Спасала ли старца дочка Сталина
Могла ли дочь Сталина Светлана Аллилуева освободить преподобного Амфилохия Почаевского из психиатрической больницы, и на чем так долго держалась эта легенда — расследование Марины Столяр.

Возможна ли была их встреча?

Практически во всех описаниях жития преподобного Амфилохия Почаевского есть рассказ о том, как дочка Сталина освободила старца из Будановской психбольницы, куда он был упрятан властями за то, что сорвал их планы по закрытию Почаевской Лавры. Например: «О заключении отца Иосифа узнала дочь Сталина Светлана Аллилуева. Ей удалось освободить старца в благодарность за то, что он ранее исцелил ее от душевной болезни» [1]. Однако в материалах, касающихся жизни Светланы Аллилуевой, невозможно найти даже намека на возможность такого знакомства. Очень трудно представить, чтобы человек, знавший преп. Амфилохия и получивший благодаря его молитвам благодатную помощь, остался не только совершенно нецерковным, но и тяготел к оккультизму.

Историк Салливан утверждает, что «на протяжении жизни Светлана интересовалась разными религиями: индуизмом, интерес к которому возник под влиянием Браджеша Сингха, затем буддизмом, католицизмом. Правда, она так и не смогла найти для себя подходящую конфессию, хотя всегда считала, что за мирозданием стоит некая высшая сила». Он же пишет, что крещение Светланы в 1962 г. носило скорее бунтарский характер и произошло под влиянием известного диссидента Андрея Синявского [2].

Второй момент, не подтверждаемый современными биографическими сведениями: факт наличия у Светланы психического заболевания. Единственный человек, который публично утверждал, что Светлана – психически больна – Алексей Косыгин. Вот что в этой связи пишет Татьяна Чеброва: «Когда Аллилуева оставила «мачеху-родину», председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин с высокой трибуны ООН назвал невозвращенку «больным человеком».

Конечно, сумасшедшей Светлана не была: кандидат филологических наук, переводчица, писательница (кроме «Двадцати писем к другу», на Западе вышли еще три сборника ее воспоминаний – «Только один год», «Далекая музыка» и «Книга для внучек»). С детства она свободно говорила по-английски, знала французский и немецкий, до последних дней сохраняла ясный разум, по памяти цитировала Блока, Ахматову, Максимилиана Волошина…»[3].

Когда же мы хотя бы приблизительно представим, насколько контролируемыми были передвижения Светланы по городу и по стране, и какой жесткий контроль был установлен над Почаевской Лаврой и всеми людьми, приезжавшими туда, то в нашей душе зародится глубокое сомнение относительно возможности даже «нелегальной» встречи старца Иосифа и Светланы Аллилуевой.

Но как же быть со свидетельствами множества людей – кременчан и жителей Почаева, наконец, почаевских монахов? Разве могут православные люди сознательно обманывать?! Тем более, в данном случае речь идет об единогласном мнении: именно дочка Сталина способствовала освобождению старца. Однозначно: ложь и вера – несовместимы!  Но… вера и доверчивость не только совместимы, но и очень хорошо сочетаются. В истории, которую я хочу рассказать, помимо добрых, доверчивых людей оказался один человек… тоже добрый, но не очень доверчивый…

 

«Я за тебя с того времени молюсь, как тебе было 3 года»

Весной 2008 г. меня попросили помочь одной пожилой женщине. Сказали, что Надежда Павловна Сидоренко – духовное чадо старца Лаврентия Черниговского.   Ей уже давно перевалило за 80, и она может вот-вот умереть. А ей хотелось бы перед смертью причаститься.  Рассчитывать, что родственники, с которыми они живет,  пригласят священника, не стоит.

Просьба поступила из митрополии. Туда, в свою очередь, звонил иерарх одной из зарубежных православных церквей. Как выяснилось, у Надежды Павловны были обширнейшие знакомства в православном мире. Ее духовными наставниками были преп. Лаврентий Черниговский, преп. Кукша Одесский, преп. Амфилохий Почаевский, преп. Серафим Вырицкий, святитель Лука Симферопольский… Еще Надежда Павловна рассказывала мне об отце Александре из Пюхтинского монастыря, который учился вместе с патриархом Алексием.

Когда Надежду  с двумя детьми бросил муж, она в слезах пришла к старцу Лаврентию.  Как всегда,  к старцу стояло очень много людей. Но он, выйдя из дома, сразу же узнал Надю, не смотря на то, что последний раз видел ее еще ребенком. «Я за тебя с того времени молюсь, как тебе было 3 года», – сказал преподобный Лаврентий. (Когда-то давно старец освящал дом матери Надежды – Гончаровой Анны Максимовны). Старец утешил Надю,  и его утешительные слова сбылись слово в слово. Тогда же он сказал, что ей придется много скитаться, «…но умирать ты приедешь в Чернигов».

