Современное общество: материальное стало выше духовного
В эфире телеканала «Вести» проректор Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов ответил на вопросы ведущего о месте духовного и материального в жизни человека.
— Отец Павел, почему именно сейчас все больше появляется всевозможных сект, тренингов, которые во главу угла, как главную ценность, превозносят материальную?
— Я начал бы с одного анекдота.
Представим себе жаркий июльский полдень, московский дворик и внизу три русских мужичка активно бьют друг друга. А сверху наблюдает молодой человек известной национальности, смотрит, ждет внимательно, и в какой-то момент поворачивается и говорит: «Сара, позвони, пожалуйста, Мойше. Пусть подвезет бочку с квасом, потому что они скоро захотят попить.
Так вот современные секты чаще всего выступают в качестве наблюдателей тех процессов, которые происходят в обществе. Как только они видят, что в том или ином направлении появляется особый интерес, то у них уже заранее заготовлена та самая бочка с квасом или с каким-то напитком, на который они тоже знают, что будет спрос.
— В свою очередь нам за этим процессом, за их действиями просто так созерцательно нельзя следить?
— Конечно. Потому что здесь, если мы не идем на шаг впереди, то естественно мы будем заложниками этого процесса.
— Если я вас спрошу, что может человеку на этом пути помочь, вы наверняка ответите: «Придти к Богу». Но даже светские люди, которые хотят обрести веру, наблюдают за тем, что церкви тоже не чуждо материальное, когда они сталкиваются с этим ценником на церковные требы и услуги. Что бы вы на это ответили?
— Это великолепный, классический, провокационный вопрос. Потому что любая деятельность, абсолютно любая, даже то, что мы сейчас сидим с вами в студии и общаемся в формате телепередачи, требует ресурсов.
Говорить о том, что возможна гипотетически деятельность церкви, деятельность какого-то конкретного священника без материального обеспечения – это, по меньшей мере, странно и это будет очень нечестно.
Если вернуться к началу вашего вопроса, я бы сказал следующее: «Не просто поиск Бога является здесь своего рода антидотом к этому материальному началу засилья денег, а, наверное, прежде всего, желание быть честным перед самим собой. Подумать и задать себе вопрос:»Туда ли я иду? То ли со мной происходит, что должно происходить?»
Мужество быть честным перед собой является основой, без которой человек не сможет поднять свои глаза вверх к Богу и спросить: «Господи, если ты есть, помоги мне, открой мне Себя».
— Если человека напугать, сказать ему о том, что поклонение благам земным, маммоне – покровительствующим, в конечном итоге, ведет к апокалипсису, то, может быть, это заставит в свою очередь задуматься?
— Главным критерием, о котором говорит Священное писание, как о предвестнике конца, является не материальное богатство само по себе, а то, что в людях оскудеет любовь. Когда мы начинаем воспринимать весь мир, как средство для удовлетворения себя самого, — это и есть самый яркий показатель того, что любовь уже оскудела. В этом смысле, если смотреть через такую призму, то, конечно, культ золотого тельца и культ материального благосостояния, доведенный до предела, тем самым, до абсурда, без сомнения, является показателем того, что человечество упирается в стенку и должно решить, либо мы эту стенку разрушаем, либо мы просто разворачиваемся и идем в другом направлении.
— Спасибо, отец Павел за разговор, за наставление, в том числе. Как устоять перед соблазнами мирскими, материальными, ради чего, собственно — мы говорили с преторием протоиерей Павлом Великановым.