность нередко не подкреплена соответствующей социализацией по распоряжению этими возможностями. Это часто связано с тем, как решаются на региональном уровне вопросы обеспечения жильем, трудоустройства, что есть некоторые стереотипные представления о дальнейшем образовании и карьере», — отметил руководитель исследования Роман Абрамов.
Авторы исследования обратили внимание и на недостатки в законодательстве, которое касается этой сферы. По их словам, в России до сих пор плохо разработано постинтернатное сопровождение в целях профилактики асоциальности. Дети нуждаются в адаптации и психологической помощи не только в детском доме, но и после выпуска из него, добавил Роман Абрамов. В этом есть риск возникновения социальной пассивности, привычки к контролю, но наставническая помощь необходима для решения жизненных проблем.
Эту проблему отчасти решают соцорганизации. Например, фонд «Старшие братья Старшие сестры» подбирает детям наставников, которые могут научить их искать работу, обезопасить от недобросовестных работодателей. «Прежде всего у детей есть страх неприятия, мысль, что они не такие, как все. Их волнует отсутствие справедливости, им кажется, что мир не всегда будет к ним справедлив. Они тревожатся за свое будущее, у них часто отсутствует мотивация и в то же время дети занимают потребительскую позицию, придерживаясь мнения, что им все должны», — говорит исполнительный директор фонда Александра Телицына.
Кроме того, эксперты выразили опасение, что в будущем выпускники детдомов могут оказаться жертвами геттоизации, связанной с предоставлением квартир в одном районе и одном доме.
Вопросы трудоустройства также крайне сложные. Эксперты уверены, что представителям бизнеса следует обратить внимание не только на материальную и волонтерскую корпоративную помощь, но и проводить системную политику по трудоустройству воспитанников детдомов (особенно в тех городах и селах, где рынок труда ограничен). Об этом проблеме говорит и директор благотворительного фонда «Семья» Михаил Пименов. По его словам, немногие компании выходят из «порочного круга» подарков для детей-сирот.
Исследователи пришли к выводу, что для формирования концепции мониторинга в этой сфере, необходимо объединить усилия специалистов, занимающихся проблемой адаптации воспитанников детских домов. Такая совместная работа помогла бы создать алгоритмы действий, в том числе для представителей бизнеса и органов власти.