Спор-площадка. Как не превратить спор в ругань
От редакции: Дискуссии на работе, споры в семье, многостраничные диспуты в Интернете – сколько времени мы ежедневно тратим на споры? За последнее время в редакцию нашего портала пришло много просьб о материалах, которые научили бы культуре ведения диалога и спора. Мы с радостью приступаем к этой многосторонней теме и, по многочисленным просьбам читателей, попросили известнейшего преподавателя риторики, заведующего кафедрой языкознания филологического факультета МГУ профессора А.А. Волкова рассказать об основных правилах ведения дискуссии. В дальнейших публикациях мы подробнее остановимся на основных правилах ведение спора.
— Александр Александрович, в редакцию нашего портала приходит много писем с просьбой расспросить Вас о том, как правильно вести спор. В последние годы к бесконечным спорам на работе, в гостях, дома прибавились еще и споры на просторах Интернета. Нередко люди проводят в многостраничных и абсолютно безрезультатных дискуссиях круглые сутки. Не могли бы Вы сформулировать основные правила правильного ведения спора?
— Я позволю себе сформулировать только некоторые основные принципиальные правила ведения дискуссии.
Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.
Второе: дискутировать только о том, что вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.
Третье: слушать то, что говорит ваш оппонент.
Четвертое: из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.
Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок. « В чем проврался , в
Когда вы приводите аргументы в дискуссии, то помните, что вы должны приводить не те аргументы, которые убедительны для вас, а те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии, любой риторической прозы. Человек убеждает самого себя и часто — никого больше. То, что убедительно для вашего собеседника, как раз и вытекает из его речи. Итак, нужно из речей собеседника извлекать позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые в своей собственной речи выражает ваш собеседник.
Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь разбирать их таким образом, чтобы вашего оппонента не обидеть, потому что, если вы его обижаете, вы тем самым прерываете дискуссию и ничего доказать уже не сможете. Как только вы проявляете в дискуссии агрессивность, то немедленно прекращается сам по себе речевой контакт. Спор превращается в ругань.
Мы очень любим спорить ради спора, спорьте поменьше.
Подготовили Е. Суконкина, А.Данилова