Две проблемы списков литературы на лето
Дети получают огромные списки литературы на лето. Многие из них вспоминают о них только в августе, когда времени на чтение осталось не так много.
У этих списков есть несколько проблем. Первая состоит в том, что учителя часто не дают к спискам ключей — как читать эти книги, понимать их, что делать, если становится неинтересно.
Вторая — огромный объем. Для среднестатистического человека, не увлеченного чтением, даже взрослого, такие списки не подъемны. Сколько книг в год читает взрослый, если чтение — не его увлечение? От 10 до 20. А школьникам то же количество книг нужно осилить за лето.
Можно ли увлечь школьника Толстым и Чеховым
Лично я люблю классику, которая включена в школьную программу. Мне даже обидно, что не все школьники в восторге от произведений Льва Николаевича Толстого. К сожалению, не каждого удается заинтересовать литературой из школьных списков и книгами вообще.
Но можно попытаться — пойти от современности к классике, постепенно.
Сначала предложить ребенку современные книги, затем познакомить с тем, что любили мамы, папы, бабушки и дедушки, с литературой советской, а потом переходить к произведениям XIX века.
Например, ребенок с удовольствием прочел книгу Виктории Ледерман «К доске пойдет Василькин!» И мы рассказываем ему, что и в нашем детстве были книги про то, как дети в школе вместе делали что-то классное. И предлагаем прочесть произведения Виктора Голявкина. А потом выясняется, что он сложный, многомерный автор, у которого есть не только смешные рассказы про школу, но и сложные повести о войне. Постепенно, усложняя тексты и смыслы, мы можем прийти к школьной классике и прочесть ее с удовольствием.
Второй вариант: авторитетный для ребенка человек говорит ему, что классическая литература — это классно. Как было у моего сына. Девочка, с которой он дружит, любит Достоевского. Она считает, что Достоевский — это классно. Конечно, мой ребенок уверен, что она права. Он прочитал «пятикнижие» Достоевского и убежден, что лучше литературы нет.
Путь к книге может лежать через вкусы авторитетного взрослого, друзей или целого сообщества, в которое включен ребенок. Так часто бывает.
Но можно просто читать то, что нравится, если отношения с классикой так и не сложились. Возможно, ребенок вырастет и прочитает эти произведения уже взрослым. Или так и не прочитает — в этом нет ничего страшного. Можно быть хорошим человеком и полезным в своей профессии, даже если ты не прочитал «Тихий Дон».
И не нужно заставлять подростка читать книгу целиком. Если он прочел две-три страницы, а дальше не пошло, не отчитывайте! В конце концов, прочитать несколько страниц лучше, чем совсем ничего не прочитать, а прочитать несколько глав лучше, чем несколько страниц. У каждого человека есть право что-то не дочитать, об этом писал французский писатель Даниэль Пеннак. Его «Права читателя» актуальны и для детского чтения.
Где искать хорошие книги для детей и подростков
За современными книгами стоит пойти в хорошую библиотеку, которая регулярно комплектуется, походить вместе вдоль стеллажей, повыбирать что-нибудь. Или отправиться с ребенком в хороший книжный магазин, где увлеченные люди работают и обязательно посоветуют что-то хорошее. Можно посетить книжный фестиваль, сейчас они проводятся как минимум раз в год во многих городах России.
Выберите несколько хороших современных книг, прочитайте их вместе с ребенком — тогда вы сможете вспомнить что-то похожее уже из своего детства.
Еще один путь — обращаться к справочникам и руководствам, их не так уж и мало. Гайдаровская библиотека в Москве раз в год выпускает пособие «100 лучших новых книг для детей» с полной навигацией: для какого возраста, про что, кому подходит, а кому нет.
Экспертный совет по детской литературе при Российской библиотечной ассоциации каждые три месяца составляет списки лучших книг, в конце года делают итоговый. Как он формируется? 14 специалистов по детскому чтению из Совета, живущих в разных регионах — от Владивостока до Москвы, — читают детские книги и формируют список лучших, у каждого получается свой. Потом 14 списков сводят воедино, и книги, которые выбрала примерно половина экспертов, представляют читателям.
