Визит Патриарха Кирилла в КНР уже сегодня называют историческим и возлагают на него большие надежды. И в плане укрепления российско-китайских отношений, и в плане поддержания православия в республике. Прежде всего, китайского. С 10 по 15 мая первоиерарх русской церкви посещает города Китая -Пекин, Харбин, Шанхай, знакомится с древней и современной культурой Поднебесной, ее традициями, обычаями, народом, общается с православными верующими страны и посещает храмы и церкви республики.
Это не первый визит патриарха Кирилла в КНР. 12 лет назад, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, он уже побывал здесь. Тот его визит до сих пор в деталях и подробностях помнят албазинцы — китайские потомки потомки русских казаков, которых плененных в 1685 году привезли на эти земли. Именно благодаря им китайцы и узнали о православии, в стране появилось несколько сотен православных храмов и центров, стала развиваться русская синология. Благодаря усилиям русских миссионеров тут появилась китайская православная церковь, получившая в середине 90-х годов прошлого века автономию от Московского патриархата.
Сегодня достаточно трудно представить, что в Китае некогда было развито православие, существовали храмы, был свой предстоятель и клир. В годы так называемой культурной революции в стране, все это почти полностью сошло на нет. Из напоминаний о восточном христианстве лишь пара сотен албазинцев, которые как могут пытаются выполнить заветы своих отцов и прадедов и передать православную веру своим потомкам. Многие церкви оказались разрушенными, некоторые — превращены в национальные музеи и центры культуры и отдыха. Богослужения введутся или на территориях российских посольств и представительств, где есть пусть небольшие, но храмы, либо в домах у самих верующих. Несмотря на жесткую отделенность религии от государства, коммунистические власти не препятствуют верующим в их желании совершать обряды. Это касается как буддистов, даосов и конфуцианцев, то есть последователей традиционных для страны религий, так мусульман и христиан. Впрочем, ничего и не делают, чтобы способствовать большему развитию религиозных свобод.
Кстати, любопытно, что в официальных документах, когда речь идет о последователях учения Христа, разделений на конфессии обыкновенно нет. То есть и католики, которых в КНР порядка 12 миллионов, и протестанты — их около 40 миллионов, и православные — всего 15 тысяч, все они входят в понятие «христианство». Этим фактом удачно пользуются и католики и протестанты. Поскольку в последние годы они успешно развивали свои конфессии и в Китае существует аж две католических церкви, поэтому в Поднебесной о них известно больше, чем о православии.
Конечно, на высоком политическом уровне, про православие вообще, и китайское в частности, если не знают, то наслышаны. Председатель КНР Си Цзыньпин очень торжественно и велеречиво отзывался о роли Русского православия в современных мировых общественных процессах. А глава ГУДРа (государственное управление по делам религий при госсовете КНР), по чьему приглашению, кстати, приехал Патриарх Кирилл, даже выразил надежду на то, что при активном и доброжелательном диалоге между странами и духовными организациями все проблемы, возникшие с религиозной несвободой китайских верующих можно решить.
Решить проблемы — это, например, открыть пока существующие православные храмы, вынести из них музеи и рестораны, отреставрировать по всем необходимым канонам. Решить проблемы, это позволить некитайцам служить православные литургии за отсутствием китайского клира, и в это время направить желающих в духовные семинарии академии России для получения соответствующего образования. Решить проблемы — это хотя бы перестать требовать называть церковные службы, проходящие на территории посольского храма в Пекине «встречей с верующими».
Правда, после того как в марте этого года пост Председателя страны занял Си Цзыньпин- человек из народа, у религиозных лидеров страны и их паствы зажегся огонек надежды, что вскоре что-то изменится. Ведь по своей сути простые китайцы все в своем большинстве верующие, а потому, даже коммунистически настроенный Председатель, не может не понимать, что никакая, даже самая прекрасная идеология, спущенная сверху, никогда не сможет заменить живую человеческую веру.
Приезд Патриарха Кирилла, первый визит главы РПЦ в страну за всю ее историю, сегодня православными китайцами воспринимается как хороший знак. После ряда встреч на высшем уровне и пусть скромных, но обещаний поспособствовать в решении проблем китайского православия, албазинцы наконец-то смогли громко озвучить свою большую китайскую мечту — восстановить китайскую автономную православную церковь.
Они уже не будут чувствовать себя в некотором смысле изгоями в достаточно сильно националистическом обществе любителей церемониалов и традиций. И поскольку автономная китайская церковь сегодня не имеет своего Предстоятеля, временное управление ей осуществляет Патриарх Кирилл. Конечно, это не значит, что он ее глава. И, конечно же, РПЦ ни в коей мере, а как раз этого отчего-то вдруг начали опасаться китайцы, не хотело бы лишить автономии китайское православие. Но сами албазинцы небезосновательно считают Патриарха Кирилла своим Пастырем. А потому поддержка со стороны Русского первоиерарха для них значит слишком многое.