Спустя полвека… (наша общая история)

Спустя 80 лет после своего разделения две ветви Русской Православной Церкви — российская и зарубежная — стоят на пороге воссоединения. После одобрения Русской Зарубежной Церковью “Акта о каноническом общении” факт объединения православных верующих можно считать уже свершившимся.

Два года назад мы стали свидетелями передачи нашей святыни — Тихвинской иконы Божией Матери — в Тихвинский Успенский монастырь. Договоренность о возвращении иконы из США в Россию была достигнута 12 января 2004 года на встрече Патриарха Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке. Но мало кто знает, что желание возвратить святыню в Россию возникло почти 60 лет назад…

В конце 1948 года главноначальствующий СВАГ маршал Соколовский передал в Москву сообщение о том, что в Херсбруке, в американской зоне оккупации, в руках бывшего рижского епископа Иоанна (Гарклавса), ушедшего с оккупантами в 1944 году, находится икона Тихвинской Божией Матери. Святой образ был похищен немцами из Тихвинского Успенского мужского монастыря в ноябре — декабре 1941 года.

Величайшая святыня России — Тихвинская икона Богоматери, по преданию, написана самим евангелистом Лукою и принадлежит к тем трем основным иконам, которые являются ровесниками Самой Богородицы. Почитавшаяся как символ Византийской империи, она в 1383 году ис­чезла из Константинополя и появи­лась над водами Ладожского озера. Рассказывают, что первыми увидели ее рыбаки и что, посетив многие места, икона явилась в небе над го­рою близ города Тихвина. На этом месте был возведен храм во имя Успения Богоматери, а в 1560 году устроен мужской монастырь.

По преданию, в 1613 году чудотворная икона защитила жителей Тихвина, укрывшихся в монастыре, от шведских захватчиков. Три раза наступали они на монастырь и трижды привиделось им многочисленное русское войско, от которого они в ужасе отступали. Кроме помощи православным в войнах, подле иконы происходило множество исцелений. Описание чудес, связанных с чудотворной Тихвинской Божией Матерью, дано в 65-м томе Энциклопедическо­го словаря Брокгауза и Ефрона.

Но не только в книгах и словарях сохранилось описание иконы.

Из правительственной переписки.

Председатель Совета по делам Русской Православной церкви Георгий Карпов — заместителю председателя Совмина Климу Ворошилову:

«16 февраля 1949 года.

В связи с сообщением и предложением товарища Соколовского из Берлина о так называемой “чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери” докладываю, что по наведенным справкам самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914–1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями — в город Ейск. Описание этой ценной ризы и приводит в своем сообщении товарищ Соколовский на основании посланной Советом 3 декабря 1948 года члену коллегии МИД СССР товарищу Смирнову А. А. справки (описание иконы Тихвинской Божией Матери) из книги “Тихвинские монастыри” издания 1854 года.

В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы на икону была одета риза меньшей ценности — серебряная, вызолоченная, с драгоценными укра­шениями, до этого находившаяся на копии иконы Тихвинской Божией Матери. В 1922 году якобы была сня­та и эта риза (в период изъятия цер­ковных ценностей). И на икону была одета тоже богатая (но все же мень­шей ценности), серебряная, вызоло­ченная риза XVI века русской рабо­ты, имевшая также драгоценные кам­ни и русские самоцветы. Последняя риза имела также исто­рическое значение, так как была по­жертвована в монастырь Борисом Годуновым»1.

Так каков же путь иконы из Рос­сии? Как русская святыня оказалась на Западе?

По документам, закрытым ранее, можно воссоздать события по­лувековой давности.

Из письма Г. Г. Карпова К. Е. Ворошилову от 16 февраля 1949 года: “Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям даже сам Розенберг) с боль­шой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц2 (умер в 1948 году) принимал эту икону, и он в на­чале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 года). Икона была помещена в Рижском женском мона­стыре, и, как сообщают, в тот период читались акафесты, стекалось много ве­рующих, а немцы обращали свое внима­ние на драгоценность ризы”3.

