«Открывай список на лето, читай по порядку». Почему это не сработало?
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Впереди август, а многие дети еще не открывали «Войну и мир» Л. Толстого и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Как помочь подростку не только прочесть, но и осмыслить классику, может ли нечитающий человек увлечься литературой и какие современные книги здорово почитать вместе, «Правмиру» рассказала Евгения Шафферт, книжный обозреватель литературы для детей и подростков, член экспертного совета по детской литературе при секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации.

Евгения Шафферт

Две проблемы списков литературы на лето

Дети получают огромные списки литературы на лето. Многие из них вспоминают о них только в августе, когда времени на чтение осталось не так много. 

У этих списков есть несколько проблем. Первая состоит в том, что учителя часто не дают к спискам ключей — как читать эти книги, понимать их, что делать, если становится неинтересно. 

Вторая — огромный объем. Для среднестатистического человека, не увлеченного чтением, даже взрослого, такие списки не подъемны. Сколько книг в год читает взрослый, если чтение — не его увлечение? От 10 до 20. А школьникам то же количество книг нужно осилить за лето.

Можно ли увлечь школьника Толстым и Чеховым

Лично я люблю классику, которая включена в школьную программу. Мне даже обидно, что не все школьники в восторге от произведений Льва Николаевича Толстого. К сожалению, не каждого удается заинтересовать литературой из школьных списков и книгами вообще.

Но можно попытаться — пойти от современности к классике, постепенно. 

Сначала предложить ребенку современные книги, затем познакомить с тем, что любили мамы, папы, бабушки и дедушки, с литературой советской, а потом переходить к произведениям XIX века. 

Например, ребенок с удовольствием прочел книгу Виктории Ледерман «К доске пойдет Василькин!» И мы рассказываем ему, что и в нашем детстве были книги про то, как дети в школе вместе делали что-то классное. И предлагаем прочесть произведения Виктора Голявкина. А потом выясняется, что он сложный, многомерный автор, у которого есть не только смешные рассказы про школу, но и сложные повести о войне. Постепенно, усложняя тексты и смыслы, мы можем прийти к школьной классике и прочесть ее с удовольствием.

Второй вариант: авторитетный для ребенка человек говорит ему, что классическая литература — это классно. Как было у моего сына. Девочка, с которой он дружит, любит Достоевского. Она считает, что Достоевский — это классно. Конечно, мой ребенок уверен, что она права. Он прочитал «пятикнижие» Достоевского и убежден, что лучше литературы нет. 

Путь к книге может лежать через вкусы авторитетного взрослого, друзей или целого сообщества, в которое включен ребенок. Так часто бывает. 

Но можно просто читать то, что нравится, если отношения с классикой так и не сложились. Возможно, ребенок вырастет и прочитает эти произведения уже взрослым. Или так и не прочитает — в этом нет ничего страшного. Можно быть хорошим человеком и полезным в своей профессии, даже если ты не прочитал «Тихий Дон».

И не нужно заставлять подростка читать книгу целиком. Если он прочел две-три страницы, а дальше не пошло, не отчитывайте! В конце концов, прочитать несколько страниц лучше, чем совсем ничего не прочитать, а прочитать несколько глав лучше, чем несколько страниц. У каждого человека есть право что-то не дочитать, об этом писал французский писатель Даниэль Пеннак. Его «Права читателя» актуальны и для детского чтения.

Где искать хорошие книги для детей и подростков

За современными книгами стоит пойти в хорошую библиотеку, которая регулярно комплектуется, походить вместе вдоль стеллажей, повыбирать что-нибудь. Или отправиться с ребенком в хороший книжный магазин, где увлеченные люди работают и обязательно посоветуют что-то хорошее. Можно посетить книжный фестиваль, сейчас они проводятся как минимум раз в год во многих городах России. 

Выберите несколько хороших современных книг, прочитайте их вместе с ребенком — тогда вы сможете вспомнить что-то похожее уже из своего детства.  

Еще один путь — обращаться к справочникам и руководствам, их не так уж и мало. Гайдаровская библиотека в Москве раз в год выпускает пособие «100 лучших новых книг для детей» с полной навигацией: для какого возраста, про что, кому подходит, а кому нет. 

