Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы.
Создатель бо грядет Крест прияти. Беседа протоиерея Сергия Правдолюбова о Страстной Седмице и Великом понедельнике
Маленький «богословский труд»
Праздник Входа Господня во Иерусалим – это такой большой праздник и такое торжество!
Я вспоминаю свое школьное отношение к этому празднику. Мне захотелось узнать, как можно точнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой первый маленький «богословский труд» — просто переписал тексты из одного, другого третьего Евангелия, а потом стал сравнивать и совмещать. Такая работа была проделана давным-давно множеством людей, но для ребенка было полезно понять и почувствовать, как происходило это событие. Когда я уже во взрослом возрасте посетил святой град Иерусалим, когда я увидел то, что в детстве себе представлял, понимание и ощущение того, что написали евангелисты, было, конечно, очень большой радостью.
Проповедь отца
Второе воспоминание праздника Входа Господня во Иерусалим – это проповеди моего отца. Отец Анатолий Правдолюбов, мой отец, был настоящий проповедник, даже трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое — даже не искусство, — а вдохновение и благодать. Когда человек, настоящий проповедник, говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, как он говорит и что он говорит.
Проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых каких-то нестандартных, каких-то оригинальных мыслей не приносила, но он говорил так, как мог говорить какой-нибудь древний святитель.
В проповеди был и «криминал». Это были хрущевские годы. Я помню, как отец сказал в праздник Входа Господня во Иерусалим такие слова: «Вот вы запрещаете ходить детям в храм Божий. А они стоят здесь. Как Господь говорит: «Из уст младенец и грудных детей Ты устроил хвалу. Если они замолчат, то камни возопиют». Это был настоящий криминал – при Хрущеве нельзя было разрешать детям ходить в церковь.
Отец говорил простые слова, но эта проповедь запечатлевалась человеком внутри, она действовала на душу и сердце. Прошло больше 50 лет, как эта проповедь была сказана, а я ее помню. Ее воздействие было настолько точным, если говорить фронтовым языком, она «поражала цель» так, что после той проповеди ему запретили вообще говорить в церкви проповеди, как не имеющему семинарского образования…
Сопротивление отца и проповедание, несмотря ни на какие запреты – это тема другая. Главное, что проповедь звучала, эта проповедь на Вход Господень во Иерусалим: праздник и начало Страстной Седмицы.
Торжество весны
В наших местах в это время снег уже сходил почти полностью. Помню склон, овраг, по которому в это время мощным потоком неслись вешние воды. В разгар дня под солнечными лучами поток этот ревел, шумел и нес очень бурные волны. Все мальчишки после школы, конечно, бежали туда. Это было очень опасно, но мы все были там, потому такой поток — это торжество весны, которое совершается прямо на глазах. Некоторые проваливались в воду, им мамы кричали: «Домой!» Да, там можно было даже утонуть. Такое бушевание было приблизительно на шестой седмице Великого поста. А на Страстной Седмице все это уже потихоньку успокаивалось. Вечером, когда идешь из церкви домой, видишь, что поток усмирился, вод все меньше и меньше, и только слышатся музыкальные мелодии шелеста воды, пение весенней воды. Ручей словно уподоблялся Кедронскому потоку. А на пригорках уже появлялись маленькие желтенькие цветочки мать-и-мачехи. Это уже весна…
И вот тут начинается Страстная Седмица. Вечером в Вербное воскресенье в пять часов все собираются в храм. Снова темные одежды. Очень краткая служба утреня, трипесницы — не девять песен канона, а всего только три. Дети были особенно довольны, любили эти совсем недлинные службы…
В полунощи
Лейтмотив, проходящий через целых три дня Страстной Седмицы, — это песнопение «Се, Жених грядет в полунощи», которое поется особенным напевом.
«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща».
Валаамский хор. Се Жених грядет в полуночи…
Какой Жених идет в полунощи? Конечно, это Христос.
