Спасет ли детей ОБЖ? Учитель Дмитрий Казаков — о трагедии в Казани, героизме и практике
Фото: freepik
Фото: freepik
Ученик из школы №175 в Казани рассказал, что спрятался под парту и не потерял самоконтроль, потому что его научил этому педагог по ОБЖ. Но многие сегодня считают, что этот предмет — лишний, а угроза ЕГЭ намного более реальна, чем утечка газа или пожар. «Правмир» поговорил об этом с учителем ОБЖ, обществознания и истории Дмитрием Казаковым.

Дмитрий Казаков

Спасти себя, а потом — тех, кто рядом

— Мальчик, который спасся во время обстрела в казанской гимназии, рассказал, что не потерял самоконтроль, потому что об этом с ним говорил педагог по ОБЖ. А за что вообще отвечает учитель ОБЖ? Если дети повели себя в итоге неверно, означает ли, что его уроки не работают?

— Нет, конечно. Если случилась какая-то трагедия и ребенок неправильно среагировал, это не означает стопроцентную вину учителя ОБЖ, и что этот предмет плохо преподается. Ребенок может элементарно испугаться и не применить полученные знания в экстренной ситуации. 

Даже взрослый человек, который знает, как себя вести, ведет себя по-разному. Это зависит от психотипа и не только. Плюс ко всему, понимаете, ОБЖ — это всего лишь один урок в неделю. И охватить все проблемы он явно не может. Он лишь предупреждает о каком-то наборе самых часто повторяемых или самых опасных вещей. 

— Если ты оказался в опасности, как решить: спасать того, кто рядом, или спасаться самому? Кроме знаний есть еще человечность, инстинкт самосохранения. Это вообще тема для урока ОБЖ? Чем воспитание героизма отличается от воспитания гуманизма?

— В экстренной ситуации существуют определенные правила поведения, они писаны кровью. И этика здесь, наверное, не вступает ни в какое противоречие. 

Главное что? Спасти себя и человека рядом, если вы оказались в сложной ситуации.

Смотрите, даже в самолете нас предупреждают: «В случае разгерметизации наденьте маску сначала на себя, а потом на ребенка». Это правило дано для того, чтобы взрослый человек, умеющий владеть собой, спас и себя, и ребенка. А если ты будешь спасать только ребенка, возможно, ты никого не спасешь.

Вот, допустим, оказание доврачебной помощи. Человек повредил позвоночник. Что делать? Брать его, перемещать быстрее до скорой помощи, либо все-таки не перемещать? Надо правильно определить обстановку. Этому и должно учить ОБЖ. И не только ОБЖ, на самом деле. Здесь комплексное мероприятие: и ОБЖ, и воспитательная работа. Нет никаких противоречий, есть просто жесткие правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

— А если остается только выбор: заслонить собой от пули или же бежать, прыгать из окна, еще как-то спасать свою жизнь?

— Ну, заслонить от пули — этому даже не столько ОБЖ учит… Здесь уже вопросы морали, которые поднимаются на уроках литературы или истории. И если приходится защищать от пули — значит, ты скорее всего оказался в такой ситуации, которую не смог предотвратить. То есть, по сути, ОБЖ должно научить так, чтобы в тебя пуля не летела.

Заслоняя другого человека от пули, действуют, исходя из своих внутренних убеждений. Спасти жизнь — это действительно героический поступок, что тут можно сказать? Но это уже из разряда не ОБЖ и действий в чрезвычайной ситуации, а просто человеческих отношений, ответственности за детей. 

Фото: grodno.mchs.gov.by

Предмет ОБЖ — не универсальная какая-то штука, которая позволит избежать всего. Иногда просто здравый смысл должен работать.

— Часто детей, которые кому-то помогли, кого-то спасли, объявляют героями. В России принято их награждать, призывать равняться на них. Нужен ли детям этот героизм? Для того ли мы учимся безопасности?

