В среду на занятия танцами к Жанне Дмитриевой едут со всех концов Ижевска. Арендованный зал почти в центре города. Сегодня у Жанны три вечерние группы. Каждая по часу, почти без перерывов.
Кавалерам на инвалидных колясках помогают спуститься в зал по пандусам. Это не очень удобно – пандусы в здании разборные, и это достаточно тяжёлая конструкция. Но ничто не может омрачить предвкушение занятий.
Даниил – чемпион России по танцам на колясках среди юниоров. В ноябре минувшего года он занял на соревнованиях 2-е место – его, по словам Жанны, встречало полгорода. Когда Даниила увидела в зале девушка, кинулась обниматься. Она летела к нему через весь зал, словно огромная бабочка. То была Ася – второй тренер по танцам в команде Жанны.
Мамы тоже могут танцевать вместе с детьми или подождать вне зала, чтобы не отвлекать. Волонтёры – ценный ресурс. Но они бывают нечасто. Жанна говорит, что их катастрофически не хватает, они очень нужны.
По залу вышагивает симпатичный молодой человек, он что-то рассказывает сам себе по секрету и умиляется услышанному. Другой с интересом разглядывает людей в зале – словно увидел их впервые. Юноша немного потерян в пространстве. Тельняшка в радостную оранжевую полоску делает его похожим на юнгу судна, которое отправляется в плавание по своим внутренним морям и океанам.
Парнишка с синдромом Дауна, жизнерадостный и открытый, интересуется, буду ли я сегодня с ними танцевать. И для чего мне фотоаппарат. А блокнот? Через некоторое время он покажет, как чувствует музыку, пластику тела. Он полностью отдается процессу и счастлив.
В зале собралось человек десять. Заходит Жанна, молодая женщина, в ее глазах огонь. К ней всё время подходит девушка, то и дело обнимает Жанну, уговаривает взять с собой. Артистов «Бродвей-инклюзив» пригласили в Татарстан. Спектакль уже наделал много шума в Удмуртии, и теперь начало нового пути, за пределами региона. Жанна говорит, что делать спектакли с танцевальными номерами гораздо интереснее, чем просто танцы.
Сложно, зато потом классно будет
Жанна настроена и воинственно, и дружелюбно одновременно. Расслабляться нельзя, иначе не получится. Тонкая грань между мирами – практика, отработанная годами. Пятый год она занимается танцами с особенными людьми – взрослыми и детьми. Всё, что происходит в зале, отражает огромное зеркало. Кто-то не может отвести от себя глаз – очень нравится то, что видит.
– Опустили корпус, расслабили, ииии… снова опустили, расслабили, – проводит разминку Жанна. Расслабить корпус получается не у всех.
Звучит композиция «Близкие люди», надо повторить танец. Жанна увлекается, смешивается с толпой в 17 человек и зажигательно, словно на карнавале в Рио, увлекает всех за собой, издавая под музыку неистовое, искристое «РРРРРР!!!!!… Поехали!!!!…».
Замысловатые движения руками «ученикам» даются непросто. Нужно разучивать новые элементы. Выключают музыку, повторяют их. Но не до такой степени, чтобы по сто раз, как в балетной школе. Нет. Это совсем другой процесс. Позже Жанна скажет, что, если постоянно не менять музыку и движения, это тут же наскучит ученикам. Занятия не получится.
Варя, которая всё время обнимается с Жанной, радуется каждому новому движению. Когда выключается музыка, нетерпеливо двигает телом. Но ждёт. Кто-то не выдерживает, и тогда кажется, что человек бессмысленно машет руками.
– Сложно? Зато потом классно будет. Очень красиво, – уверяет Жанна. Ей верят – улыбаются в ответ и готовы двигаться дальше.
– Ань, попробуй крутиться, – обращается она к женщине с ДЦП.
Аня кружится вокруг своей оси. Это даётся очень непросто.
– Аня, кисть держим.
У Ани спастика руки, но она очень старается. Ученики – не профессиональные артисты, тем успешнее маленькие победы. Такие, как держать кисть чуть дольше, чем на прошлом занятии.
Жанна держит внимание. Как ей это удаётся?
– Дядя Коля! Присоединяйтесь! – сквозь музыкальный фон Жанна обращается к мужчине в коляске. Это самый старший участник танцевальной команды. Ему 56 лет, и он в коляске относительно недавно.
Жанна ценит его как первого помощника и партнёра по танцам. Когда провожала его с занятий, между делом сказала о том, что нужно придумать стеллажи для наград и дипломов. Дядя Коля обещал подумать. Сделает, конечно.
