Что-то спрогнозировать возможно будет только после окончания карантина, но пока доходов нет, а расходы никто не отменял, рассказывает основатель ресторанной сети «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.
— У нас все рестораны закрыты, переформатировать нашу работу невозможно. Налоговые каникулы нам помогли, поскольку сейчас налоги выплачивать было бы вообще нечем. Но вряд ли это можно называть каникулами, это отсрочка, то есть налоги мы все равно заплатим. Из каких ресурсов — непонятно. Проблема все равно остается. Но если бы заставили платить сегодня, естественно, было бы хуже. Мы попали в список пострадавших отраслей, поэтому отсрочку нам предоставили почти автоматически. Налоги будем выплачивать через полгода.
Сергей Миронов говорит, что не воспользовался кредитными каникулами. Ему не приходилось брать кредиты на развитие бизнеса. По его словам, банки практически не дают их на рестораны, поскольку считают общественное питание опасным бизнесом.
Коллектив удалось сохранить, отмечает Миронов. Часть сотрудников в отпусках, некоторые из них выполняют административные задачи в закрытых ресторанах.
— Выплатами на сотрудников мы пока не воспользовались, и пока еще непонятно, удастся ли. Почти весь ресторанный бизнес вряд ли сможет получить эту помощь, потому что много сотрудников поувольнялось независимо от того, что владельцы бизнеса пытаются сохранить коллектив, — уточняет владелец «Мясо&Рыба». — В ресторанах работает много иногородних, они сами увольняются и уезжают. Допустим, человек приехал откуда-нибудь из Брянска, зачем ему три месяца жить в Москве, снимать квартиру.
Поддержку от государства можно получить, если сохраняется 90% сотрудников. Если, например, в ресторане штат 50 человек, а шесть из них уволились и уехали, то из программы поддержки он уже выпадает, говорит Сергей Миронов.
— Ни один ресторан пока не закрыт, официально на банкротство никто не подавал, сотрудников массово никто не увольнял. Мы очень надеемся открыться и как-то все сохранить. Но понятно, что при открытии нужны огромные деньги, чтобы закрыть кассовый разрыв, и пока непонятно, откуда их взять, — продолжает он. — Мы рассчитываем взять какие-то кредиты и как-то удержаться.
Но кредиты все равно придется отдавать, опасается владелец сети. По его словам, придется рассчитывать на возможности российской экономики — ситуация должна стабилизироваться, чтобы бизнес мог погасить кредиты и убытки. Это маловероятно, считает Миронов.
— Подушка безопасности тает, ее практически нет, мы просто множим долги. Пока держимся, смотрим на происходящее, но ситуация уже критическая.
Доходов нет, а расходы растут, потому что все равно нужно платить коммуналку, зарплату, аренду. Портятся продукты, потому что у них выходят сроки годности, — это все минусы, достаточно большие расходы. Ежемесячный простой стоит достаточно дорого, — заключает он.
Ничего не планируем дольше, чем на неделю
Государственная поддержка не решит проблемы предпринимателей, компаниям нужно самостоятельно искать выход, считает совладелица мастерской флористики «Городской букет» Ольга Опенок.
— Мы сейчас полностью перешли на работу по доставке цветов, принимаем заказы через сайт. Никакой поддержки нам никто не оказал, у нас всегда был сайт, просто последние деньги мы вложили в рекламу и все внимание сфокусировали на онлайн-продажах, — рассказывает она. — Сделали несколько акций, бесплатную доставку. Кроме того, ввели недорогие позиции из стойких цветов, как-то выкручиваемся.
Ольга Опенок отмечает, что не смогла воспользоваться предложением банка по кредитным каникулам. Для нее это оказалось невыгодно.
— Можно не оплачивать сейчас, но потом, в следующем месяце, нужно внести сразу за два. Для меня будет сложнее внести эту сумму позже, чем я сейчас по частям буду ее как-то оплачивать, — отмечает она. — Все эти предлагаемые компенсации ничего не решат. Есть надо каждый день, работать — тоже, зарплату флористам платить. Я же не могу в какие-то дни сказать: «Сегодня мы работаем бесплатно, потому что сейчас такая ситуация в стране. А все сразу ответят: “Ура!”». Это же бред.