— Сложно… Вы знаете, я как учитель обществознания, скажу, что есть такое понятие, как положительные и отрицательные санкции. Человек всегда ждет одобрения. В любом случае, нужно закреплять результат. Конечно, здесь не стоит перегибать палку, чтобы геройствовать не начинали все подряд — это все-таки опасность. Здесь нужно вспомнить, как действовать в сложной ситуации. Следует ли рисковать? 

Вот, допустим, горит дом. Вы предполагаете, что там есть живые, да? Броситесь ли вы туда, когда уже все объято огнем? Наверное, нет, какой тут героизм? Это будет самоубийство.

И отличить героизм от самоубийства — этому тоже учит ОБЖ: не напрямую говорит, но дает набор правил, как действовать.

Иначе ты никого не спасешь и погибнешь сам.  

Культ героизма — вещь неоднозначная. Во всем есть противоречие, так общество устроено. Человеческое общество — это общество противоречий. И очень сложно сделать однозначно хорошо или однозначно плохо. Грани очень тонкие, и как их не перейти — этому учит школа на всех уроках, не только на ОБЖ.

«Со мной вряд ли что-то произойдет»

— Вообще дети считают, что ОБЖ — это лишний предмет, отнимающий у них время. Я помню, как в школе на ОБЖ решала тесты по русскому, потому что ЕГЭ выглядело для меня более реальной угрозой, чем пожар или взрыв газа. В общем, для многих это предмет из разряда «пересидеть». Что вы думаете по этому поводу?

— Если вообще говорить по поводу претензий к ОБЖ, то это не обязательно претензии к урокам или учителю. В системе преподавания на сегодняшний день, как мне кажется, проблема в том, что все учителя перегружены бюрократической работой, участием в разных мероприятиях и их организацией. Когда школа загружена бесполезным трудом, происходит определенный перекос. Учитель ОБЖ на своих уроках просто не может преподнести материал так, чтобы он у детей закрепился.

Учитель ОБЖ зашел на урок в камуфляже и с автоматом. Что не так с уроками безопасности в школе?
Подробнее

Здесь вопрос именно в преподавании — насколько педагог готов что-то делать. У него есть время готовиться? Он ведет, допустим, по 6–7 уроков в день. Его хватать будет, ну, на первых 3–4 урока. Потом ему нужно прийти домой, потратить столько же времени на подготовку, а еще заполнить кучу всяких бумажек, его еще там принуждают участвовать в каких-то конкурсах. Да он даже физически не сможет подготовиться!

Поэтому, если качество преподавания ОБЖ не всегда хорошее, то это связано в первую очередь с тем, что не учебник плохой или учителя, а все-таки с тем, что сам образовательный процесс сейчас построен очень и очень неэффективно.

— А со стороны детей?

— Так вот вторая причина — это как раз ЕГЭ, при том, что я не такой большой его противник. Дело в том, что ЕГЭ и ОГЭ сместили определенные акценты в преподавании. 

Условно, вот у меня есть несколько важных для меня предметов — русский, математика, физика, химия, например, — ну и зачем я буду запариваться и тратить время на ОБЖ? Со мной вряд ли что произойдет. И действительно, ведь в нашей стране не каждый день происходит террористический акт, и вообще мы живем в относительно спокойное время.

Учителя ОБЖ тоже понимают, что их предмет считают менее важным. И к ним требования будут не такие высокие со стороны администрации по сравнению с учителями, которые ведут предметы ЕГЭ. У нас ведь судят об образовании по тому, как ребенок сдаст ОГЭ или ЕГЭ, то есть решит тест. А здесь такого показателя нет. Как ребенок среагировал в экстренной ситуации? Это невозможно измерить. И еще одна проблема: кто такие учителя ОБЖ?

— Учителя по совместительству?

— Да, это физруки и географы, у которых не хватает часов. Это учителя истории, как я. Это, возможно, бывшие военные. И это проблема подготовки кадров. Потому что, допустим, физкультура и ОБЖ — предметы совершенно разные. И вот когда все эти факторы совмещаются — загруженность учителей, ЕГЭ, кадры, — ученики к предмету относятся не очень, так сказать, трепетно.

