13 ноября в Риме открылась выставка «Чудотворные образы. Средневековые иконы Рима и Лацио из фонда действующих церквей». Продлится она до 15 декабря 2012 года. О выставке и ее экспонатах рассказывает искусствовед Мария Лидова.
Необычно теплым для середины ноября вечером, под звуки греческих песнопений, исполняемых хором православных монахов, в Риме открылась уникальная выставка. Небольшое количество экспонатов, всего 14 работ, без труда разместилось в главном зале бывшего венецианского посольства (Палаццо Венеция), в самом сердце вечного города.
Казалось бы, еще одна выставка — событие ординарное, однако эта открытая всего на несколько недель экспозиция заслуживает особого внимания. На ней впервые в таком объеме оказались собраны не просто средневековые иконы, а главные, особо чтимые в Риме и его окрестностях образы.
Расположенные вдоль стен, древние лики выхватываются из царящей в зале мглы резким направленным электрическим светом. К ним можно подойти на расстоянии нескольких сантиметров, в мельчайших подробностях рассмотреть их рисунок, технику, утраты и проникнуться настроением и духовной интонацией каждого из них.
В обычных условиях эти иконы практически недоступны для созерцания. Они либо заключены внутри монументальных алтарных конструкций, либо сокрыты в уединенных помещениях храмовых и монастырских построек. Есть у этой экспозиции и еще одно измерение — все выставленные произведения на протяжении столетий почитались чудотворными, каждая, согласно церковным преданиям, наделялась сверхъестественными способностями.
Открывает выставку образ VI в. из церкви Санта Мария Нова (сейчас Санта Франческа Романа), который впервые можно увидеть по соседству с его живописным воспроизведением XIII в. Некогда покрывавшее поверхность древней иконы, оно во время сложнейшей реставрации 1950 г. частично (на месте ликов) было снято и перенесено на новую доску.
Далее, следуя друг за другом, возникают образы Богоматери Заступницы, в католической традиции Avvocata. Этот иконографический извод, изображающий Марию в повороте с воздетыми в молитвенном жесте руками, традиционно именуется на востоке Агиосоритисса и восходит к чтимой иконе, хранившейся в капелле при Халкопратийском храме в Константинополе. Мало кто знает, что самая древняя из известных икон этого типа находится в Риме.
По случаю выставки этот древний образ покинул обитель на горе Монте-Марио, где «Мадонна Сан Систо» (одно из именований иконы), уже несколько десятилетий делит с монахинями-затворницами удел уединенной, полностью отгороженной от мирской суеты жизни. Ярким свидетельством почитания этой древней иконы служат многочисленные списки XI—XIII вв., четыре из которых представлены на выставке, включая наиболее прославленную Мадонну из церкви Санта Мария ин Арачели («Жертвенника Небесного») на Капитолийском холме.
Признанным шедевром искусства палеологовского времени и украшением экспозиции является небольшой выполненный в технике микро-мозаики образ «Христа во гробе» (XIV в.), занимающий центр развернутого алтаря-реликвария Сан Грегорио (св. Григория Великого) из церкви Санта Кроче (Св. Креста).
В качестве эмблемы кураторы выбрали великолепную икону «Мадонна делла Катена» из храма св. Сильвестра на Квиринальском холме. 13-вековый образ Maria Lactans (в русской традиции Млекопитательница), выделяется на фоне других как своими значительными размерами (144,5×92), так и торжественной монументальностью яркого по колориту художественного решения.
Нельзя пройти и мимо исполненной стремления следовать греческим образцам иконы Одигитрии из церкви Санта Мария дель Пополо (XIII в.). Приписываемая кисти св. Луки, она до сих пользуется особым почитанием и любовью жителей Рима. Замыкает экспозицию икона святого Франциска, привезенная из посвященной ему церкви Сан Франческо, а Рипа Гранде в Трастевере. В силу своей ранней датировки (вторая половина XIII в.), она представляет одно из первых изображений широко известного умбрийского святого.
Уникальный по своему характеру и художественному качеству материал выставки придает ей особое научное, культурное и религиозное звучание. Каждый представленный в Палаццо Венеция образ открывает перед зрителем целый мир, в котором история переплетается с преданием, средневековье с вечностью, вера с творчеством, а чудо с действительностью. Являясь «визитными карточками» своих церквей, эти иконы олицетворяют собой весь христианский Рим с его сложной топографией, старинными топонимами районов и улиц, торжественными процессиями и церковными праздниками, разнообразными художественными школами и устоявшимися вековыми традициями.
Читайте также:
Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника
Иконы преподобного Андрея Рублева