Экспертный совет по детской литературе при Российской библиотечной ассоциации каждые три месяца составляет списки лучших книг, в конце года делают итоговый. Как он формируется? 14 специалистов по детскому чтению из Совета, живущих в разных регионах — от Владивостока до Москвы, — читают детские книги и формируют список лучших, у каждого получается свой. Потом 14 списков сводят воедино, и книги, которые выбрала примерно половина экспертов, представляют читателям.

Несколько книг из списка 2023 года:

  • «Аул», Асия Арсланова. Роман написан по мотивам башкирского фольклора. Отмечу, что сейчас в книгах для детей и подростков появляется все больше локальной тематики. Это сюжеты, которые разворачиваются в конкретном месте, наполненном собственной историей. У таких книг мощный и продуманный хронотоп. И в «Ауле» эта тенденция ярко проявляется.
  • «Чяп», Эдуард Веркин. Это фантастический роман о старшекласснике, который отправляется на два летних месяца к бабушке, в маленький городок Гривск. Именно здесь он встречает нового друга, после чего начинаются его приключения… Уверена, книги Эдуарда Веркина будут читать и через 10 лет, и через 20, и через 100. Его взрослые романы уже выходят в премиальные списки «Большой книги» и «Ясной Поляны».
  • «Малютка Колпачок и Народец-из-под-Холма», Григорий Кружков. Эта книга — пересказ мифологии Британских островов в прозе с великолепными иллюстрациями. Григорий Кружков — замечательный переводчик, он помогает юным читателям узнать кельтскую мифологию. На ней построено множество важных текстов — тот же Толкин, Фрэнсис Хардинг, Диана Уинн Джонс, которую все знают по экранизированному Хаяо Миядзаки «Ходячему замку», но у нее есть множество других произведений, заслуживающих внимания.

Почитайте вслух рассказы

Короткие тексты помогают увлечь чтением даже не читающего подростка. При этом в одном рассказе может быть скрыто больше смыслов и мотивов, чем в толстом романе. Сейчас есть много классных сборников коротких текстов.

  • Серия книг «Рассказы Волчка» выходит в издательстве «Волчок»: это и рассказы современных писателей, и авторские сборники. Это рассказы о детях и подростках — веселые, лиричные, задумчивые и серьезные короткие произведения, созданные современными писателями и мастерами «старой школы».
  • Рассказы Нины Дашевской. Недавно в издательстве «Самокат» вышел ее сборник «Ветер вернется», в котором собраны истории из четырех времен года — летние, осенние, зимние и весенние. Сборник неожиданно завершается фантастическим рассказом, хотя все предыдущие реалистичны. Они о современных подростках, которые ищут себя, пытаются понять, какими людьми они станут, когда повзрослеют.
  • «Школа Шредингера» — 11 рассказов современных писателей, в каждом из которых есть школа, любовь и нечто фантастическое. Три главных параметра, которые авторы раскрывают по-разному.

Комиксы: увлекательные, смешные и познавательные

В современной литературе для детей и подростков есть акцент на визуальных нарративах. По-прежнему популярны комиксы, графические романы, книжки-картинки и молчаливые книги — те, в которых история рассказана исключительно иллюстрациями. 

Часто родители недолюбливают такие книги. Но среди них есть глубокие и интересные произведения, с которыми стоит научиться работать. В современной культуре, особенно массовой, много визуального.

  • «Ковер из Узбекистана», Аля Щедрина. Книга основана на истории детства автора — она, будучи ребенком, переехала из Узбекистана в Москву. Из заповедного мира детства — в новый мир, который казался серым, холодным и незнакомым, но постепенно стал родным и любимым. История рассказана визуальным языком, но в ней довольно много текста. Это теплые воспоминания о детстве, культуре Узбекистана, переезде, интеграции в новый мир, поиске новых друзей и себя.
  • «Анна и Фрога», Анук Рикар. Это приключения девочки и нескольких ее друзей-зверушек — короткие истории в духе «Винни-Пуха». Они смешные и немного абсурдные, а также обаятельно нарисованные. Я с удовольствием рекомендую и другие детские комиксы издательства «Бумкнига», которое рассматривает графические истории как отдельный вид искусства. 
  • «Пешком в историю» выпускает комиксы на самые разные темы — про насекомых, морских животных, динозавров, научные открытия. Эти книги остроумные, неглупые и всегда сопровождаются справочным материалом. То есть ребенок не просто прочитает увлекательную историю в виде комикса, но и получит несколько разворотов энциклопедической информации, которая погрузит его в тему. Родителям часто хочется, чтобы книга для их ребенка была не только развлекательной, но и полезной. Такие книги — это компромисс между детским удовольствием и родительским стремлением дать больше знаний. Хотя книги должны быть разными — и те, что учат, и те, что просто смешат.

