Главная Общество Аналитические обозрения

Современные гонения на православных в Македонии

Несколько месяцев назад по православным новостным лентам прошли тревожные сообщения из республики Македония о безвинно томящемся в заключении православном архиепископе Охридском Иоанне (Йоване). Предстоятели Поместных Церквей, в том числе и святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также главы многих государств обращались к македонскому правительству с просьбами освободить владыку из тюрьмы.

Несколько месяцев назад по православным новостным лентам прошли тревожные сообщения из республики Македония о безвинно томящемся в заключении православном архиепископе Охридском Иоанне (Йоване). Предстоятели Поместных Церквей, в том числе и святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также главы многих государств обращались к македонскому правительству с просьбами освободить владыку из тюрьмы. Наконец, по милости Божией и во исполнение молитв православных христиан по всему миру, стало известно о досрочном освобождении архиепископа Иоанна.

Но мало кто знает, а по правде сказать – почти никто в нашей стране не знает о том, что уже третий год в Македонии идут жесточайшие гонения на каноническую Православную Церковь в лице Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви, и незаконное восьмимесячное заключение её главы – лишь один из печальных эпизодов этой постыдной кампании.

Республика Македония – одно из государств, возникших в начале 1990-х после развала Югославии. На её территории проживает славянский народ, называющий себя македонцами и издревле исповедающий Православие. До определённого времени македонские епархии входили в состав Сербской Православной Церкви. Однако после второй мировой войны на Балканах власть захватили коммунисты, и начали здесь борьбу против Церкви так же, как было и в нашей стране. Безбожники знали, что одними гонениями цели не достичь, и для того, чтобы ослабить Церковь организовывали и поддерживали расколы. Так было и в Советской России с обновленческим расколом, так случилось и в Социалистической Югославии, где власти решили расколость Сербскую Православную Церковь посредством создания в Македонии раскола. На протяжении 1950-х годов предпринимались целенаправленные усилия для этого. Наконец 4 октября 1958 г. один епископ – Досифей, — пошёл на сговор с коммунистами и самочинно объявил себя архиепископом Охридским.

Сербская Православная Церковь, дабы избежать раскола, признала автономию архиепископии в 1959 г., но власти продолжали давление, и в 1967 году архиепископ Досифей объявил – даже против воли большинства своего священства, — об автокефалии новосозданной “Македонской Православной Церкви”. Несмотря на угрозы правительства, Сербская Церковь отказалась признать этот антиканонический акт, и до нынешнего дня “МПЦ” не признана ни одной из Поместных Церквей, являясь типичным расколом по национальному признаку. Коммунисты же использовали послушную им “церковь” в качестве инструмента влияния на зарубежную диаспору.

К сожалению, “демократическое” правительство, пришедшее на смену коммунистам в республике Македония, продолжило поддерживать раскол, даже с ещё большим упорством.

После долгих лет переговоров, в мае 2002 г., комиссия состоявшая из епископов обеих сторон, подписали соглашение, в котором подтверждалась широкая автономия Церкви в Республике Македонии под омофором Сербского Патриархата. Соглашение было принято Синодом Сербской Православной Церкви и ожидалось, что оно будет принято Синодом Церкви в Республике Македонии. Но, из-за давления македонских политиков этого не произошло, а трёх митрополитов “МПЦ”, подписавших документ, заставили отозвать свои подписи.

Тогда Святейший патриарх Сербский Павел, ища пути к преодолению раскола, обратился к епископам, духовенству, монашествующим и мирянам Церкви в Республике Македонии, с предложением присоединиться к литургическому и каноническому единству с Матерью-Церковью, и, через неё, со всеми другими Православными Церквями.

На это обращение откликнулся Иоанн, митрополит Велеса и Повардарья, который вместе со всем духовенством, монашествующими и мирянами своей митрополии решил вернуться из раскола. Удивительный пример действия благодати Божией – когда люди, уже выросшие в расколе, после 35 лет разделения, всей епархией в полном составе возвращаются к единству с Церковью! По словам владыки Иоанна, несколько других македонских архиереев также имели намерение в личном порядке присоединиться к Матери-Церкви, но в итоге не решились на этот шаг из страха перед гонениями. Как показали последующие события, их опасения были отнюдь не беспочвенны.

После вступления владыки Иоанна к единству с Церковью, он, как единственный обратившийся из раскола архиерей, был определён главой канонической Охридской архиепископии, а в помощь ему рукоположили ещё двоих епископов. Почти сразу же со стороны официальных властей Македонии и раскольничей иерархии последовали гонения против него лично и против всех обратившихся из раскола православных.