Несколько книг из списка 2023 года:
- «Аул», Асия Арсланова. Роман написан по мотивам башкирского фольклора. Отмечу, что сейчас в книгах для детей и подростков появляется все больше локальной тематики. Это сюжеты, которые разворачиваются в конкретном месте, наполненном собственной историей. У таких книг мощный и продуманный хронотоп. И в «Ауле» эта тенденция ярко проявляется.
- «Чяп», Эдуард Веркин. Это фантастический роман о старшекласснике, который отправляется на два летних месяца к бабушке, в маленький городок Гривск. Именно здесь он встречает нового друга, после чего начинаются его приключения… Уверена, книги Эдуарда Веркина будут читать и через 10 лет, и через 20, и через 100. Его взрослые романы уже выходят в премиальные списки «Большой книги» и «Ясной Поляны».
- «Малютка Колпачок и Народец-из-под-Холма», Григорий Кружков. Эта книга — пересказ мифологии Британских островов в прозе с великолепными иллюстрациями. Григорий Кружков — замечательный переводчик, он помогает юным читателям узнать кельтскую мифологию. На ней построено множество важных текстов — тот же Толкин, Фрэнсис Хардинг, Диана Уинн Джонс, которую все знают по экранизированному Хаяо Миядзаки «Ходячему замку», но у нее есть множество других произведений, заслуживающих внимания.
Почитайте вслух рассказы
Короткие тексты помогают увлечь чтением даже не читающего подростка. При этом в одном рассказе может быть скрыто больше смыслов и мотивов, чем в толстом романе. Сейчас есть много классных сборников коротких текстов.
- Серия книг «Рассказы Волчка» выходит в издательстве «Волчок»: это и рассказы современных писателей, и авторские сборники. Это рассказы о детях и подростках — веселые, лиричные, задумчивые и серьезные короткие произведения, созданные современными писателями и мастерами «старой школы».
- Рассказы Нины Дашевской. Недавно в издательстве «Самокат» вышел ее сборник «Ветер вернется», в котором собраны истории из четырех времен года — летние, осенние, зимние и весенние. Сборник неожиданно завершается фантастическим рассказом, хотя все предыдущие реалистичны. Они о современных подростках, которые ищут себя, пытаются понять, какими людьми они станут, когда повзрослеют.
- «Школа Шредингера» — 11 рассказов современных писателей, в каждом из которых есть школа, любовь и нечто фантастическое. Три главных параметра, которые авторы раскрывают по-разному.
Комиксы: увлекательные, смешные и познавательные
В современной литературе для детей и подростков есть акцент на визуальных нарративах. По-прежнему популярны комиксы, графические романы, книжки-картинки и молчаливые книги — те, в которых история рассказана исключительно иллюстрациями.
Часто родители недолюбливают такие книги. Но среди них есть глубокие и интересные произведения, с которыми стоит научиться работать. В современной культуре, особенно массовой, много визуального.
- «Ковер из Узбекистана», Аля Щедрина. Книга основана на истории детства автора — она, будучи ребенком, переехала из Узбекистана в Москву. Из заповедного мира детства — в новый мир, который казался серым, холодным и незнакомым, но постепенно стал родным и любимым. История рассказана визуальным языком, но в ней довольно много текста. Это теплые воспоминания о детстве, культуре Узбекистана, переезде, интеграции в новый мир, поиске новых друзей и себя.
- «Анна и Фрога», Анук Рикар. Это приключения девочки и нескольких ее друзей-зверушек — короткие истории в духе «Винни-Пуха». Они смешные и немного абсурдные, а также обаятельно нарисованные. Я с удовольствием рекомендую и другие детские комиксы издательства «Бумкнига», которое рассматривает графические истории как отдельный вид искусства.
- «Пешком в историю» выпускает комиксы на самые разные темы — про насекомых, морских животных, динозавров, научные открытия. Эти книги остроумные, неглупые и всегда сопровождаются справочным материалом. То есть ребенок не просто прочитает увлекательную историю в виде комикса, но и получит несколько разворотов энциклопедической информации, которая погрузит его в тему. Родителям часто хочется, чтобы книга для их ребенка была не только развлекательной, но и полезной. Такие книги — это компромисс между детским удовольствием и родительским стремлением дать больше знаний. Хотя книги должны быть разными — и те, что учат, и те, что просто смешат.
