Современная семья: никто не обещал, что будет легко
В книге описаны типичные кризисы брака, способы их решения, исследования как на основе опыта собственной семьи, (Екатерина и Михаил в браке 23 года, воспитывают 11 детей), так и на анализе ситуаций множества семей, исходя из большой практики консультирования и проведения семинаров.
По мнению писателя Майи Кучерской, книга – «хороший свадебный подарок, который следует вручать молодоженам прямо в ЗАГСе».
Михаил Бурмистров:
– Многим людям кажется: что тут говорить? Семья – это явление понятное, простое, из века в век одно и то же. Это не так. Последнее время произошли очень серьезные изменения, которые затрагивают глубинные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми. Эти изменения мы проживаем в своей жизни, и, конечно, они нуждаются в осмыслении, рефлексии, подробном обсуждении.
Предпосылка давать книгу в начале семейного пути – это идея утопичная. Молодые люди, которые ввергаются в семейный котел, читай-не читай, все равно не поймут, в какой алхимии они будут вариться.
Кризис не болезнь, а точка роста
Екатерина Бурмистрова:
– У нас очень узкое понимание понятия «кризис». Мы понимаем «кризис» как что-то плохое, как ухудшение. В психологии оно имеет совсем другое значение. Кризис – это когда нельзя так, как было раньше. Кризис – это точка роста, зона изменения.
Человек – или семья, или ребенок – никогда не будет таким, как до кризиса, но это не значит, что он будет хуже, проблемнее. Кризис не слом или болезнь, это качественный переход. Это не мгновенный скачок, он занимает какое-то время, и изнутри кризиса может быть несладко – да, трансформироваться непросто.
Мы не знаем, что испытывает гусеница, когда превращается в бабочку, как ей внутри этой метаморфозы, но думаю, что ей не очень приятно. Или подростковая трансформация – это очень долго и сложно, но потом из подростка получается осмысленный человек со своими мыслями, решениями, взглядами.
Что касается ребенка – рано или поздно кризис у него произойдет, и он разберется с кризисом «я сам», приладится к школьной системе и, возможно, станет получать даже удовольствие от учебы.
Но если кризис взросления ребенка обычно происходит с предсказуемым результатом, то в семье бывает так, что кризис может быть не пройден. И семья, не справившись с кризисом, перестанет существовать как система.
Наша память, к сожалению, проблемно ориентированная, мы обычно помним то, что давалось трудно, а хорошие и спокойные времена попадают «в скобки». Кризис – это нормально. Через проходят практически все семьи, и между кризисами есть островки спокойствия, мира, счастья.
Михаил Бурмистров:
– У меня взгляд на кризис, как и на жизнь, более мрачный. Стезя нашего существования и проблематична, и глубоко противоречива. И, в общем, это нормально – находиться в состоянии болезненности, противоречия, невозможности, конечности, – это наш способ жизни. Но все же семья – это не только преодоление кризисов.
Замечательный греческий Паисий сказал: «Если бы можно было представить, какие трудности ждут человека на монашеском пути, никто бы не стал монахом, но если бы можно было представить радости, которые на этом пути встретятся, то все бы побежали толпой в монастырь». Это похоже и на семейный путь: если б можно было заранее показать все трудности, все бы сказали, что нет, это не для нас. С другой стороны, состояния осмысленности, наполненности, мира, радости, которые есть в семейной жизни, настолько привлекательны и составляют стержень существования, что для многих наверняка стали бы целью и ориентиром в жизни.
“Домострой” нам не подходит
Михаил Бурмистров:
– Мне кажется, что попытка перетаскивания рецептов прежних эпох на современную семью заводит в тупики и привод к кризисам, которые пройти очень трудно. Полезно понимать, кто мы такие, какова наша жизнь, какие у нас способности, что у нас в бэкграунде.
Екатерина Бурмистрова:
– В России был длительный период разрыва традиций, 70 лет – это много. Передать традиции некому, ведь традиция должна передаваться из рук в руки, она существует в определенном социокультурном историческом контексте. К сожалению, в настоящее время мы имеем дело не с возрождением традиций, а с воспроизведением реконструкций. Сейчас у молодых людей очень популярны славянские, толкиеновские и другие реконструкторские игры. Это, безусловно, очень полезная, интересная и насыщенная деятельность. Но если человек задерживается надолго в этих ролевых играх, то это вызывает большие вопросы.
К сожалению, когда понятие «традиционная семья» используется с большой, обычно неофитской энергией, мы получаем такую же реконструкцию, но более опасного рода, так как применяется она к семье довольно жестко, хоть и с хорошими намерениями. Я неоднократно видела людей, кстати, вполне образованных, которые считают, что в семье можно применять «Домострой». В итоге, у супругов портятся отношения, ранятся дети.