— А у вас были такие ситуации, когда вот вы рассказываете что-то по ОБЖ, а ученики кино смотрят? Что вы делали?

— Конечно, было, это естественно — и не только для урока ОБЖ. Заинтересовать весь класс тяжело даже на тех предметах, которые сдают на ЕГЭ. Я не думаю, что на русском языке нет таких учеников, которые за последней партой смотрят «Мистера Бина» или еще что-нибудь этакое. Естественно, тут многое зависит от профессионализма педагога, насколько он может хотя бы большую часть охватить.

Педагогический процесс — вещь очень многогранная и сложная. Поэтому кроме ОБЖ есть план воспитательной работы, где о безопасности говорят классные руководители.

Есть уроки обществознания. Есть куча воспитательных, общешкольных мероприятий. Есть даже конкурсы вроде «Зарницы». 

— Но это опять же не гарантия того, что ребенок обязательно в сложной ситуации среагирует правильно. Вспомнит ли он вообще то, чему его учили на ОБЖ, хотя бы через два месяца? Как сделать так, чтобы знания оставались в памяти?

— Если этот предмет будет преподаваться должным образом в школе с 5 до 11 класса, то все-таки, наверное, вероятность того, что в критической ситуации большая часть детей среагирует правильно, будет больше. А качественное преподавание, как я уже сказал, — это несколько составляющих. Это не только хороший педагог, это не только хороший учебник. Это еще и вопрос часов и хорошей зарплаты. Когда будет действительно достойная зарплата, люди будут стремиться в профессию. 

Наконец, условия работы педагогов, чтобы они могли заниматься творчеством, в том числе и на уроках ОБЖ — там тоже можно много чего сделать. И вот когда все это соединится в одно, преподавание будет качественным. И дети, соответственно, будут более подготовлены. И воспитательная работа будет хорошая, а не ее подобие.

— Это вы про то, что нужно вовремя сделать фотографию и отправить отчет, что субботник провели?

— Да-да, фотографировать уже давно, лет 10, наверное, рекомендуют. Иногда, честно, говоря, и мероприятий никаких не проводится. Сфотографировали — и все. И я понимаю, почему. Не потому, что не хотят. Времени нет! Если мы будем это проводить в ущерб другим занятиям, тоже будет плохо.

На учителя ОБЖ смотрят как на злодея

— В университете у меня был предмет БЖД — по сути, то же самое, что ОБЖ. Только здесь мы из пары в пару писали заумные конспекты. Что-то вроде: «Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду». Вот это все — что, реально помогает защититься?

— Скорее всего и вам, и мне в жизни это не пригодится. И большей части молодежи тоже. Потому что угроза аварий на каком-то ядерном объекте минимальна. Но это не означает, что такого не может произойти. Вы говорите, писали на уроке конспект. Я могу сказать, что на любом предмете можно заставить писать конспект и ничего не делать. И конечно, стоит искать такие методы, где это все было бы… ну если не весело, то хотя бы интересно.

Снова вспомним трагедию в Казани. Ну кто мог подумать из родителей, которые утром детей отпускали в школу, что такое может произойти? Но произошло. Так же и с выбросом радиоактивных веществ.

На территории нашей страны огромное количество объектов, которые несут радиационную опасность. Это не обязательно военные, это могут быть и гражданские объекты. Или, допустим, не радиационная, так химическая опасность — заводы, фабрики, предприятия. Не может быть химического выброса продуктов? Может! И вот если дети знают, как действовать, тогда это будет менее опасно. 

— Но как сделать интересно? Какая у вас есть практика на ОБЖ? Не ползать же в противогазах по коридору…

— Кстати, с противогазами идея не такая плохая, на самом деле. Когда я учился в школе, мы с этими противогазами и бегали, и прыгали. Понятно, что постоянно бегать с противогазом — дело бесполезное, но уметь им пользоваться необходимо. Понимаете, было бы хорошо, чтобы по каждому предмету каждый урок был интересен до невозможности, и не только урок ОБЖ. Но рано или поздно ты сталкиваешься со сложной темой, которую как ни объясняй, интересно и весело не будет.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Калужской области

Да, есть темы, которые, наверное, можно преподнести очень интересно, найти методику какую-то, групповую игру. Но все равно мы столкнемся с такими вещами, которые действительно занудные. Да и учитель до какого-то времени готовится к урокам, а потом он выгорает: «Ну ладно, завтра я открою учебник, заставлю детей писать конспект, час отсижу как-нибудь, задам парочку вопросов». 