Время и быть на их стороне
– Здравствуйте, Илья Петрович, – представляется молодой человек лет восемнадцати на вид и протягивает руку. Большие глаза, мягкой щёточкой проступили усы.
Чуть отстраняет его другой юноша. Смотрит с интересом, а когда становится в круг вместе со всеми, начинает громко смеяться. Ему весело от того, что круг то сходится, то широко расходится под руководством Аси. Группу с ментальными нарушениями сегодня ведёт она. Вообще, Ася специализируется на танцах с колясочниками. Но сегодня заменяет ещё одного тренера.
Жанна уверена, что преподавательские полномочия можно и нужно делегировать. Тренер должен расти. Тем более, что им это нравится и у них получается.
У Жанны выдается небольшой перерыв, и мы можем поболтать. Устраиваемся на полу, тут же – в зале. Но Жанна все равно присматривает за тем, что происходит.
Вот сейчас нужно, чтобы кто-то из группы показал движение, а все за ним повторили. Девочка высоко задирает ноги. Она похожа на балерину. Мальчик бежит от стены до стены так, что ему приходится резко тормозить. Другая девчонка остановилась у пианино, стучит по крышке – тук-тук-тук, кто здесь живет? На время отказывается от процесса. Живёт свою жизнь минут пять и снова присоединятся к группе.
Сегодня с ребятами работает девушка-волонтёр. Она помогает сориентироваться в пространстве тем, кто «потерялся», и при необходимости может составить кому-то пару.
Через некоторое время ребятам раздают полиэтиленовые нарезки с пупырышками. Если сжать меж подушечек пальцев, они лопаются. Это приятно. Успокаивает.
– Часто вы используете такие штуки в работе, обращаете внимание на какие-то предметы в жизни, которые вам могут пригодиться здесь?
– Да, постоянно только этим и занимаюсь. Это я увидела случайно в магазине строительных товаров и подумала, что нам будут нужны. В такую плёнку оборачивают товар, чтобы он не повредился. Вот взяли они эти штуки в руки, и уже ничего не нужно объяснять словами, что делать. Просто взял сам в руки такую же штуку и пошёл – руки вверх-вниз. А раз их внимание сейчас сосредоточено на этих вот хлопушках, значит они визуально всю информацию считают. И будут повторять за тобой.
У моего сына накопилось много пластиковых стаканчиков из-под желе. Я их тоже применяю. И ритм можно ими отстучать, и в руках они их могут помять. Используем всё, вплоть до открыток, шарики-фонарики разные. Бывает, что рвём бумагу – выплёскиваем агрессию. Это нужно всем. Самолётики кидаем во время спектакля. Всё идёт в ход, чтобы переключить внимание и дать разнообразие. Ещё – успокоить. И для них важно что-то помять в руках. Это расслабляет. Они тоже устают в жизни. А на занятии есть возможность снять этот стресс.
– Жанна, все эти предметы, с одной стороны, работают на переключение внимания. Но я вижу, что также могут служить обратному – сосредоточенности. Преподаватель таким образом может держать их внимание на происходящем. Как такое может быть – два разных процесса одновременно?
– Для нас это загадка. Человек видит, слышит, чувствует. Остальное – вы только даете ему, показываете. Когда много задач – подними голову, согни колено, расслабь кисть, выпрями спину – всё, в нашем случае произойдёт полный тормоз. Они растеряются. И ничего не сделают. Мы можем объяснить, а они тут же забудут. Потратим кучу времени, но не осилим задачу.
– То есть у вас всё строится исключительно на памяти тела?
– Исключительно. Не через мозг, а через руки, например. Через музыку. А она у нас всегда со смыслом. Это история. Важно, что мы проживаем по-настоящему этот момент. И не называем это танцами, мы живём в моменте. Учимся быть здесь и сейчас. И для нас, тренеров, это не труд. Когда ты трудишься, стараешься – это тяжело, выматывает. Когда всё в радость, только тогда есть доверие, снижение психоэмоционального фона у них. И тогда можно что-то сделать. Иногда даже диктовать свои условия.
– А доверие как завоевать?
– Время. И быть на их стороне. Быть с ними.
Потому что, если ты становишься над ними – «Эй ты, давай, делай! Чего ты – не можешь?» – ничего не получится.
У нас нет давления, у нас никто никогда не заставляет, нет психологического пресса. У нас так: если хочешь – я тебе могу дать, если нет – посиди, посмотри. Возможно, потом ты захочешь это делать. У нас люди не хотят с занятий уходить. Причём даже с самыми сложными диагнозами.