Серьёзные государственные репрессии начались в 2004 году, когда стало ясно, что пример Велесской митрополии и владыки Иоанна воодушевил многих людей, и начался процесс “стихийного” возвращения в каноническое Православие. По милости Божией большинство монахов и монахинь в Македонии – насельники пяти монастырей, — оставили раскол так называемой «Македонской Православной Церкви» в январе 2004, присоединившись к канонической юрисдикции Охридской Архиепископии под Сербским Патриархатом. После этого раскольничьи власти перешли к активным действиям.

Так, во время богослужения в городе Битола 11 января 2004, было совершено нападение вооруженных полицейских (приблизительно тридцать человек), во время которого были арестованы многочисленные клирики и монахи, включая митрополита Иоанна, епископа Марка, игуменов Давида и Максима, игумений Кираны, Таисии, Олимпиады, а также группы монахов и монахинь. Арестованных свыше суток держали в Битольском отделении полиции, всё это время не давая ни есть, ни пить, ни спать и не выдвигая никаких обвинений.

Затем митрополит Иоанн был заключён под стражу до суда с обвинением в том, что, “совершая Литургию с участием вышеупомянутых монахов и монахинь он выполнял дело подстрекательства национальной, расовой и религиозной розни”.

В тот же самый день (11 января 2004), полиция, без решения суда и объяснения, насильственно выселила из обителей монахов и монахинь следующих монастырей: женского Успенского близ Резена, мужского Свято-Димитриевского в Скопье, женского Ильинского (Чардак) к северу от Скопье; а два дня спустя та же участь постигла монахов монастыря Трескавец около Прилепа.

Во время изгнания полицейские сообщили монахам, что делают это по требованию раскольничей “Македонской Православной церкви”, а один офицер даже показал письменное распоряжение от главы раскольников архиепископа Стефана, в котором он просит, чтобы полиция выселила монахинь из Успенского Резенского монастыря.

Затем в разных городах Македонии были арестованы и допрошены видные миряне Охридской архиепископии, при этом они получили угрозы в адрес их личной безопасности и безопасности их семей.

Вечером 20 февраля пять вооружённых автоматами людей напали на монастырь святого Иоанна Златоуста, располагавшийся на частной собственности в деревне Низеполе, они сожгли монастырь а монахинь – сестёр Олимпиаду и Данику подвергли издевательствам и обрезали им волосы. Македонская полиция оставила этот инцидент без расследования.

В то же время государство официально опубликовало “Декларацию в поддержку Македонской Православной церкви” (№07-327/1 23 января 2004), согласно которой в государстве может быть лишь одна законная православная община, — раскольничья “МПЦ”, Охридская же архиепископия таким образом ставилась вне закона.

Стремясь изолировать каноническую Церковь, власти в 2004-2005 г. запретили посещение республики для православных священнослужителей, следующих из любой страны, на границе они нередко подвергались дурному обращению и оскорблениям. Самым скандальным примером был запрет для проезда в сентябре 2004 г. епископу Рашковскому и Призренскому Артемию, имеющему дипломатический паспорт.

Тем временем, 1 июля 2004, суд в Битоле осудил митрополита Иоанна на восемнадцатимесячное тюремное заключение по обвинению в “подстрекательстве национальной, расовой и религиозной ненависти”, как указано в приговоре, за то, что обвиняемый: 1), «принял назначение экзархом Православной Охридской Архиепископии; 2), «участвовал в рукоположении епископов Иоакима и Марка (другие два члена Синода Охридской Архиепископии); и 3), «за то, что 11 января 2004 совершил религиозное богослужение и взаимное общение с Максимом Ристеским, настоятелем Свято- Димитриевского мужского монастыря в Скопье, с Кираной Парликом, настоятельницей Успенского монастыря в Резене, с игуменом Давидом Ниновым, с Гораном Кимевым, так называемым епископом Марком, и монахинями (названы поимённо шесть человек), которым он подстрекал религиозную ненависть и нетерпимость к гражданам — сторонникам МПЦ в Битоле и вообще в Республике Македония”.

Я позволил себе процитировать формулировку дословно, чтобы читатели в полной мере могли ощутить “вкус” этого факта: “демократический” суд в “новом демократическом государстве” официально даёт архиерею полтора года тюрьмы за служение литургии и общение с сослужащими!

Но этим гонения против канонического Православия отнюдь не ограничились. 15 октября 2004 около полуночи, в селе Низеполе было осуществлено вторжение вооруженной полиции, сопровождаемой тяжелыми машинами, с помощью которых полицейские незаконно уничтожили церковь Пресвятой Богородицы, входившую в юрисдикцию Охридской Архиепископии. Власти указали, что они получили семь запросов о разрушении церкви от Битольского епископа раскольничей “МПЦ”, Петра.