Поэтому министерству стоит прислушиваться к учителям. Нельзя изменить ситуацию в одном предмете, надо менять всю систему и делать образовательный процесс благоприятным и для педагогов, и для учеников. Если педагог будет получать достойную зарплату, у него будет время на отдых, на хорошую подготовку, изменятся отношения между учителями, между учеником и учителем. На учителя ОБЖ не будут смотреть как на злодея, который заставляет их учить неважный предмет. 

Дети тоже замучены. Они пришли после трех уроков математики, им потом к репетитору еще нужно. А тут выдумал учитель ОБЖ с них что-то спрашивать.

— А по вашему опыту, детям даже после трех уроков математики может быть что-то интересно на ОБЖ?

— Конечно! Опять же, как и на любом уроке. Бывает, просто откровенно дети говорят: «Нам это не надо». Но по ОБЖ интересной может быть любая тема. И чрезвычайные ситуации их могут заинтересовать. И оказание доврачебной помощи. Вы представляете, научить ребенка практике? Показать, как это нужно сделать, объяснить. Тем более не могу сказать, что сейчас в школах совсем плохое оборудование, и деньги на него выделяются. В общем, заинтересовать можно. 

— Слушайте, у нас в кабинете ОБЖ был такой манекен, которому нужно делать искусственное дыхание, его звали Александр и был он одет в красный спортивный костюм. Но я так и не притронулась к нему, хотя его и дезинфицировали каждый раз!

— Ну есть у людей индивидуальные особенности, что поделать. У нас вот сейчас в школе есть очки виртуальной реальности. Там можно установить программное обеспечение, в том числе и для ОБЖ. Я даже попробовал поставить туда программу посещения МКС. И у детей так загорелись глаза! А эффект действительно потрясающий, как будто ты там находишься. Но человека два — им вообще было все равно, они даже очки не одели. Поэтому невозможно сделать все для всех интересным. Даже если учитель будет разрываться и делать прекрасные уроки ОБЖ, не факт, что ученику они понравятся. 

Не сделать ли ОБЖ факультативом?

— Многие школьники и в 90-е, и сейчас жаловались, что ОБЖ не дает актуальных знаний. Какие вещи, на ваш взгляд, совершенно необходимо знать и уметь современному школьнику? 

— Конечно, доврачебная помощь. На ровном месте можно упасть, поскользнуться, разбиться. Правильно оказывать помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи — это важно. 

Еще стрессоустойчивость. То есть, мы должны детям объяснять, что в любой самой сложной ситуации нужно не паниковать. 

Как ребенку вызывать скорую, полицию или пожарных, чтобы помощь приехала
Подробнее

Дальше — действия при пожаре, сюда входит и умение пользоваться электроприборами, которое поможет сделать так, чтобы пожара не было. Как выходить из здания. Как себя вести в общественных местах и в незнакомой местности. Вот, наверное, самое важное. Потом уже — все остальное, связанное в том числе с тем, что может происходить крайне редко.

Список зависит и от того, в какой местности человек проживает, какие природные опасности могут грозить. Допустим, если человек живет у крупного водоема, он должен знать, как вести себя в воде, хотя это в принципе неплохо бы знать всем. Если мы бы жили с Вами рядом со станцией АЭС или нефтяным заводом, нужно разбираться в том, как действовать в случае каких-то аварий.

— А учитель это как-то учитывает? Он может подстроить программу под то, что нужно детям? И вообще, отражает ли программа то, что попасть в ДТП вероятнее для каждого человека, чем столкнуться хотя бы раз в жизни с утечкой ртути или хлора?

