Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Неделя о страшном суде
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Почему наше последнее предстояние перед Богом мы называем «страшным судом»? Разве мало на земле ужаса и без этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?..
Можно, потому что не тем последний суд так страшен, что жжет нас, как огонь. Самое страшное — не наказание, не страдание или насилие, но то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни заключался в любви и мы прошли мимо нее; страшно мгновение, когда мы окажемся лицом к лицу перед Богом, Который так возлюбил мир, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына, и была нам предложена вся любовь Божия — и мы ее отвергли.
Если бы мы отказались от нее по каким-то убеждениям, сознательно отвергая такую любовь, — это было бы достаточно ужасно; но какой ужас, что мы окажемся перед Божественной любовью и поймем, что мы просто прошли мимо нее, не заметили ее, потому что увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум любопытством, сердца наши — похотью, и увели нас вдаль от Бога и Его любви.
И вот, мы будем стоять перед Богом, лицезреть всю Божественную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе, Который носит на теле Своем раны страстей и креста, Который сошел во ад, умерев по любви к нам, и придется нам сказать: «Да, я видел всё это — и пожал плечами, и занялся другими заботами…»
Но вы, может быть, скажете: «Как я могу любить Бога и Его любовь, как я могу любить Того, Которого не вижу, Которого порой и не ощущаю?..»
Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам на это: люби тех, которых Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за которых Он отдал Свою жизнь и Свою смерть, люби Его твари, которые всё для Него значат, и тогда Он скажет нам: «В них ты любил Меня, и то, что ты сделал для Моих любимых, ты сделаешь для Меня…»
Значит ли это, что наша любовь к Божиим творениям должна быть такой же великой, как Его любовь?
И снова притча отвечает нам так просто и так ясно: «Был ли ты человечен, было ли у тебя сострадание к голодному и жаждущему, к бездомному или всеми не любимому, к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, — преступник перед Богом и людьми, в трепете от человеческого суда и, возможно, не сознаёт, что он прошел мимо единственного, что достойно жизни?..» Вот вопрос, который нам ставится: проявил ли ты человечность?
И если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг со другом, подлинно человечными в сердце, и в уме, и в делах наших, — тогда широко распахнута дверь, чтобы нам стать гражданами небес, гражданами Божия Царства, Царства любви Божественной, изливающейся в наших сердцах, преображающей нас и превращающей нас и весь мир в то диво, которым всё призвано быть — тканью Воплощения.
Вот какие вопросы встанут перед нами, и такие простые ответы на них Христа. Поэтому будем учиться: научимся прежде всего любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна их, достойна нас самих и достойна Бога; и когда мы научимся любить тех, которых легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем свое сердце и дадим в нем место еще одному человеку, и еще одному, и еще одному…
И тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех, кого мы любим, и тех, которых мы пока еще не научились любить; тех, кто нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь, которая будет подлинной Божией любовью к ним, преизбыточествующей в наших сердцах, а через нас — вокруг во всем мире.
Вот о чем взывает сегодняшняя притча, к чему зовет нас страшный суд: суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы есть, и поймем, какими мы могли быть.
Услышим поэтому апостола, говорящего нам: «Дорожите временем, спешите жить, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно…» Поспешим же жить, жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени христианина, — Христова племени, которым мы являемся, и тоже достойно любви Божией к нам и к Его миру. Аминь!
Источник: Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний»
Читайте также:
Накормить алчущих
Преддверия отверзошася пощения…
Что такое Страшный Суд?