Вчера на киностудии «Мосфильм» в Москве состоялся Правительственный совет по кинематографии под руководством председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Поддержка кинопроката, оцифровка кинематографического архива, включение Крыма в российское кинематографическое пространство и возрождение Ялтинской киностудии – таковы основные задачи на будущее, сказал, открывая заседание премьер-министр.
Деньги ищем в интернете
Министр культуры РФ Владимир Мединский отметил несколько основных направлений развития отечественного кинематографа и источников его финансирования. Так, например, оказалось, что собрать деньги на кино можно через интернет: на съемки фильма «28 панфиловцев» в соцсетях было собрано около 15 млн. рублей, что позволило авторам начать работу над проектом. Более того, инициаторы этого проекта категорически отказываются от государственной помощи в съемках.
Другой способ поддержки, в частности, отечественной мультипликации можно осуществить через снижение налогов на анимационные студии. То есть, закрепить законодательно налогообложение анимации на том же уровне, что и IT-студий. То есть — по нулевой ставке, освободив от уплаты НДС.
Мультфильмы должны быть свои
Особое внимание мультипликации должно уделяться, в первую, очередь потому, что она имеет огромное воспитательное значение: «Дети сидят перед телевизорами и впитывают все, что видят». Поэтому в нынешнем году на развитие детского анимациионого кино будет выделено до 15 процентов всего кинематографического бюджета.
Но вопрос не только в деньгах, но и в доступе на ведущие телеканалы. Сегодня телевидение никак не заинтересованно в показе отечественной анимации, отметил Владимир Мединский. Ведущие телеканалы предпочитают покупать дешевые зарубежные мультфильмы. В связи с этим Министерство культуры требует уточнить лицензионные требования к телеканалам.
Также в планах создание полноценного мультипликационного канала отечественной анимации под условным названием «Союзмультфильм».
Минкульт будет читать сценарии
Мультфильмы и кино сегодня, – отметил министр культуры, – должны быть не просто развлекательными, но и воспитательными, и точными «исторически». В связи с этим впервые за постсоветские годы Минкульт занялся изучением сценариев: «мы проводим экспертизу с привлечением профессиональных историков. Более того, мы стали проводить сценарные конкурсы и выкупать у фонда кино наиболее интересные сценарии».
Также поддержку государства получили качественные отечественные сериалы, показ которых планируется по первому и второму каналам – «Бесы» по Достоевскому, «Тихий Дон» по Шолохову, «В августе 44» по книге Богомолова.
Как отметил Владимир Мединский, на съемки документального фильма сегодня можно запросить у государства до 2,5 млн. рублей (раньше было 1,6 млн.), художественного – до 50 млн., и, в зависимости от содержания проекта, эти деньги будут выделены как софинансирование и господдержка.
Пиратству — бой
Одним из пунктов развития кинематографического бизнеса стало принятие и осуществление антипиратского закона. Несмотря на свое несовершенство, он уже дал результат – количество покупаемого «официального контента увеличилось на 30 процентов».
Хотя, как потом кулуарно рассказывал журналистам Владимир Мединский, пока что антипиратский закон не дает возможности наказать «воришку»: «Мы его ловим за руку, он возвращает нам наш товар, изрядно потрепанный, и мы его отпускаем. После чего он продолжает воровать». Сегодня согласно антипиратскому закону специальная комиссия может всего лишь заблокировать страницу с пиратским содержимым.
С квотами не торопятся
Глава Минкультуры Владимир Мединский не считает правильным введение законопроекта, согласно которому, предполагается установить ограничение на прокат зарубежных кинолент до 50%: «Мы не торопимся, – сказал глава Минкультуры, – мы встречались с представителями всех крупнейших кинотеатров России и подталкиваем их, чтобы они взяли на себя обязательства по установлению квот на показ российских кинолент. Если мы не договоримся, то тогда вернемся к теме, как административно поддерживать российский кинематограф».
Если же правительство будет вынуждено использовать «нерыночные методы» поддержки российского кинопроката, то на вооружение будут взяты два варианта: квотирование и так называемый «каникулярный вариант». И если квоты тяжело вводить и контролировать, то гораздо легче контролировать показ только отечественных кинолент в дни каникул и длительных праздников.
Помощь Крыму будет
Генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что поддержка Крыма уже начата: «Мы уже помогаем Крыму, их телеканалам. Бесплатно мы им дать наши фильмы не можем по закону. Поэтому мы предоставляем им право демонстрации ленты за какие-то символические деньги, например, 10 рублей с картины. Что же касается Ялтинской киностудии, в нее нужно вложить много денег. Там сейчас есть только помещения и бассейн для съемок».
В Крыму планируется возродить и использовать Ялтинскую киностудию. Ведь Крым всегда был излюбленным местом для съемки российского кино, и поэтому главная задача на сегодня – оснастить киностудию всем необходимым для съемок, чтобы не возить оборудование из Москвы.
По словам Владимира Мединского, в планах министерства культуры также возрождение детских кинофестивалей в Ялте и Гурзуфе.
Фото Анны Гальпериной