В мастерской флористики ситуация не ухудшилась, а изменилась, считает совладелица. Если раньше компания развивалась как офлайн-магазин, то сейчас она перешла на онлайн-продажи.
— Ресурсов радоваться и подбадривать себя не осталось. Потому что оставаться сервисом по доставке букетов — это значит не просто цветы отвезти, ты должен найти в себе ресурс собрать красивый букет, позвонить получателю и очень вежливо с ним поговорить, придумать, как ему все это доставить, красиво упаковать, ответить на сложные вопросы. Ты все время должен откуда-то подпитываться, чтобы быть в тонусе. Раньше эти ресурсы брались из прогулок, общения с другими предпринимателями, из посиделок за чашкой кофе или бокалом вина, путешествий. Мы все время были в энергетическом обмене. А сейчас этого нет ни у меня, ни у моих клиентов, — рассуждает Ольга Опенок.
Она переживает, не потеряет ли смысл ее сервис, не перестанут ли люди покупать букеты из-за эпидемии, проблем с экономикой и депрессивных мыслей.
— Пока у людей есть потребность покупать цветы, и мы доставляем им букеты. Но живу я сегодняшним днем, не планирую ничего дальше недели, в этом нет смысла, — заключает предприниматель.
Мы поддерживаем врачей — это помогает выжить
Владелица пекарни «Завтраки.ру» Марина Зарецкая смогла сохранить штат, но часть сотрудников ушла в отпуск. В первый день самоизоляции многие из них решили остаться дома. В «Завтраки.ру» работает ограниченный штат. «Но у нас нет необходимости выводить всех на работу, потому что просто не для кого сейчас печь и продавать», — отмечает владелица пекарни.
— Мы работаем, насколько это возможно, на вынос и на доставку. За два месяца у нас произошло сильное падение продаж. В апреле по сравнению с прошлым годом выручка упала на 80%, — рассказывает она. — Мы получили отсрочку по выплате страховых взносов. Это оформляется автоматически. Отсрочка дается на 6 месяцев, после чего платить все равно придется. Кредитной отсрочкой мы не воспользовались.
Предприниматель не исключает, что обратится за выплатой в размере МРОТ на сотрудника. Большинство работников хотят вернуться в пекарню.
— Пока мы продолжаем работать. Несколько недель назад одна из наших посетительниц попросила испечь 100 булочек и отправить их в больницу для врачей, работающих в коронавирусном стационаре. Мы сделали скидку, испекли и отвезли. После этого началась акция «Один круассан = одна улыбка врача», ее многие поддержали, стали перечислять нам деньги. И вот уже около трех недель мы возим по три раза в неделю в четыре больницы выпечку врачам, которые искренне рады такой поддержке, — говорит Марина Зарецкая.
Благодаря благотворительному проекту у пекарни появился запас средств. Также компания работает с депозитами — покупатели делают взнос, а потом забирают выпечку или же получают ее через курьера. «Это держит нас на плаву, — считает предприниматель. — Пару месяцев мы сможем продержаться».
Но сложно предсказать, что будет дальше — когда закончится карантин, придется выполнять требования властей, отмечает она.
— Мы попадаем в категорию заведений, которые, скорее всего, смогут открыться первыми — у нас маленькая площадь, столики можно расставить на необходимом расстоянии и все выдается в одноразовой посуде — так у нас было всегда, — рассказывает Зарецкая.
— Как только снимут ограничения, мы надеемся сразу открыться, и все будет зависеть от спроса — может быть, кто-то соскучится по кофе.
С другой стороны, у людей может быть страх перед посещением общественных заведений.
Спрос, конечно, упал так, что ниже уже некуда, — резюмирует Марина Зарецкая. — Но все равно у нас есть надежда, что люди продолжат приходить к нам, а чашка кофе будет залогом оптимизма, что все будет хорошо.
Фото: bigstock