Почти 20 лет Надежда прожила в Ленинграде, на Лиговском проспекте. Тогда она исповедовалась у отца Михаила – родного отца нынешнего патриарха Кирилла. Была в их семье «своим человеком». Школьник Володя (нынешний патриарх Кирилл) читал ей свои сочинения по русской литературе.

 

Начались же предсказанные старцем Лаврентием мытарства с того, что Надежда Павловна потеряла в Чернигове работу. Стало известно, что Надежда ходит в церковь. Произошел ужасный скандал: «Как это религиозный человек может работать в детском садике?! Кому мы доверяем воспитание наших детей?!» Характеристика, которую дали Надежде, не оставляла надежд на другую работу.

Женщина поняла, что ей нужно срочно сменить место жительства, затеряться. То, что происходило в стране, очень напоминало возвращение сталинских времен. Надя временно оставила детей на свою маму, и поехала в Почаев, чтобы помолиться и взять у старцев благословение. Она была хорошо знакома с батюшкой Иосифом (так она называла преп. Амфилохия Почаевского) и батюшкой Кукшей (преп. Кукша Одесский). По благословению старца Кукши Наде находится работа в Кременце (районный центр в 40 км. от Почаева); причем, работа по специальности, в ведомственном садике с улучшенным питанием.

Учитывая содержание ее характеристики с предыдущего места работы, это было настоящее чудо. Таким образом, Надежда оказывается на несколько лет в удивительном по красоте городке, затерявшемся между заросшими лесом горами. Сюда перебирается ее семья. Они снимают квартиру в большом гостеприимном доме местных интеллигентов (семья Лесевичей).

Куда не глянешь, всюду открывался прекрасный волынский пейзаж, но Наде было не до природных красот «украинской Швейцарии». Сердце разрывалось от боли, когда она видела, как опять разоряют церкви и монастыри, сбрасываю с церквей колокола, жгут иконы (разрубленными на дрова иконами топили печки в «забегаловках»).

Особенно переживала Надя за старца Иосифа, брошенного в психиатрическую клинику. Она догадывалась, какие страшные пытки там практикуют. Верующие люди писали письма в защиту старца, собирали подписи за освобождение отца Иосифа, но безрезультатно.

 

Знает старца и постарается его освободить

И тут в Кременце появляется женщина, называющая себя дочкой Сталина. Она говорит, что знает старца и постарается его освободить. Но нужно собрать деньги на взятку. Пока идет сбор средств, эта женщина поселяется в том же доме, где живет Надежда со своей семьей.

Люди начинают собирать деньги. Сколько было всего собрано, Надежда не знала, но видела, что пачка, завернутая в бумагу, была солидная. «Дочка Сталина» отправилась в Тернополь, а все стали ждать ее с огромным нетерпением и молитвой. Ни у кого даже в мыслях не шевельнулось, что их обманули, что деньги могут пропасть.

И вера их не была посрамлена. Женщина вернулась, а с ней приехал старец Иосиф – похудевший, больной, обритый, но, слава Богу, живой. Они ненадолго зашли в дом. Старец благословил Надежду и ее мужа, но ничего не рассказывал. На взволнованные расспросы он ответил одной только фразой: «Пути Господни неисповедимы». И развел руками.

Практически сразу же батюшка отправился в Почаев. С ним поехала и «дочка Сталина». Вот что об этом   пишет архимандрит Георгий: «Через какое-то время приехал отец Иосиф в пиджачке, бритый, без бороды, как старичок. Сразу же пошел к Стопе Божьей Матери, к чудотворной иконе и к мощам Преподобного Иова. Люди, услышав, что вернулся отец Иосиф, побежали за ним; его знали повсюду и все. На следующее утро служил раннюю литургию в Пещерной церкви. Люди, глядя на него, плакали. На службе была и та (Светлана Аллилуева – дочь Сталина), что освободила его из психбольницы. Потом она забрала его во Львов; хотела увезти на Кавказ. Ночевали во Львове, ночью отца Иосифа тихо перевели на другую квартиру. Утром Светлана пошумела (она тоже там же ночевала), но что кому скажешь: ушел, а куда – кто его знает. Во Львове он пробыл около двух месяцев, пока все утихло, а потом переехал к родным в Иловицу» [4].

Из сказанного совершенно очевидно следует, что освобождение было задумано «кремлевской принцессой» не ради свободы старца, а ради чего-то другого.  Возникает также вопрос, почему Светлана хотела увезти старца на Кавказ, если она сама жила в Москве?

 

«Какая она дочка Сталина?»

Вот теперь пришло время появиться в нашем рассказе недоверчивому человеку. Это хозяин дома, где снимают жилье наши знакомые: «Кому вы верите?! Какая она дочка Сталина? Проверьте ее документы…». Надежде неудобно перед хозяином, ведь это она привела в дом «неизвестно кого».

