«Спешите делать добро»
29 мая в Москве прошла международная конференция «Спешите делать добро», посвященная доктору Гаазу. Доктор Федор Петрович Гааз (1780-1853) стал известен благодаря многочисленным делам милосердия, которые совершал из сострадания к несчастным. Этот человек посвятил свою жизнь больным и заключенным в России XIX века. Именно поэтому устроители конференции, состоявшейся в год равных возможностей, попытались привлечь внимание общества к его фигуре.
По словам директора Всероссийской Государственной Библиотеки Иностранной Литературы Екатерины Гениевой, выступившей с первым докладом, Федор Петрович принес на алтарь служения самое дорогое, что дает Господь – свою жизнь. Екатерина Юрьевна сравнила доктора Гааза со святой Елизаветой Федоровной, в которой так же, как и в докторе, не было ни капли русской крови, но которая также, как и он, сделала так много для русских людей.
«Как мало милосердия в нашем обществе, как мало мы любим! При этих словах можно поморщиться так же, как морщились многие известные люди, в том числе генерал-губернатор Москвы, когда Федор Петрович раздавал свои «апфельсины» и «конфекты» заключенным, — рассказала Екатерина Юрьевна. — Чем могли эти «апфельсины» помочь людям, которые были осуждены на такое количество лет, месяцев, на смерть? Наверное, в далеких ссылках, этот апельсин превращался в солнце любви».
«Мы живем в мире, в котором многого не хватает: денег, материальных средств. Но самое главное, что в этом мире не хватает главного – не хватает такой неизмеряемой ничем вещи, которая называется любовь», — отметила Екатерина Гениева.
«Чтобы вывести развитие российской благотворительности на новый уровень, который, несмотря на утрату вековых традиций, постепенно возрождается, необходимо создать прозрачную внятную и устойчивую инфраструктуру», — считает руководитель аппарата временной комиссии Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству Виолетта Николаевна Медведева. При такой инфраструктуре, объяснила Медведва, граждане и общественные объединения не только смогут решать волнующие их социальные проблемы, но смогут реализовать свои благотворительные и гражданские инициативы.
«Доктор Гааз – олицетворение идеи милосердия», — заявил сотрудник комитета по связям с религиозными организациями города Москвы Сохраненков Леонид Геннадьевич. По его мнению, сочетание девизов «Спешите делать добро» и «Если не я, то кто же?» способно не только сделать мир лучше, но и стать неплохой национальной идеей.
На конференции много говорилось о взаимодействии в сфере благотворительности государства, общества и религиозных организаций. Говоря о роли государства, Ольга Федотова, сотрудник отдела благотворительности департамента социальной защиты населения г.Москвы, рассказала о том, что отдел уделяет большое внимание взаимодействию с общественными, коммерческими и религиозными организациями города в решении вопросов оказания помощи малоимущим, малообеспеченным, детям-сиротам, инвалидам.
«Мы призываем общественные организации разрабатывать совместные программы, у нас есть совместные мероприятия, которые входят в общегородской правительственный план, мы стараемся решать вместе проблемы юридические, даем консультации всем общественным организациям, которые оказывают действенную помощь нашим малообеспечнным города», — рассказала Федотова. По ее словам, это направление сейчас очень сильно развивается и поддерживается правительством Москвы.
Упоминалось также, что в связи с мировым финансовым кризисом сфера благотворительности подверглась большому удару. По словам хранителя музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Льва Краснопевцева, со стороны благотворительных обществ была настоящая паника, которая в какой-то степени сохраняется и сейчас. Им нужна помощь, в том числе финансовая. Хранитель музея меценатов обратился к представителям власти с тем, чтобы они обратили внимание на эту, может быть, несовершенную, но уже создавшуюся структуру благотворительных организаций Москвы и не дали ей погибнуть.
Лев Николаевич рассказал о традициях благотворительности в России. Оказывается, масштабы благотворительной деятельности в нашей стране были колоссальными. В одной Москве в период революции существовало около 1000 благотворительных организаций самого разного уровня: от маленьких скромных обществ при церквях, которые помогали пяти-шести бедным женщинам, до огромных благотворительных организаций, ведающих десятками больниц, приютов, детских учреждений.
Благотворителями строились десятки больниц, амбулаторных и родильных центров. Делалось это так: желающий построить больницу подавал заявление в городскую думу о своем желании построить медицинский центр. Получая разрешение, он требовал только проект, затем сам вел строительство, сам оснащал и передавал больницу в собственность городу или медицинскому факультету Московского Университета.
Как отметил Лев Николаевич, в больницах, которые были построены благотворительными организациями, врачи часто работали бесплатно, зарабатывая на жизнь приемом частной клиентуры. Зарплату получали только фельдшеры и младший персонал.
Кроме того, рассказал хранитель музея меценатов, в благотворительности существовало много других направлений. Некоторые благотворительные общества занимались строительством бесплатных и дешевых квартир.
Порой благотворители даже наследство свое оставляли не детям, а жертвовали в пользу бедных или на лечебные учреждения.
Всего на благотворительность 2/3 средств шли от богатых и сверхбогатых людей, но 1/3 давали простые люди. В благотворительных обществах были небольшие членские взносы – от рубля до трех в год. Даже старушки, побирающиеся на папертях в храмах, вносили свой рубль.
В состоятельных семьях устраивали благотворительные елки, на которых спектакли показывали дети хозяев. Собранные средства шли на помощь голодающим, например. Таким образом, дети с раннего возраста привыкали к благотворительности.
В газетах можно было увидеть объявления: врач такой-то дает бесплатные медицинские советы в своей квартире с 10 утра до 13 дня по вторникам и средам. Некоторые врачи также выдавали простейшие лекарства.
Традиции благотворительности оказались утрачены для нашего общества. Поэтому, как считает Лев Краснопевцев, так важно сегодня узнать, как общество жило деланием добра и, конечно, ознакомиться с жизнью такого великого примера милосердия, как Федор Петрович Гааз.
Клирик храма Сретения в Новой Деревне протоиерей Владимир Архипов отметил, что традиции благотворительности в России не исчезли. Отец Владимир рассказал, что был свидетелем того, как неоднократно жертвовала деньги нищенка.
Галина Бодренкова, руководитель российского центра развития добровольчества, рассказала, что реальную помощь ближнему оказывают примерно 5% россиян, тогда как хотели бы сделать это 47%. Потенциальных добровольцев очень много, но для того, чтобы они смогли кому-то помочь, нужно создать региональные и местные волонтерские центры. Именно такие организации могут воплотить принцип соединения усилий общества, государства и Церкви в деле добровольческого служения.
Участники конференции призвали к объединению усилий общественных, благотворительных и религиозных организаций, занимающихся делами милосердия и благотворительности. В итоговом документе отмечена необходимость создания с этой целью единой информационной площадки, выполнение функций которой может взять на себя Московский Центр им.доктора Гааза при НП «Сотворчество».
Сайт «Правмир» будет знакомить читателей с работой А.Ф.Кони, посвященной доктору Гаазу.
Справка:
Федор Петрович Гааз (Фридрих-Иосиф, нем. Friedrich-Joseph Haas ; 1780 —1853) — русский врач немецкого происхождения, филантроп. Член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем, доктор Гааз посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников: добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных; упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь; отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения. Святитель Филарет Московский позволил совершать заупокойные богослужения о новопреставленном докторе, не взирая на его католическое исповедание. На похороны Федора Петровича на Немецком кладбище пришло более 20 тысяч человек из 170 тысяч живущих в то время в Москве. Со временем бывшие заключенные оплели оградку могилы «гаазовскими» кандалами.