— Когда учитель составляет рабочую программу, у него существуют вариативные части, он может что-то добавить на свое усмотрение. Рабочая программа, учебник — это вещи полезные, конечно. Но хороший педагог — он будет всегда понимать, что в данной ситуации или в данной местности ребенку нужно больше знать, а что — меньше.

Допустим, ребенок живет в маленькой деревне, где нет крупных автострад. Конечно, правила дорожного движения ему надо знать, сейчас машин везде хватает. Но вот ему важнее то, что в сельской местности часто бывают дома с печным отоплением. Надо ему знать, как определить, идет ли угарный газ и какие признаки этого?

— Конечно.

— А ребенку, живущему в Москве или другом крупном городе, может быть, это не так актуально. И нормальный учитель всегда определит, кому что нужно. 

Вот я сам родился в маленьком небольшом селе Нижегородской области, мы жили около реки. У нас всегда весна — это половодье, ледоход.

И нам, мальчишкам, хотелось на реку сходить, покататься на льдинах. Но у нас был хороший учитель ОБЖ, который из года в год нам долбил, что этого делать не надо. 

Я не могу сказать, что все потом отказывались на этих льдинах кататься, но эффект был. И мы знали, как себя вести около реки и на воде.

— У некоторых родителей и учителей работает такая логика: чем больше мы знаний про опасности в детей впихнем, тем выше вероятность, что они спасутся. А на самом деле — как?

— Вовсе не обязательно. Конечно, нам хочется дать больше знаний. Но любой человеческий мозг — у него есть определенный ресурс. Тут вообще играет роль другое. Если педагог будет готовиться каждый день к каждому уроку, то он сможет и объять достаточно широкий материал, и объяснить его хорошо, и дети многое от него возьмут. Если же учитель не будет готовиться — а у нас это последнее время очень распространенная практика, просто учитель физически не может, — то, как бы он ни хотел впихнуть побольше, ничего не получится. То есть нужно оттачивать свою методику преподавания, а не просто бубнить какие-то вещи, стоя у доски.

Сейчас, после произошедшего в Казани, начнут говорить: «Давайте опять усилим уроки ОБЖ, усилим режим с огнестрельным оружием, охрану в школах». Да, это, наверное, все хорошо, правильно. Но такие трагедии — это показатель того, что в обществе происходит не так. Что школа, колледжи, психологи, воспитатели заняты, наверное, не тем. Чем «не тем», я уже сказал.

Фото: freepik

— За ОБЖ ставят оценку. Но ведь где гарантия, что самый последний двоечник по ОБЖ спасет человека, а ученик, который писал конспекты, ничего не сделает. И как вообще это оценивать? Кто-то делает искусственное дыхание на «5», а кто-то на «3»?

— На самом деле, можно что-то оценить. Например, знание алгоритмов действия в тех или иных ситуациях. А если двоечник этих алгоритмов знать не будет? Ну, да, он может, конечно, совершить геройский поступок, спасти кого-то. Но в ситуациях, где нужно просто сделать правильно, он не будет знать, как. Да, знания по ОБЖ сложнее оценить, чем по русскому языку, математике и даже истории. Но ведь должен быть какой-то стимул.

— А если сделать ОБЖ факультативным и ставить просто «зачет» — «не зачет»?

— Наверное, в этом есть логика, да. Сложно сказать. Понимаете, это можно апробировать, но не всегда некоторые вещи, кажущиеся нам очень простыми и правильными, таковыми являются. Сделать ОБЖ факультативным — идея разумная. Сдать зачет или не сдать… Может быть, так оно и должно быть.

Но я считаю, что можно и по ОБЖ оценивать знания. Хотя опять же, в стрессовой ситуации ученик, зная, все алгоритмы, может ни один из них не предпринять. Не знаю, это вопрос очень дискуссионный. И не знаю, кто может правильно дать на это ответ. Я здесь, наверное, буду более консервативен: не надо чинить велосипед, если он еще не сломался. Иногда.

Как спастись при стрельбе в школе. Инструкция
Подробнее
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.