Самодостаточные индивиды без семьи до гробовой доски
Екатерина Бурмистрова:
– Особенность российской реальности состоит в отсутствии статистических исследований общества, но и так понятно, что возраст вступления в брак увеличивается, а количество людей, желающих официально регистрировать брак, уменьшается. Другая картина в сегменте верующих людей разных традиционных религий, но даже и там возраст брака с 23-24 лет сместился к 27-28 годам, а в высокообразованных среднеобеспеченных слоях общества этот стандартный возраст переваливает за 30 лет. Также очень сдвигается возраст рождения первенца.
Это очень эгоцентричное поколение, многие из этого поколения – единственные дети в семье. Молодые люди считают: «Надо путешествовать! Надо развиваться! Надо самореализовываться (это ключевое слово молодого поколения)! Зачем отдавать себя?»
Михаил Бурмистров:
– Индивид в современной self-made культуре самодостаточен, самоудовлетворен, сам себя позиционирует и сам себя делает, для него все связи глубоко проблематичны. Эта тенденция очень мощная, она работает не только на разрушение связей, но и на изменение их качества. Создаются временные проекты отношений, а создать семью, чтобы «до гробовой доски», молодые люди не готовы.
Наталия Рымаренко, вице-президент семейного клуба «Рождество», мама пятерых детей:
– В нашем центре «Рождество» на программе подготовки к зачатию среди 12 семейных пар было две пары, в которых мужья еще детьми ходили в наш центр. Очень порадовало, что они впитали те ценности, которые мы старались привить детям на занятиях в семейном центре «Рождество», и мальчики, уже став взрослыми, привели своих жен на наши программы.
Гражданский брак: согласен только один
Нина Переслегина, директор издательства «Даръ»:
– Как известно благодаря социологическим исследованиям, 75% женщин, состоящих в гражданских браках, считают себя замужними. И более 80% мужчин, в таких же отношениях находящихся, воспринимают себя как свободных.
Екатерина Бурмистрова:
– С гражданским браком все не просто. Единственный критерий внутреннего благополучия в таких союзах: оба партнера согласны, что такая форма отношений для них лучше всего. Мой опыт показывает, что, как правило, на гражданский брак согласен только один из партнеров, причем необязательно, что это мужчина.
Можно отдельно разбирать эту травматическую область – почему люди выбирают именно этот тип отношений. Всегда за нежеланием заключать брак, когда люди живут устойчивой семьей, есть какая-то биографическая история. Внутренний спектр оценок заключения брака может быть какой угодно – от таинства и поддержки до ярма и ига.
Екатерина Бурмистрова:
– В нашей книге есть глава о разводе, но это совсем не потому, что все семейные перипетии в итоге ведут к разводу и его надо экологично прожить и выйти на другой цикл в новых отношениях. Нет. Эта глава адресована не тем, кто собирается развестись сейчас, а тем, кто жил в разведенной семье и последствия развода переживает на себе в течение десятилетий. Их родители на момент развода не получили хорошего «лекарства» от конфликтов, ссор, недопониманий. Это все очень влияет на браки детей, они эту травму несут в свои семейные отношения и часто не понимают этого.
«Дорожные карты опасных мест»
Екатерина Бурмистрова:
– Очень важно для семьи иметь поддерживающую человеческую среду. Современная семья живет в огромном городе в человеческом вакууме, она очень маленькая, атомарная, традиционные связи разрушены. Одна из трудностей – когда женщина становится мамой, и у нее очень сильно меняется структура общения. Связи, которые были до материнства, очень сильно прореживаются. Обычно ранее у женщины была активная социальная жизнь, работа, вовлеченность в разные проекты, а после рождения ребенка она чаще всего оказывается в социальной изоляции. Сродственники обычно далеко, и они очень часто не близки, с ними нет душевной связи.
Человек очень нуждается в контактах, и в маленькой семье это часто не удовлетворяется. Если люди, проходящие становление семьи и адаптацию к родительству, могут найти единомышленников, таких же семейных людей, которые также проходят через различные кризисы, это очень важно. Обычно единомышленников легко найти неженатым, а мест, куда можно прийти женатым людям, очень мало.
Семейные клубы, такие как «Рождество», дают информационную безопасность и ощущение, что ты не один. И книги тоже могут давать такое же ощущение, что ты не один, то, что происходит – это нормально, это бывает, это проходит, с этим можно справиться с теми же «дорожными картами».
***
Авторы книги не сторонники инструкций и конкретных советов, но тщательный анализ множества ситуаций может помочь читателям книги вникнуть в жизнь, в семейное пространство, самим находить путь, потому что ни по каким книгам, конечно, невозможно научиться ни любить, ни создавать семью. Это путь, который человек должен проходить и понимать сам.
Книга «Современная семья. Психология отношений» выпущена издательством «Даръ» в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».
Фото – Тамара Амелина, Дмитрий Авсинеев
Видео – Виктор Аромштам