Спасал иконы от затворничества. Погиб основатель частного Музея русской иконы Михаил Абрамов
Предприниматель и меценат Михаил Абрамов погиб 20 августа в Греции при крушении вертолета возле острова Порос. Благотворитель 13 лет назад создал в Москве Музей русской иконы — единственную в России частную коллекцию византийского и древнерусского искусства, насчитывающую порядка 5 000 экспонатов и открытую для жителей нашей страны.
Трагедия у острова Порос
Трагедия произошла 20 августа близ греческого острова Порос в Сароническом заливе рядом с Пелопоннесом. Частный вертолет типа Agusta A-109 вылетел из Галаты в Международный афинский аэропорт Элефтериоса Венизелоса. В 15:40 мск он задел линии электропередачи и упал в море, сообщают РИА Новости.
Посольство России в Греции подтвердило, что на борту разбившегося вертолета помимо пилота Никоса Каристиноса, отца двоих детей и бывшего пилота ВВС, находились два гражданина России — Михаил Абрамов и Давел Аколинин. Более подробной информации о погибших пока не давали. Причины крушения установит комиссия по расследованию авиационных происшествий, уточняет издание.
Но в социальной сети Facebook утром 21 августа появились сообщения от друзей и знакомых предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, основателя Музея Русской иконы.
Музей русской иконы — единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства. Она включает в себя порядка 5000 экспонатов, среди которых есть раннехристианские и византийские древности VI–XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны, а также собрание экспонатов эфиопской христианской культуры. Основа коллекции — около 1000 произведений русской иконописи.
О гибели благотворителя написала Ирина Языкова, искусствовед и заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, а также Алексей Лидов, заведующий отделом культуры древности в Институте мировой культуры МГУ.
— Он был настоящим меценатом из породы Третьяковых и Щукиных. Очень любил жизнь во всех ее проявлениях. И погиб как жил — мгновенно в красивейшем море рядом с не менее прекрасным островом. <…> Он оставил нам свой музей и мы все обязаны спасти его для русской культуры, в том числе и как памятник создателю, — написал Алексей Лидов.
Меценат из породы Третьяковых и Щукиных
Михаилу Абрамову было 56 лет. Он родился в Москве, окончил химико-технологический факультет Института легкой промышленности, затем служил в армии в частях ПВО на Кольском полуострове, сообщает сайт Музея Русской иконы. С 1985 открыл первые швейные кооперативы, затем строил здания в Москве в компании “Ингосстрах”. В 1995 году Абрамов основал компанию “Плаза Девелопмент”.
Компания Абрамова занимается инвестициями, строительством и управлением объектами недвижимости. Ее наиболее известные проекты — торговые центры «Омега Плаза», «Магистраль Плаза», «Барклай Плаза» и другие. Также “Плаза девелопмент” выделяла деньги на сохранение и реставрацию исторических памятников — музеев, монастырей, храмов.
Михаил Абрамов ежегодно жертвовал только на культуру порядка 44,9 миллионов рублей, согласно данным журнала “Сноб”. В январе 2011 года Михаил Абрамов создал первый в Москве и второй в России частный Музей русской иконы. Миссия музея — “показать современным людям всю историю иконы от момента принятия православия на Руси до сегодняшнего дня”. На средства мецената в Берлине открыт монумент пастору Мартину Нимёллеру.
Михаил Абрамов участвовал в в благотворительных аукционах фонда «Подари жизнь», поддерживал детский дом №19 в Москве и школу-пансионат при подворье Патриарха Московского и всея Руси в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Краснодарском крае.
В 2016 году Михаила Абрамова наградили медалью и дипломом ЮНЕСКО «Пять континентов» за выдающийся вклад в сохранение исторического наследия, в 2017-м — стал лауреатом премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия”, год назад Абрамова избрали почетным членом Российской академии художеств.
“За прикосновение к шедеврам деньги брать нельзя”
Михаил Абрамов стал собирать иконы в начале 2000-х годов. Он хотел приобрести икону Архангела Михаила XVI века и пытался найти ее в частных коллекциях, как рассказывал журналу The Art News Paper. Тогда он познакомился с Николаем Задорожным, будущим директором Музеем русской иконы, и понял, что хочет создать “большой музей, где можно будет рассказать, что такое иконопись”. На его создание ушло более пяти лет.
“…Разбирался в истории нашего государства, во всей той трагедии, что произошла с иконой. Я прочел тогда истории почти всех великих меценатов: Рябушинского, Третьякова. До создания музея русской иконы не дошел никто, кроме Остроухова, но тому помешала революция…”, — говорил Михаил Абрамов.
Его потрясло, как относились к шедеврам иконописи известные московские коллекционеры. У одних иконы “были частью богатства”, у других — “решетки на окнах, люди не покидают квартиру (кто-то все время должен дежурить), страшнейшая сигнализация, тазики на полу, тряпки развешаны мокрые, чтобы создавать нужный микроклимат для икон”.
“Это затворничество иконы, ее не показывают никому, кроме небольшого числа людей, кто бывает в доме”, — говорил меценат.
Михаил Абрамов хотел вернуть иконы людям и ему это удалось.
Первая экспозиция Музея русской иконы была открыта была открыта в 2006 году в залах московского бизнес-центра «Верейская плаза», который принадлежал Абрамову. В январе 2011 года меценат открыл Музейный комплекс на Таганке в двух особняках XIX – начала XX века на Гончарной улице, реконструированных и специально оборудованных для экспонирования и хранения памятников.
Вход и экскурсии в Музей Русской иконы с момента его открытия и до сегодняшнего дня открыты для всех. Здесь все бесплатно — и для посетителей, и для художников, которые пишут копии. Это основной принцип. Михаил Абрамов считал, что “за прикосновение к шедеврам деньги брать нельзя”.
Возвращенные святыни
В 2011 году Михаил Абрамов вернул в музей-заповедник «Ростовский кремль» деревянный резной крест XVI века, похищенный в 1995 году. Его он совершенно случайно обнаружил у немецкого коллекционера, рассказывал директор Музея русской иконы Николай Задорожный.
В апреле 2012 года Михаил Абрамов торжественно передал в Великоустюгский музей-заповедник десять праздничных икон. Их похитили в 1984 году при реставрации иконостаса храма Дмитрия Солунского. Сначала они оказались в Германии, потом в Швейцарии. Музей приобрел их в 2006 году. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников попросил Абрамова выкупить «Троицу Ветхозаветную», одну из шести икон, похищенных из музея города Устюжный в 1994 году. Она тоже вернулась в Россию.
Музей возвращал на родину иконы, похищенную во время Отечественной войны. В их числе было «Крещение» XVI века. На ее обороте стояла немецкая маркировка. Икона нашлась в маленьком городке в 150 километрах от Чикаго у американца аргентинского происхождения.
Любимой иконой Михаила Абрамова в коллекции была Гликофилуса, греческая икона XV века, которую он приобрел в Лондоне. Абрамов впервые решился на покупку без предварительных консультаций, несмотря на высокую цену. На стадии подтверждения подлинности выяснилось, что “в коллекции музея оказалась лучшая критская икона в России”.
Я к ней всегда подхожу, когда попадаю в музей. Меня спрашивают, чудотворная ли это икона? Да, чудеса с ней происходили и происходят.