«Дай Бог, если тогда помянут наши теперешние хлопоты…»
Нет человека, который бы никогда не задумывался о временах и сроках. Конечно, любой христианин должен осознавать бренность и преходящесть мира дольнего, веруя в вечность и бесконечность Царства Небесного. Тем не менее, каждый из нас живет по законам земным, а потому для христиан одним из наиболее значимых вопросов является вопрос календарный. Центром последнего является исчисление Пасхалии, вокруг которого за последние два тысячелетия было сломано немало копий, однако же несмотря на споры и разногласия абсолютное большинство православных христиан остались верны правилам, установленным еще на Первом Вселенском соборе в Никее.
Конечно, в первый день Великого поста принято задумываться не о календаре, но сегодня это простительно. Ведь именно 2(15) февраля 2010 года впервые за без малого 100 лет совпадают два очень важных для любого православного христианина дня – Чистый понедельник и великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Удивительно совпадение дня встречи Богомладенца праведным Симеоном и дня, который неизменно должен напоминать нам о сорокадневном посте Господа в пустыне, а также Его страстях, крестной смерти и дальнейшем Воскресении. Сегодня словно сливаются две хорошо известные каждому из нас молитвы: «Ныне отпущаеши…» и «Господи и Владыко…»
В абсолютном большинстве православных храмов это слияние не столь заметно, поскольку служба Сретению (но отнюдь не само Сретение Господне) в соответствии с правилами Типикона была перенесена на Прощеное воскресенье. Но так как в более древнем «Оке Церковном» (Большом [богослужебном] Уставе, вошедшем в Русской Церкви в употребление в XIV веке) нет указания на необходимость подобного переноса, в тех же единоверческих храмах сретенская служба совершается именно сегодня.
Меньше всего хотелось бы вдаваться в дискуссионные уставные тонкости, тем более что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года поставил в данном вопросе, по меньшей мере, многоточие, утвердив равночестность дораскольной и пореформенной богослужебных традиций. Но не обратить внимания на уникальность этого церковно-календарного факта – не могу. Особенно в свете того, что за последние три с половиной века подобное совпадение происходит лишь в третий раз: первое из них пришлось на самый разгар церковного Раскола в 1668 году. Второе – на очень непростой (и во многом решающий) для России 1915 год. Третье – сегодня.
Кстати, судя по всему, «Чистый Понедельник» Ивана Бунина – рассказ, за создание которого он благодарил Бога – описывает именно тот самый первый день Великого поста 1915 года, совпавший со Сретением. Так, бунинская героиня рассказывает, что побывала на Рогожском кладбище:
«Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым воздухом, шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями…»
Очевидно, Буниным описаны похороны архиепископа Иоанна (Картушина), которые, правда, проходили не в канун Чистого понедельника, а уже после Пасхи 1915 года (известно, что автор намеренно сконцентрировал в рассказе ряд ярких событий, происходивших в разное время).
Об этом же событии в своих записях упоминают два единоверческих деятеля первой половины XX века. Передо мной лежат недавно изданные книги: «Записки сельского священника» настоятеля подмосковного единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода протоиерея Стефана Смирнова (1875/76 – 1933/34) и «Лицо другого человека: Из дневников и переписки» последнего старосты питерского единоверческого храма Святителя Николы, а в дальнейшем – всемирно известного академика-физиолога Алексея Ухтомского (1875 – 1942).
В первой – сухая констатация уникального богослужебного факта:
«Чистый понедельник и Сретение. Служба праздничная (литургия Златоустова) справлялась только у нас единоверцев и староверов, а везде в православных храмах службу Сретению справлялась вчера в воскресение…»
Вторая более эмоциональна:
«…Слава Богу, — со службой все устроилось прекрасно, и сегодня мы молились с 4 ч. утра и до 1 ч. дня. Интересно, что в последний раз такое совпадение Чистого понедельника со Сретением Господним было в 1681 году (Ухтомский немного ошибся — предыдущее совпадение, как уже было сказано выше, пришлось на 1668 год — прим. М.Т.), так что сейчас решался вопрос, можно сказать, почти за всю историю старообрядчества и, во всяком случае, за историю Единоверия! В следующий раз такое же совпадение будет только через девяносто лет, т.е. тогда, когда косточки наши давным-давно оголятся в сырой земле. Дай Бог, если тогда помянут наши теперешние хлопоты, если тогда еще будут старо- и новообрядцы!..»
…Прошли девять десятилетий, значительная часть из которых для Русской Церкви была куда страшнее грозного первого года Первой Мировой. И как бы страшны и велики не были последовавшие за ним большевицкие гонения на христиан, сколь бы ни было дико и ужасно хрущевское целеполагание «показать по телевизору последнего попа», сегодня богослужебные хлопоты 1915 года нам столь же близки, как и давно уже представшим пред Господом православным христианам того времени.
Слава Богу за все!
P.S. Следующее подобное церковно-календарное совпадение, аще Господь сохранит до того времени наш бренный мир, придется на 2105 год… «т.е. тогда, когда косточки наши давным-давно оголятся в сырой земле. Дай Бог, если тогда помянут наши теперешние хлопоты…»