Спаситель и бульдозер
Обеспеченные иудеи, как уже известно читателю, выкладывают большие деньги, чтобы забронировать себе последнее пристанище под зелеными оливами в библейской долине Иосафата. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища – на святой для христиан Елеонской или Масличной горе, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит.
Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год. Да и то за деньги. Даже чтобы просто приложиться к «стопочке», каждый пилигрим должен уплатить мусульманину джизью (пошлину). Не стала исключением и наша паломническая группа. Дело в том, что со времен арабского завоевания Палестины часовня превращена в мечеть.
Чтобы решить проблему, еще в XIX веке Иерусалимский Патриарх Кирилл купил в десятке метров от места Вознесения участок земли, усаженный масличными деревьями, размером 10 гектаров. Однако, когда решили возвести на нем храм, османские власти запретили строительство. После образования государства Израиль Иерусалимская Православная Церковь активизировала свои усилия. Двадцать лет назад на Елеонской горе поселился архимандрит Иоаким. Грек родом с острова Хиос, он приехал сюда вместе со своей матерью Анастасией. Они обратились в Иерусалимскую мэрию за разрешением построить церковь. Но хотя участок и принадлежал Иерусалимскому Патриархату, израильские власти, подобно османам, ответили отказом. Территория была объявлена «грин лэнд», то есть местом, на котором строительство запрещено.
Тогда на свой страх и риск отец Иоаким решился начать строительство тайком. Православные рабочие-арабы вырыли в каменистом грунте котлован и сделали нижний храм. Над ним было возведено основное помещение. Дело спорилось. Оставалось лишь водрузить кресты на куполах, когда случилось непоправимое. На рассвете 23 июля 1992 года окрестности огласил рокот работающей техники. На священную для трех мировых религий Елеонскую гору под охраной солдат медленно вползла колонна тяжелых тракторов. Отец Иоаким и Анастасия были в отъезде, когда окружающая православную собственность кирпичная стена рухнула. В образовавшийся пролом, лязгая гусеницами и отплевываясь дымом, вполз красный бульдозер. Началось методичное разрушение храма. С грохотом рухнули алтарные апсиды. Крыша вместе с куполом провалилась внутрь. В столбах пыли трактор разъезжал туда-сюда по обломкам кирпичей, иконам, деревянному распятию, пока не превратил все это в жуткую кощунственную кашу. Верхний храм лежал в руинах, пришла очередь нижнего. И тут произошло нечто необъяснимое…
Отец Иоаким подводит меня к двухметровой иконе Спасителя в необычной овальной раме. Она занимает все пространство от пола до низкого потолка подземного грота, где сейчас ютится о.Иоаким. Подвал – это все, что осталось от храма Вознесения. В тесном пространстве под низкими сводами едва могут поместиться человек десять. Зажигаю восковую свечу и ставлю ее в ящичек с песком перед иконой. Христос Вседержитель поднял руку в благословляющем жесте. Вокруг изображения надпись по-гречески. Ничего необычного. Однако вот что рассказал мне священник.
Когда израильтяне принялись долбить дыру в полу, чтобы добраться до нижнего храма, икона Спасителя, которая находилась там же, где сейчас, упала со стены и покатилась в сторону бреши, пробитой в потолке разрушителями. Она остановилась именно под этим местом. Затем икона начала вращаться вокруг своей оси. В этот момент, вся техника, участвовавшая в разрушении, заглохла. Попытки снова завести бульдозеры не увенчались успехом. На всех участников акции напал ужас, и дальнейшее уничтожение было остановлено. Но и на этом драма не закончилось. Разгневанные тем, что храм не удалось уничтожить, экстремисты неоднократно предлагали отцу Иоакиму убраться с «их территории». Однажды, после многочисленных угроз, злодеи решились на преступление. На отца Иоакима и его престарелую мать было совершено покушение. Несколько человек в масках проникли на территорию храма, напали на архимандрита и стали безжалостно избивать его. Священник, весь израненный, чудом всё-таки смог вырваться из рук убийц. Он поспешил к матери, чтобы сообщить ей, что случилось, но нашел ее мертвой. Руки женщины были связаны. Ее задушили. Преступников найти так и не удалось. Израильская полиция признала только, что злодейство совершили иудейские фанатики.
Мученицу Анастасию причислили к лику местночтимых святых. Когда по благословению Иерусалимского Патриарха совершили открытие гробницы, тело мученицы было обнаружено нетленным и благоухающим. Её мощи почивают здесь же, в боковом приделе храма. Недавно Анастасия явилась отцу Иоакиму во сне. На лбу у нее были три раны, из которых текла кровь. Она сказала сыну: «Эта кровь пролилась ради этого святого места, для того чтобы здесь была церковь». Десять лет, минувших после трагедии, отец Иоаким безуспешно пытался получить разрешение на создание храма. И вот теперь, как сказал священник, разрешение на возобновление строительства получено. Это произошло вскоре после явления ему матери во сне. Пока что на месте будущей церкви Вознесения только восстановлены престолы. На них отец Иоаким служит литургию под открытым небом. Он молит о помощи Бога и свою мать – святую Анастасию.