Хозяину удается поселить в сердце Надежды серьезное опасение. Она начинает сопоставлять разные детали поведения новой знакомой, и картина получается неутешительной.  Тогда Надежда идет на крайнюю меру: она находит в вещах гостьи паспорт и открывает его. А там написано: Мусаева Рафаима Абдулаевна, 1924 года рождения, место жительства – Бухарская область…

Чтобы не забыть эту информацию, Надежда (или ее муж – теперь уже не у кого спросить) записывает фамилию карандашом на обратной стороне фотографии, подаренной «дочкой Сталина». Вот одна из этих фотографий:

А вот – настоящая Светлана Аллилуева:

Как видим, перед нами совсем другой человек.

К счастью, у Надежды Павловны остались на память от Светланы две фотографии…

На другой стороне снимков можно прочесть дарственные надписи, адресованные Надежде и ее мужу Глебу.

«На память сестре во Христе Надежде и брату Глепу от сестре Маргарити Иосифовной Джугашвили. Сухуми. 3. VIII. 62 год».

На второй – та же особа подписалась как

«Джугашвили Свитлана Иосифовна».

Какую информацию дают нам эти подписи?

Автор подписей не совсем уверена в том, какое у нее собственно имя – Маргарита или Светлана (что невозможно, когда речь идет о собственном имени);

Известно, что Светлана сначала носила фамилию Сталина, а после смерти отца взяла фамилию матери (Аллилуева). Она никогда не подписывалась «Джугашвили»;

Также известно, что Светлана Аллилуева получила блестящее образование, а женщина, подписавшая эти фотографии, делает ошибку даже в собственном имени; она пишет имя «Глеб» так, как это имя слышится, то есть «Клеп», а потом исправляет первую букву.

На одной из фотографий написан адрес сталинской дачи в качестве приглашения.  Но дело в том, что в советские времена дачи членов правительства не передавались по наследству и не оставались в семье. Они были государственными и возвращались государству после смерти или смещения с должности руководителя.  Настоящая дочка Сталина этого не могла не знать.

Итак, подведем итог. Старца освободила не дочка Сталина. Его освобождению способствовала женщина по фамилии Мусаева. Мы не знаем мотивы ее поведения. Мы вообще ничего о ней не знаем, кроме того, что она пыталась использовать старца в каких-то своих целях.

 

Почему старец ничего не сказал

Почему же старец не стал разоблачать лже-принцессу?

Даже когда батюшку убивали, и он знал, кто подсыпает ему яд (во время его пребывания в Малой Иловице), он не открыл имя этого человека. А ведь Рафаима (если это настоящее имя) послужила средством Божественного промысла, не зависимо от ее личных качеств и намерений.

Кроме того, в те годы жестоких гонений на Церковь разоблачить «лже-Светлану» означало забрать у людей надежду на то, что и там, «наверху» есть верующие люди, которые могут помочь и заступиться.

Легенда про «кремлевскую принцессу» закрепилась еще и потому, что она прекрасно ложилась в архетип жития мученика, в котором люди, наделенные властью, демонстрируют по отношению к церкви амбивалентность: одни убивают, а другие выручают; одни гонят, а другие сами становятся гонимыми.

Ну и оставалось бы все, как есть, – скажет читатель. К чему это расследование привело? Какой теперь смысл в истории об освобождении старца?

А смысл теперь именно тот, что увидел преподобный Амфилохий Почаевский. И только теперь нам понятны его слова: «Пути Господни неисповедимы…»

Коль скоро ошибка открылась, ее нужно исправить. Кроме того, не «сильные мира сего» освящают жизнь святых, а Бог. И святые не нуждаются в идеологической сакрализации. Их подвиг не станет выглядеть более убедительным, если его засвидетельствуют правители, ученые, известные актеры и т.п. Сам Господь прославляет их.

*             *             *

…спустя некоторое время после описанных здесь событий преп. Амфилохий поселился в селе Малая Иловица, что на Шумщине, и здесь до самой своей мученической кончины принимал сотни страждущих со всей страны.

Надежда со своим мужем Глебом постоянно навещали его. На этой фотографии Надежда стоит по левую руку от старца (между мужчиной в темном и женщиной в черном платке). (Фото публикуется впервые).

Прошу ваших молитв, дорогие читатели, об упокоении рабов Божиих Надежды и Глеба. И это тот, случай, когда  молитва «Со святыми упокой, Господи…» не кажется излишне смелой просьбой, потому что эти супруги уже в земной жизни были со святыми.

 

Источники:

  1. Житие преподобного Амфилохия Почаевского // Ресурс: http://www.saarbruecken.orthodoxy.ru/Amfilohij-Leben.html
  2. Историк Салливан о дочери Сталина: В конце жизни Светлана говорила, что никогда не простит отца за то, что он сломал ей жизнь // Ресурс: http://gordonua.com/publications/istorik-sallivan-o-docheri-stalina-v-konce-zhizni-svetlana-govorila-chto-nikogda-ne-prostit-otca-za-to-chto-on-slomal-ey-zhizn-91354.html
  3. Татьяна Чеброва. Согласно последней воли Светланы // Ресурс: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s52_65106/7225.html
  4. Преподобный Амфилохий Почаевский // Ресурс: http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=1383.0
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.