Что еще почитать летом вместе с подростком

  • Романы Евгения Рудашевского — тетралогия «Город солнца», дилогия «Почтовая станция Ратсхоф». Он пишет приключенческую литературу, продолжая традиции Жюля Верна и Владимира Обручева, но в современном сеттинге. Часто герои Рудашевского делают важный жизненный выбор и едут на край света, потому что им надо спасти близких или, например, раскрыть тайну. Истории разворачиваются то в Болгарии, то в Латинской Америке, то в Индии. Евгений Рудашевский — путешественник, он объехал полмира с рюкзаком и пишет о тех местах, где был сам. И это действительно интересно и здорово подходит для лета.

  • «Фонарик Лилька», Юлия Кузнецова. История девушки, которая окончила школу, но не решила, кем она хочет стать, никуда не поступила и работает бариста в кофейне. У нее неожиданно появляется подруга — маленькая девочка, которая живет с ней на одной лестничной клетке. Она довольно одинока. Поэтому старшая героиня и начинает с ней дружить. И в конце книги понимает, чем хочет заниматься в жизни. В книгах Юлии Кузнецовой герои часто озабочены темой профессионального выбора. Это отчасти производственные романы, отчасти — увлекательные подростковые истории, где есть любовь, дружба, школа.
  • «Дневник волонтера», Юлия Кузнецова. В книге Ариша, девочка-четвероклассница, рассказывает о маме, которая занимается волонтерством в интернате для людей с особенностями. И главная героиня мечтает тоже когда-нибудь вырасти и заняться волонтерством, помогать маме. Это книга о том, что хорошего ты можешь сделать для людей, о семейных ценностях, о ребенке, который выбирает, каким он будет, когда вырастет. 

Мне кажется, что мой ребенок читает какую-то ерунду

Подростки читают много фанфиков, самиздата, книг не самых высоких художественных достоинств. Но говорить, что «это плохая книга, брось, возьми хорошую» — слишком прямолинейный и заведомо не успешный путь для родителей. 

Лучше попытаться подобрать что-то похожее, но лучшего качества. Или самому прочитать то, что читает ребенок, обсудить с ним книгу — что понравилось, что не понравилось, посоветовать другую литературу. 

Например, сейчас популярно фэнтези в азиатском сеттинге. Если ребенок им интересуется, можно предложить ему книги по востоковедению. Увлекаешься мангой — может, стоит почитать о мифологии Японии, ее истории, начать изучать язык. И это будет не чтение одних и тех же историй про любовь или битвы, но и серьезное погружение в культуру. Или даже интерес, который в будущем может стать профессиональным. Та самая «ерунда» может в итоге вывести на интересную дорогу или подсказать идею будущей профессии.

Ребенок не любит читать. Это нормально?

Есть семьи, в которых собрана прекрасная домашняя библиотека, они много читают, интересуются новинками, ходят на книжные ярмарки, словом, вовлечены в культуру чтения. И даже это не гарантия того, что их дети полюбят читать. 

Для многих взрослых не увлеченный чтением ребенок — трагедия. Понятно, почему они так беспокоятся. Практически все обучение построено на чтении и умении работать с текстом. При этом нужно ведь не только читать, но и понимать текст на разных уровнях, обрабатывать информацию, выделять главное — то есть обладать навыками смыслового чтения. 

Но отсутствие интереса к художественной литературе не всегда приводит к трудностям в учебе. Да и обучение меняется, оно уже не так сильно ориентировано на чтение, появляются аудио- и видеоформаты. Поэтому в том, что ребенок читать не любит, нет катастрофы.

Но есть проблема — у читающих родителей и нечитающего ребенка будет меньше общих точек. Как ее решить? Читать вслух или вместе слушать аудиокниги в поездках. Вас будут слушать с удовольствием вплоть до подросткового возраста, а может и дольше. И это ежедневное чтение вслух даст вашей семье общие тексты, цитаты, смыслы. А значит, общий язык. 

Другой путь — проникнуться интересами ребенка. Аниме, любимая компьютерная игра, музыка… Понять, почему он это любит, что в этом есть хорошего. Может, увлечься этим. Это еще один способ обрести общие смыслы, тексты и понятия. Необязательно делать это через книгу. 

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.