– Самый сложный – это какой, на ваш взгляд?
– Здесь его сегодня нет. У нас есть мальчик с синдромом Дауна. Он плохо видит, плохо слышит, не говорит – сложно практически со всеми функциями. Но он ходит на занятия и что-то делает руками. Наша задача – понять его, почувствовать его. Он классный, умеет двигаться интересно. Мы берём их движения и повторяем. А не наоборот. Показать и повторить – это мы можем делать с теми, у кого сохранный интеллект, а если с ментальными нарушениями, тут хоть заповторяйся. Но иногда правила меняем, если видим, что человек может больше, то дадим ему что-то другое, уже от себя. Но только в том случае, если чувствуем, что нас любят и доверяют. Всё это индивидуально. Вот Амина стоит, видите? Она в первый раз сегодня. У неё шок, у неё транс. Но если втянется, если ей понравится, всё будет хорошо.
Даже если не умеет, все равно захочет
– Жанна, как вы думаете, почему тема инклюзива в последнее время стала такой открытой, что произошло?
– Не знаю почему. Думаю, что наверху стали происходить какие-то изменения.
– Наверху, вы что имеете в виду – власть, правительство, или наверху – это Бог, судьба?
– И то, и другое. В правительстве стали больше внимания уделять этим вопросам, общественники стали заявлять о том, что это важно и нужно обществу. Говорят же, что есть перст судьбы. Вроде того, наверное. Я тоже не понимаю, почему именно я оказалась в этой теме.
– И почему?
– Я до этого совсем другим делом занималась. Танцевала сама по себе, зарабатывала восточными танцами, назовём их так. Шоу-балет был. Однажды пришла на свои занятия восточными танцами. А тогда я забеременела уже. Стоял выбор – продолжать или нет. Стоял вопрос по здоровью. Восточными танцами продолжать заниматься не могла. Но и без танцев остаться тоже не могла. Это моя жизнь.
Начала преподавать. Набрались группы, и вот в одной из них оказалась девочка с ДЦП. Я тогда ничего не знала и боялась. Но заниматься начали. Получилось. Потом вышли на сцену – все счастливы: у девочки улучшения, я продолжаю заниматься танцами, зритель доволен. Всё срослось. В результате одно за другим все пошло. Потом я начала понимать, как сделать лучше. Занимаясь с особенными людьми, начала себя понимать больше.
– Что поняли?
– Я была агрессивная, какая-то несчастная. Папа тогда умер. В целом ощущала себя каким-то недочеловеком. Такое ощущение было, что всё знаю и в то же время ничего не знаю. Я не могла определиться с работой, не могла понять, что я хочу, не знала, чего вообще по жизни хочется. Тогда мне было 27 лет. На тот момент много чего попробовала, путешествовала и все равно не могла найти себя. К тому моменту понимала, что хочу танцами заниматься, но какими – не понимала.
Постепенно, с появлением особых ребят в группах, стал появляться смысл жизни. Благодаря им я поняла, что счастлива – у меня всё есть. Даже руки и ноги. И какое ещё может быть большее счастье? Моя семья – самая обычная. Мама педагог, папа заводчанин. Пока мне не исполнилось 18 лет, мы жили в однокомнатной квартире. Много в чем себе отказывали. Ничего такого сверхъестественного не было в моей жизни. Может, потому я что-то искала? Может быть, мне нужно было понять, что есть важные вещи на свете, а есть – неважные.
Важно то, что ты живёшь, можешь сделать так, чтобы кто-то ещё жил и радовался. И ты тоже получаешь радость.
Я поняла, что я самый счастливый человек. У меня нет чего-то сверх, но я готова много делиться, отдавать. Накопленное внутри за все эти годы стараюсь раздать. Не унесу же я всё, что есть внутри меня, когда-то с собой. Мне скоро 40. Ну куда ещё? Я раздаю. Я стала более терпимой к себе, к детям, к миру. Да, я иногда агрессирую, но это уже не та дикая агрессия. Но мне многому надо учиться ещё.
– Чему?
– Научиться быть здоровой. Любви. Сейчас вот с музыкой экспериментирую. Многое поняла. Не надо учить танцам. Нужно просто научить чувствовать музыку и танцевать то, что чувствуешь. Тогда тебе будут верить. Я знала это, но сейчас нашла подтверждение и даже методики. Мы не зацикливаемся на ритме, мы должны понять, что происходит, и сделать так, чтобы процесс захватывал. Смысл в обучении – влюбить человечка в это дело. Потом, даже если он не умеет это делать, все равно захочет.