Оккупационные власти передали икону Тихвинской Божией Матери священнослужителям Псковской пра­вославной миссии. Эта религиозная православная организация была соз­дана в августе 1941 года с разре­шения немецких властей. Во главе ее стоял митрополит Сергий (Вос­кресенский), посланный еще в 1940 году Московской Патриархией как экзарх в присоединенные прибалтий­ские земли.

Карпов — Ворошилову: “22 сентября 1944 года немцы вы­везли икону из Риги в Германию, тогда же бежал в Германию рижский епи­скоп Иоанн (Гарклавс), в руках кото­рого и сейчас находится икона, епи­скоп Митавский Иаков, епископ Ковенский Даниил (последний вернулся в СССР в 1946 году)”4.

Думается, что епископ Иоанн стремился передать икону Русской Православной Церкви.

В Риге это сделать было невозможно, экзарх Сергий (Воскре­сенский) был убит еще в апреле 1944 года, его смерть и по сей день окутана тайной.

В 1949 году реальная передача могла состояться, о чем и уведомил Москву маршал Соколовский. Политическую значимость предстоящего события власть оценила сразу. Во-первых, вновь осуждался в глазах ми­ровой общественности немецкий вандализм, во-вторых, осуждались “предатели Родины” — священнослужители Псковской православной миссии, ушедшие вместе с оккупационной властью. Оставшиеся в России батюшки уже отбывали свой срок в лагерях.

Прежде чем икона должна бы­ла вернуться в Россию, ее следовало опознать, а сделать это могли только компетентные представители Церкви, но таких после долгого большевист­ского лихолетья осталось немного. Из иерархов, как видно из документов, ее знал “один епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий, который в 1933 году был пострижен в монашество в Тихвинском Успенском мужском монастыре и в том же году видел икону последний раз”5. Чудотворную хорошо знал и первоиерарх Русской Православной Церкви. Один из списков с нее, по документу самая точная копия, включая точный размер, находилась в “крестовой” (домашней) церкви Патриарха Московского Алексия.

Знал святыню и Константин Николаевич Проскуряков, старожил города Тихвина, заведующий музеем Римского-Корсако­ва. Других лиц, ко­торым можно было доверить опозна­ние, найти не удалось. Проскуряков, епископ Сергий и еще официальные представители Патриархии — управляющий делами протопресвитер Колчицкий и наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иоанн (Разумов) и должны были выехать в Германию.

Министерства госбезопасности, иностранных дел и Бюро по выездам за границу и въездам в СССР, как гласит документ, “не имели возраже­ний против выезда церковной делега­ции”. А Министерство финансов “также не возражает против отпуска 4.800 немецких марок на расходы, связанные с поездкой”6. К началу июля 1949 года подготовка к выезду завершилась.

В Москве предусмотрели все…

Но по неизвестным причинам американская сторона в последний момент изменила свое решение. 18 июля 1949 года Шепилов докладывал Маленкову: “По дополнительным сообщениям, полученным от Советской военной администрации в Германии, стало известно, что американская военная администрация не дает разрешения на въезд в американскую зону оккупации представителям Русской Православной Церкви”7.

Этот образ ушел за рубеж России со второй эмиграцией, подобно тому как Курская-Коренная — с первой эмиграцией. Курская-Коренная чудотворная икона Божией Матери покинула Россию в октябре 1920 года с остатками Белой армии и уходящим в эмиграцию гражданским населением. Русская Зарубежная Церковь не вернула ее в Россию, несмотря на многочисленные просьбы Московской Патриархии. Мотивация отказа в этом случае с нравственной точки зрения может быть понята.

Незаконность вывоза иконы Тихвинской Божией Матери за пределы России очевидна. Ее скрывали и Германия, и США. Но истории важно другое. Завет своего приемного отца архиепископа Иоанна Гарклавса выполнили клирики Православной Церкви в Америке отец Сергий и отец Александр Гарклавсы. Пусть и с полувековым опозданием…

1Архивные документы из фондов ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации).

2Отец К. Зайц погиб в лагере.

3Архивные документы из фондов ГАРФа.

4Архивные документы из фондов ГАРФа.

5Архивные документы из фондов ГАРФа.

6Архивные документы из фондов ГАРФа.

7Архивные документы из фондов ГАРФа.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.