Что еще почитать летом вместе с подростком
- Романы Евгения Рудашевского — тетралогия «Город солнца», дилогия «Почтовая станция Ратсхоф». Он пишет приключенческую литературу, продолжая традиции Жюля Верна и Владимира Обручева, но в современном сеттинге. Часто герои Рудашевского делают важный жизненный выбор и едут на край света, потому что им надо спасти близких или, например, раскрыть тайну. Истории разворачиваются то в Болгарии, то в Латинской Америке, то в Индии. Евгений Рудашевский — путешественник, он объехал полмира с рюкзаком и пишет о тех местах, где был сам. И это действительно интересно и здорово подходит для лета.
- «Фонарик Лилька», Юлия Кузнецова. История девушки, которая окончила школу, но не решила, кем она хочет стать, никуда не поступила и работает бариста в кофейне. У нее неожиданно появляется подруга — маленькая девочка, которая живет с ней на одной лестничной клетке. Она довольно одинока. Поэтому старшая героиня и начинает с ней дружить. И в конце книги понимает, чем хочет заниматься в жизни. В книгах Юлии Кузнецовой герои часто озабочены темой профессионального выбора. Это отчасти производственные романы, отчасти — увлекательные подростковые истории, где есть любовь, дружба, школа.
- «Дневник волонтера», Юлия Кузнецова. В книге Ариша, девочка-четвероклассница, рассказывает о маме, которая занимается волонтерством в интернате для людей с особенностями. И главная героиня мечтает тоже когда-нибудь вырасти и заняться волонтерством, помогать маме. Это книга о том, что хорошего ты можешь сделать для людей, о семейных ценностях, о ребенке, который выбирает, каким он будет, когда вырастет.
Мне кажется, что мой ребенок читает какую-то ерунду
Подростки читают много фанфиков, самиздата, книг не самых высоких художественных достоинств. Но говорить, что «это плохая книга, брось, возьми хорошую» — слишком прямолинейный и заведомо не успешный путь для родителей.
Лучше попытаться подобрать что-то похожее, но лучшего качества. Или самому прочитать то, что читает ребенок, обсудить с ним книгу — что понравилось, что не понравилось, посоветовать другую литературу.
Например, сейчас популярно фэнтези в азиатском сеттинге. Если ребенок им интересуется, можно предложить ему книги по востоковедению. Увлекаешься мангой — может, стоит почитать о мифологии Японии, ее истории, начать изучать язык. И это будет не чтение одних и тех же историй про любовь или битвы, но и серьезное погружение в культуру. Или даже интерес, который в будущем может стать профессиональным. Та самая «ерунда» может в итоге вывести на интересную дорогу или подсказать идею будущей профессии.
Ребенок не любит читать. Это нормально?
Есть семьи, в которых собрана прекрасная домашняя библиотека, они много читают, интересуются новинками, ходят на книжные ярмарки, словом, вовлечены в культуру чтения. И даже это не гарантия того, что их дети полюбят читать.
Для многих взрослых не увлеченный чтением ребенок — трагедия. Понятно, почему они так беспокоятся. Практически все обучение построено на чтении и умении работать с текстом. При этом нужно ведь не только читать, но и понимать текст на разных уровнях, обрабатывать информацию, выделять главное — то есть обладать навыками смыслового чтения.
Но отсутствие интереса к художественной литературе не всегда приводит к трудностям в учебе. Да и обучение меняется, оно уже не так сильно ориентировано на чтение, появляются аудио- и видеоформаты. Поэтому в том, что ребенок читать не любит, нет катастрофы.
Но есть проблема — у читающих родителей и нечитающего ребенка будет меньше общих точек. Как ее решить? Читать вслух или вместе слушать аудиокниги в поездках. Вас будут слушать с удовольствием вплоть до подросткового возраста, а может и дольше. И это ежедневное чтение вслух даст вашей семье общие тексты, цитаты, смыслы. А значит, общий язык.
Другой путь — проникнуться интересами ребенка. Аниме, любимая компьютерная игра, музыка… Понять, почему он это любит, что в этом есть хорошего. Может, увлечься этим. Это еще один способ обрести общие смыслы, тексты и понятия. Необязательно делать это через книгу.
Фото: freepik.com