Тут вспоминается евангельская притча (Мф 24, 45-51), как господин оставил своих подчиненных и ушел, велев, чтобы они трудились и были бдительны, чтобы в его отсутствие они не устраивали всяких бесчинств. Если этот господин вернется внезапно, в полунощи, и увидит, что его слуги не выполняют своих обязанностей, а гуляют с винопийцами и устраивают всякое совершенно неподобающее времяпровождение, которого господин не требовал, не просил, допустить не мог, чтобы это было возможно. Тогда он скажет: «О, что вы делаете?» И «протешет его полма» (Мф 24, 51). Полма – пополам, очень древний образ. Очень опытные сильные люди могли взять и мечом пополам разрубить человека за его грехи и преступления, во время сражения или даже просто так, — вот, как может быть.
Сон уныния
И человек, который поет, слушает песнопения богослужения, он вспоминает и одну притчу, и другую притчу…
«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща».
Бдяща – то есть выполняющим поручение своего хозяина.
«…Недостоин же паки, его же обрящет»
– странное, совершенно непонятное слово.
«… его же обрящет унывающа»
– не пьянствующего, не распутствующего, а именно унывающего. Уныние, во-первых, — это очень тяжелый грех, во-вторых, уныние рождает сон. Человек спит – и уже не бдит, не следит за собой.
«…Его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас»
– это призвание к бдительности, к бдению, и к тому, чтобы душу свою не загубить. Об этом говорил Господь, чтобы и мы были бдительны.
Эта тема проходит через богослужение всех трех дней Страстной Седмицы: Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду. А в Великую Среду есть специальное песнопение, которое особенно требует, чтобы человек не спал. Святой Роман Сладкопевец об этом написал прекрасный кондак, мы дойдем до этого времени и до этого места, и я расскажу об этом кондаке, который очень интересный.
Если бы Иуда не предал?
…Начинается утреня, еще недавно мы праздновали Вход Господень во Иерусалим, а здесь уже поется:
«Приидите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет Крест прияти, испытания и раны».
Очень важно отметить одну деталь. В конце прошлого века было распространено такое мнение, что Иуда-предатель был просто необходим для нашего спасения, то есть, если бы Иуда-предатель не предал Господа, то не произошло бы наше спасение. Есть люди, которые говорят, что Господь все заранее знал: пускай он Его предаст, пусть он скажет, где Учитель находится, чтобы спасение совершилось. Ничего подобного!
У прекрасного проповедника, святителя Иннокентия Херсонского, есть такой замечательный труд «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», в котором он собрал новейшие исследования западно-европейских мудрецов и ученых и на православной основе все эти данные изложил для русского читателя. Эта книга попалась мне в руки в юности -отец, видимо, ее мне дал или я сам ее усмотрел у отца, но на меня она произвела очень большое впечатление. Я прочитал ее крайне внимательно. Так вот святитель Иннокентий Херсонский пишет очень важную деталь. С того дня, как Спаситель пришел в Иерусалим, Господь далеко не уходил. Он каждый вечер приходил на Елеонскую гору в одно и то же место. То есть любая нормальная разведка элементарно быстро и четко могла бы указать: вот вчера Он был здесь, позавчера Он тоже был здесь, очевидно, и сегодня он тоже сюда придет. Иуда совершенно не требовался для спасения рода человеческого, потому что разведка хорошо работала и сама могла узнать, где Господь. Там, в саду на Елеонской, Масличной горе, где Он часто бывал, Он потом и был схвачен. Так что Иуда совершенно был не нужен…
Интонации голоса…
Весь Великий Пост на утрене Евангелие не читалось. А на Страстной Седмице на службах утрени читаются особые Евангелия. В воскресенье вечером, на утрени понедельника Страстной седмицы читается 84 зачало, с 18 по 41 стих 21-й главы Евангелия от Матфея.