Вот бывает так, что педагог обвиняет: ты дебил, вот ты не понимаешь. Так это не ребёнок виноват в том, что не понимает, это педагог не донес информацию в удобоваримом варианте. Не Америку открываю. К особенным детям нужен такой же подход. И если меня не слышат, значит я не умею донести. Значит, нужно иначе.
Обучая, я сама обучаюсь. Получила университетский диплом. Сейчас я специалист – тренер по адаптивной физкультуре и адаптивному спорту. Сейчас вот три девочки пришли с ДЦП. Мне так страшно, сложно. Сначала хотели их в коляску посадить, а я смотрю – они ходят, так зачем коляска? Будем заниматься стоя. В этой группе занимаются и здоровые дети. Мы не делим. С самого начала объясняем в игровой форме, что толкаться не нужно, среди нас есть другие, кому сложно устоять на ногах. И сейчас уже видим результаты – здоровые дети всегда готовы прийти на помощь. Это же мощная социализация и принятие. Это осознанные дети уже.
– Как из ребёнка сделать осознанного ребёнка? И как реагируют родители на такой микс?
– Это и эксперимент, и сознательное желание. Обсуждаем, проводим беседу с родителями. У нас ко всем требования одинаковые. Были среди нас и неходячие, и неговорящие. Неходячая девочка ползала под музыку, и мы ползали, а она потом не хотела уходить с занятий. Всё индивидуально, шаблонов нет. Здесь они не работают.
Дети в нашем пространстве могут быть счастливыми. Могут позволить себе выбирать подругу по состоянию души, а не по диагнозу. Чаще сюда идут дети, у которых в семье есть человек с ограниченными возможностями здоровья. Сами они здоровые, но в семье есть инвалид. Брат или отец. Это учит приятию, вере в добро и любовь. Всё остальное – музыка и танцы – прилагается. Когда человек в состоянии стресса, целый мир не мил.
– То есть всё, что здесь происходит, вас наполняет, а не выкачивает?
– Да, они такие настоящие. У нас, обычных социальных людей, куча разных блоков, комплексов. А с ними я могу вести себя естественно, могу быть ребёнком, дурачиться, стоять на ушах, орать, визжать, топать. Мы позволяем себе здесь быть разными. И если мы смеёмся, то не над человеком. Превращаем это в игру. Я люблю их бешеную энергию и не представляю, как от этого можно отказаться.
– Это ваш заработок?
– Нет. То есть я, конечно, зарабатываю на этом. Но это только на хлеб, на проезд, на аренду помещения, на зарплату двум хореографам.
– Смысл всего этого?
– В любви. Наверное. Да. Когда мы ставим такие крутые спектакли, люди выходят оттуда другими, советуют знакомым. Каждый из нас понимает, для чего он все это делает. И для себя, и для тех, кто рядом.
– Сценарии к спектаклям сами пишете?
– Да. Нам интереснее рассказывать о том, чем мы живем. Сможем все это принести зрителю. Так нам понятно, о чем мы с ним говорим. Идея обычно моя. Но сценарии и диалоги, кульминация и развязка, драматизм – всё это Олег Ахметов. Этот человек просто вызвался нам помогать. Увидел в этом свой какой-то смысл. И сейчас наши спектакли как настоящий театр – с творческими поисками и подбором артистов на роль.
Через час в зале собирается третья группа. Это дети от 6 до 9 лет. Три девочки с диагнозом «ДЦП». Те самые, которых Жанна не стала сажать в инвалидные коляски. Они передвигаются по залу самостоятельно. Как только нужно сформировать из группы пары и передвигаться по залу, у симпатичных девчонок появляются помощники. Они помогают передвигаться под музыку. Придают движения ногам партнёра через движения своих ног. Как если бы учили ходить.
Но сначала все в круг. Жанна и ребята рисуют.
– Нарисуйте того, кого вы никогда не видели и не знаете – сказочного персонажа. А сейчас дайте ему имя, – предлагает Жанна, и уже через несколько минут появляются Бумурун, Красивая, Светозябра и другие существа. Включается музыка, и начинается… Космос. Танец светозябр и чикамбаямбр. Здесь можно кричать.
– АААААА!!!! – несётся сквозь стены крик. О чём он? Знает каждая чикамбаямбра. Здесь можно бросить стул – сделать вызов всему миру: я такой, какой есть.
А Жанна вместе с единомышленниками усиленно работает над первым Чемпионатом Удмуртии по танцам на колясках.