Кроме того, начиная с декабря 2004 и до сего дня полицейские в городах Прилепе и Резене неоднократно угрожали православным священникам и мирянам, пытаясь вынудить их подписывать документ, в котором они отказываются от канонической Охридской Архиепископии и объявили бы о возвращении в раскольничью “МПЦ”. К примеру, Горан Богатиновский в Прилепе подвергался пять раз таким принудительным “беседам”, а в его доме устраивался обыск без ордера. Полиция угрожала ему самому и его семье. В том же городе мирянин Ристе Ристевский за то, что собирался приютить на даче троих изгнаных монахов Охридской архиепископии, был арестован полицией, оставался без еды и питья, а следователи на допросе говорили ему: “мы уничтожим твою семью, мы – государство, и можем сделать с тобой всё, что захотим”. Подобные случаи систематических репрессий, к сожалению, далеко не единичны.

Владыка же Иоанн претерпел исповеднический подвиг за Православие, он был заключен в тюрьму Идризово около г. Скопье до марта 2006 г. В течение этого периода к нему не допускали посетителей (за исключением его матери и адвоката). Владыке запрещали иметь религиозные книги (даже Библию), и не позволяли принести ему Святое Причастие. Позднее архиерея перевели на более мягкий режим, где ему разрешали один раз в месяц иметь свободный уикэнд снаружи, и тогда он мог служить Божественную Литургию. Тяжкие испытания не сломили владыку Иоанна и после освобождения он спокоен, полон сил и решимости исповедовать Православие.

“ В XXI веке очень странно видеть, что арестовывают епископа за то, как он верит, и за то, с кем пребывает в каноническом единстве”. – говорит владыка, — “Но наше страдание и близко не может сравниться со страданиями некоторых епископов в России во времена коммунизма. Их пример для нас является источником веры и силы. Сейчас нас могут арестовать, или устроить какие-либо препоны, но вряд ли станут убивать, что нередко случалось во время коммунизма. Поэтому мы считаем, что наше испытание не содержит даже малую часть того, что вытерпели некоторые наши старшие современики в ХХ веке, не говоря уже о первых веках христианства ”.

До сего дня македонские власти незаконно предотвращают регистрацию Охридской Архиепископии (несмотря на решение Конституционного Суда от 12 мая 2004, которое подразумевает, что нет никаких препятствий для регистрации этого религиозного сообщества). Жизнь верующих из Автономной Охридской Архиепископи до сих пор полна трудностей. С тех пор как члены и духовенство канонической Церкви были изгнаны полицией из всех храмов в стране, Божественные службы совершаются в катакомбном состоянии, обычно в часовнях, расположенных в частных домах. К сожалению, эти часовни часто подвергаются нападениям, и налетам со стороны полиции. Было также несколько избиений, как, например, 12 июля 2005 г., когда отец Борьян Витанов был избит на пороге его часовни в предместьях Скопье.

Общее число верующих в Автономной Охридской Архиепископии составляет несколько десятков тысяч верующих, приходы есть в пяти городах страны: в Скопье, Охриде, Прилепе, Штипе и Куманово . Если принять во внимание общее число собственно воцерковлённых людей, то можно утверждать, что во многих частях Македонии члены канонической Церкви являются даже более многочисленными, чем члены раскольничьей «Македонской Православной Церкви». Неудивительно такое остервенелое преследование со стороны схизматиков, ведь желание соединиться с полнотой Православной Церкви ясно видно, и если бы не поддержка властей, большая и лучшая часть паствы последовала бы за владыкой Иоанном.

К большому сожалению, эти драматические события практически неизвестны большинству церковных людей в России. Между тем наши братья по вере и по крови ныне страдают, претерпевая гонения и претеснения от раскольничьих властей, они объявлены вне закона, они изгнаны из своих церквей и монастырей, они лишились почти всего, и регулярно подвергаются арестам и насилию.

И они нуждаются в нашей помощи.

Помощь эту в состоянии оказать любой православный христианин, молясь ко Господу о Его милости и поддержке чадам Охридской архиепископии. Кроме того, те чада Русской Православной Церкви, которые по работе или как путешественники собираются посетить Республику Македония, пусть знают, что у них есть возможность вести церковную жизнь в канонической Церкви, поддерживая своим общением исповедников наших дней. П аломники перед выездом могут посетить вебсайт Архиепископии (http://www.poa-info.org/) и узнать оттуда необходимую информацию.

Наконец, если кто-то имеет возможность оказать и материальную помощь, может написать автору статьи по адресу: yurij.maximov@gmail.com, чтобы получить более конкретную информацию.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.