Спешите делать добро
Проповедь протоиерея Александра Салтыкова в неделю о блудном сыне, 2013
Между добром и злом
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Церкви совершается неделя о блудном сыне. Мы с вами готовимся к Великому посту и недели перед Великим постом имеют свой особый глубокий смысл. Евангелие о блудном сыне напоминает нам обо всех нас, о жизни человека, о том, как совершается в глубине его сердца движение между добром и злом. То, что началось когда-то у первых людей — движение между добром и злом, оно продолжается всю жизнь у каждого из нас.
В Евангелии нам рассказывается о некоей семье, где был отец и, два сына. У них было хозяйство и отец при жизни своей решил разделить им имение, чтобы они жили самостоятельной жизнью. Все обычно, все, как часто бывает в жизни. Эта история характерна для всех времен, для всех народов, практически для всех людей рассказывается нам, чтобы мы с вами накануне Великого поста примерили ее к себе.
Мы знаем, что дальше сыновья по-разному распорядились своим имуществом, как это часто в жизни и бывает. У них были разные характеры. Старший был очень положительным человеком — солидным, хозяйственным, послушным отцу. Одним словом, он жил праведной, хорошей, рациональной жизнью. Он честно и много работал, и, получив свое имущество, он не оставил отца, продолжал жить с ним работать, отложив богатство на будущее.
Эмиграция и репатриация
Младший сын имел другой характер. Он был распущенным и непослушным, и, наверно, очень веселым молодым человеком, может быть, жизнерадостным, но крайне страстным и подверженным различным искушениям. Получив эти деньги, он уехал в другие страны. Там он очень весело жил, все деньги растерял, дошел до полной нищеты. Работать он не любил, поэтому плохо работал.
Там он дошел до того, что ему нечего было есть, ему никто не доверял, все у него развалилось, он питался со свиньями. Когда он дошел до крайней нищеты, он раскаялся. Интересно, что он раскаялся только в таком состоянии. У него же было много ступеней вниз, но он был очень гордый, и никак не хотел каяться. Вероятно, он думал, что он еще поправит свои дела, начнет работать, разбогатеет. Но, увы – он был человеком со слишком испорченным нравом. Он потерял все и когда это случилось, и он питался со свиньями, то он решил: «У меня ничего не получается, пойду обратно к отцу».
Он возвращается к своему отцу из этой далекой страны, вероятно, со многими несчастьями и приключениями, а отец, оказывается, совсем его не забыл, он помнил, что у него два сына и все время молился Богу, скорбел о нем. Вдруг, приходит сын и отец обрадовался! Сын в грязных лохмотьях, истощавший. Он его принимает, одевает, кормит, приглашает певцов, устраивает праздник. Сын своим глазам не верит, он кается и готов работать с последними рабочими людьми. Но отец не слушает его покаяние и устраивает большой пир, потому что это сын.
Вероятно, они в семье много вспоминали беспутного сына: «Ушел, не дает о себе знать». Отец, может быть, жаловался старшему сыну: «Брат-то твой исчез». А старший сын в это время работал, все делал по закону. Он возвращается домой, а там непонятно почему в рабочий день торжество. Он удивляется, спрашивает отрока: «Что там происходит»? «Радость-то какая — твой брат вернулся, и отец устроил праздник!». Что же старший брат? Не сказано, что он сказал хоть бы одно доброе слово — он страшно возмущен! Он же праздной жизни, разумный, организованный, служил отцу и отец не дал ему козленка попраздновать с друзьями, а этот беспутный сын ужасно прожил жизнь и его так встречают! Вместо того, чтобы хоть немного порадоваться о брате, он пришел в гнев! Отец его успокаивает: «Все мое твое, а этот брат был погибшим». Отец и младшего брата принял и старшего брата успокоил.
Эту притчу Господь рассказывает, изображая всех нас. Разумный старший брат был человеком совершенно бессердечным. Со своей праведностью он перестал видеть человеческую душу, потерял сочувствие к людям. Конечно, в старшем брате мы видим образ фарисея, человека, который лицемерно праведный, а на самом деле – жестокий, а фарисеев Спаситель больше всех осуждал. Но его Господь тоже простил, и мир воцарился в доме.
Зачем Спаситель рассказывает нам такую красочную притчу? Для того, чтобы сказать, что есть люди, с виду праведные, но они не таковы, а есть те, которые неправедные, но способны к покаянию. И тех и других Бог любит, и терпит, и ждет.
Мы вспоминаем это перед постом от Пасхи до Пасхи. Во время Великого поста мы приближаемся к отчему дому, и на Пасху у нас происходит встреча с Господом. Все приходят на Пасху. Мы удивляемся, что даже неверующие люди приходят на Пасху, все бросают свиные корыта с рожцами, приходят к Отцу, и Он всех принимает. Потом мы уходим в далекие страны, потом опять возвращаемся к своим свиньям и с ними питаемся, потом опять проходит время и мы опять возвращаемся к Отцу, если вспоминаем о Боге. Об этом нам Господь все время напоминает, что Бог, который Есть отец всем нам, все равно нас любит и любовь — это главное свойство Божие.
Любовь — это главное в христианстве
Главное в учении христианства, что Бог нас любит, и что мы должны любить друг друга. Не так, как этот старший брат, который не нашел ни одного доброго слова для младшего брата. Праведность без любви, холодная, расчетливая, эгоистическая праведность, конечно, не есть настоящая праведность. Таким образом, Бог призывает нас посмотреть на себя. Мы постоянно фарисействуем, видя свою праведность, и осуждаем ближнего своего, и приходим в гнев. Мы бываем другие — распущенные и теряем то, что нам Господь послал.
Будем же, дорогие братья и сестры, приближаясь ко святой Пасхе, пройти этот путь из «страны далече» к дому Отчему, в покаянии, в надежде и вере. Главное — делать добро. Как говорил доктор Федор Гааз: «Спешите делать добро». Это самое главное. И да поможет нам Господь быть добрыми, терпеливыми и отзывчивыми. Да поможет нам Бог! Господь со всеми вами!