10 лет назад Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве с 13-16 августа, принял решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны и 46 подвижников, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей. К этому числу 860 подвижников в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания включены имена 230 ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в различных епархиях России.
На вопрос о том, как складывается почитание новомучеников и исповедников Российских в наши дни, порталу «Правмир» отвечает наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл.
– В ХХ веке произошло самое важное. Сотни простых русских священников, дьяконов, мирян не пошли на сделку с совестью, не предали своих близких, и, самое главное, не предали Бога, в которого верили всей душой. У многих из них была возможность сохранить себе жизнь: публично отречься от Христа или втайне согласиться на условия тюремщиков. Но они не пошли на это. Почему? Потому ли, что желали славы? Можете ли вы представить, каково это – в тесноте камеры, в постоянном страхе смерти думать о мученической славе? Что помогало им пережить весь ужас допросов, несправедливого суда и непобежденными выйти из камеры в последний свой путь? Любовь. Любовь, побеждающая смерть и страх. И Господь не оставил их своей всепобеждающей любовью.
Вы спрашиваете, сложилось ли в народе почитание новомучеников? Конечно, и главное доказательство тому – церковное прославление их в лике святых. Палачи стремились уничтожить саму память о своих жертвах, именно поэтому о Бутовском полигоне и о подобных ему расстрельных местах долгое время вообще никому ничего не было известно. Но мы знаем, что у Господа все живы. Такое сокровище, как новомученики Российские, не могло лежать под спудом. Память о них хранилась в семьях, их истории передавались из уст в уста, воодушевляя молодых разыскивать сведения, собирать по крупицам данные. Если бы не было этого поистине всенародного почитания, не возникло бы ни одного храма в честь новомучеников и исповедников, ни одной иконы. А они есть!
– Но глядя на ряды икон в церковных лавках, замечаешь, что более древних и известных святых почитают больше. Почему, хотя эти святые дальше отстоят от нас по времени своей жизни, нашему современнику ближе святитель Николай, святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и многие другие?
— Человеку свойственно держаться за привычные ему вещи. Память о древних святых передается из века в век, по всем странам и народам – так прославил их Господь. Ведь когда человек получает помощь по своим молитвам к какому-либо святому, он стремиться рассказать об этом другим людям.
Даже далекие от Церкви люди знают, что есть такие угодники Божии, к которым можно обратиться в тех случаях, когда иные способы решения проблем уже не помогают.
Некоторые люди узнают о существовании святых, только когда собираются праздновать свои именины. Они идут в храм, ищут иконочку своего небесного покровителя и так знакомятся с житиями святых. Поскольку новомученики прославлены, по человеческим меркам, не так уж давно, информация о них просто не успела еще широко распространиться, впитаться в народную жизнь.
Не стоит забывать и о том, что, по большей части, головы наших современников заняты иными вещами: заботой о хлебе насущном, суетой, развлечениями. Где уж тут узнавать о новых святых, хорошо еще, если известные и славные имена им знакомы!
– Что нужно делать для этого общенародного почитания и нужно ли оно вообще?
Специально «раскручивать», рекламировать никого не надо. Прошло слишком мало времени, чтобы делать далеко идущие выводы – сложилось или не сложилось общенародное почитание новых святых. И потом, Господь Сам посылает славу Своему угоднику, причем каждому свою славу и честь!
Если говорить о Донском монастыре, который в настоящее время является не только духовным центром российского казачества, но и одним из главных памятников подвига новомучеников и исповедников Российских, то здесь в 20-х годах ХХ века находился в заключении Патриарх Тихон, здесь после освобождения принимал он покаявшихся в грехе обновленчества архиереев и священников и возглавлял штаб противления злу, которое нахлынуло после революции. Сюда, к Патриарху Тихону приезжали те, кому потом суждено было принять мученическую смерть за веру. Сам Предстоятель Русской Православной Церкви претерпел все до конца, и ныне по праву возглавляет сонм российских новомучеников и исповедников.
Сейчас в Донском монастыре открыта мемориальная «Келья Патриарха Тихона», и мы надеемся, что экспозиция, посвященная подвигу новомучеников, будет расширена до полноценного музея, который, я верю, внесет свой вклад в распространение знаний об этом периоде отечественной истории.
Экспозиция будущего музея расскажет о страданиях, об исповедническом подвиге православных людей — священнослужителей и мирян, пострадавших в те страшные времена.
В Донском монастыре особенно ясно понимаешь, как нужна сегодня людям та сила и глубина веры, которой обладали Патриарх Тихон и новомученики.
Представьте себе, ведь у самых дверей кельи Святителя постоянно дежурили чекисты, ими была предпринята попытка покушения, был убит самый близкий и преданный ему человек – его келейник Яков Полозов, Патриарх подвергался давлению, над ним насмехались, снова угрожали, но он не отказался ни от патриаршества, ни от своих взглядов, а остался тверд в своей вере.
Поэтому сейчас к честным мощам Патриарха Тихона постоянно идет народ. В Большом соборе, где они покоятся, постоянно молятся люди. Целый день не прерывается эта цепочка паломников.
Я глубоко убежден в том, что именно вера является основным стержнем в жизни человека. Если человек теряет веру, он теряет смысл жизни. Новомученики и исповедники Российские служат нам сегодня показательным примером, ибо сохранив свою веру, они обрели по слову Евангелия «жизнь вечную в избытке» (Ин. 10:10).