Нам надо обратить внимание на интонации голоса Господа Иисуса Христа, которые евангелистами прекрасно передаются в этих текстах. Мы можем слышать интонации тревоги, желания рассказать своим ученикам побольше о том, что будет дальше, когда Он пострадает, воскреснет и вознесется на Небо. Господь хочет заранее предупредить учеников, рассказать, что и как будет. Все это — в евангельских чтениях утрени.
Евангельское чтение утрени Великого Понедельника содержит очень важные, темы, которые раскрываются и в песнопениях. Богослужение выросло на основе Лекционариев — сборников богослужебных евангельских чтений, которые от времен Андрея Критского дошли до наших дней совершенно не поврежденными. В определенные дни мы читаем те же самые фрагменты Евангелия, которые слышал Андрей Критский, который, напомню, умер очень давно, в 740-м году. Он писал песнопения на эти евангельские чтения, и он вдохновлялся этими евангельскими событиями, которые читались в Иерусалимской церкви еще в VI-VII веке.
Плоды прошлого урожая
Первая тема чтения – смоковница. Некоторые западноевропейские критики нападают, ругают, не понимают смысла этой притчи. Это очень серьезное дело, но о чем они скорбят — совершенно непонятно. Господь, когда шел с учениками близ Иерусалима, увидал смоковницу и хотел найти на ней плод, который должен был оставаться от прошлого урожая. По закону Моисееву не все плоды нужно было собирать с деревьев, кустов и даже с полей пшеницы, а оставлять для путника, так было принято. У нас, кстати, такого нет, у нас просто воруют чужую картошку и все, а тогда принципиально оставляли кое-что для голодного.
Вот подошел Господь к смоковнице, посмотрел, а плодов на ней нет, и он сказал: «Пускай не будет на тебе плода вовек». Это было чисто символическое действие, а не наказание дерева. Яркое, символическое, приточное действие о людях, сообществах. Если они не приносят плода, то терпение Господне заканчивается… Это символически было сказано о всем древнем мире, который уже полностью исчерпал себя. Ученики, когда увидали, что смоковница засохла в тот же вечер, говорят: «Ой, почему, как это произошло?» Господь ответил им: «Если вы будете иметь веру, то не только такое сможете сделать, но если даже скажете горе: “Встань, гора, и пойди и вверзись в море”, – то это будет по вере вашей». Ученики, конечно, сначала ничего не поняли, только лишь потом они уразумели, что это за засохшая смоковница…
Вопросы
Подошли книжники и фарисеи и спросили Спасителя: «Какой властью ты делаешь всякие чудеса и знамения?» Господь им очень интересно ответил: «Вы скажите мне. Если вы спросили меня, я отвечу, но вы скажите, крещение Иоанново от Бога было? С Небес или от человеков?» И они, как опытные дипломаты, стали размышлять: если ответим «от Бога», он скажет: «Почему вы не послушали его?». Если ответить: «От человеков», народ возразит: «Как это «от человеков», явно, что это было от Бога. Это вы — неверующие, непонимающие дары Божии, незнающие, кто такой Иоанн Креститель. И тогда фарисеи сказали: «Не знаем». А Господь им ответил, сказав: «И Я не скажу вам, какой властью это делаю» – Он не повторил их слова: «И Я не знаю», но обличил их, сказав: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю». Он не хотел пустых разговоров, пустых прений, которые ни к чему не приводят. Этот отрывок Евангелия читается на утрене.
Два сына или, Эра христианства
Притча о двух сыновьях: один сделал, выполнил волю Божию, а другой — не выполнил. Отец сказал: «Пойди, делай это». — «Хорошо», – ответил один сын и не пошел. А другой сначала противился: «Нет, не пойду», а потом подумал- подумал, пошел и сделал. Кто волю исполнил? Тот сын, который все-таки послушался отца…
Эта притча – напоминание о том, что наступает совершенно новое время, время веры, эра христианства, когда Господь Иисус Христос пришел на Землю, чтобы все в Него поверили и, уверовавши, спаслись.
По материалам аудиодиска «Богослужения Великого Поста. Беседы Протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе — марте 2011 года.
Подготовка текста Прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова