В столице Урала появился «сталинобус» – посвященный Дню Победы автобус с портретом Сталина. Необычное авто появилось на улицах города 30 апреля, и, по планам организаторов, должно было продержаться до конца мая.
«Убийца не может быть идеалом»
Портрет Сталина «обогатил» собой 27-й маршрут. Помимо изображения, на нём была помещена цитата «вождя» – слова, которые Сталин произнес на приеме в Кремле в мае 1945 года: «Я бы хотел поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа». На оформление автобуса активистами левых и патриотических организаций в Екатеринбурге было собрано порядка 30 тысяч рублей.
Правда, «сталинобус» продержался на маршруте всего два дня, после чего в транспортное депо поступили угрозы со стороны чеченской диаспоры, и необычный автобус был снят с маршрута. Однако его появление успело вызвать в городе самую бурную реакцию: от резко негативной до восторженной.
– Предъявлять в качестве некоего образца убийцу многих миллионов людей – это, в первую очередь, неуважение к памяти этих людей! – убеждена председатель Екатеринбургского общества «Мемориал» Анна Пастухова. – Если же говорить о победе над фашизмом как над одной из разновидностей тоталитаризма, то сегодня можно сказать, что Германия победила этот тоталитаризм в себе, а мы – нет.
По словам Анны Пастуховой, смысл Победы, в первую очередь, заключается в том, чтобы она привела к счастью и уважению людей.
– Сегодня же в российском обществе цена человеческой жизни близка к нулю, а ветераны, ковавшие победу, живут в бедности и унижении. Более того, портрет Сталина появился на маршруте, который частично совпадает с уральской «дорогой смерти»: именно так людей возили от здания НКВД на Ленина, 17 на 12-й километр, где затем расстреливали. Пустить «сталинобус» по этому маршруту – верх цинизма.
Я считаю, что Администрация города должна проводить просветительские программы с посещением 12-го километра. Если человек сам побывает на этом месте, он уже не сможет равнодушно воспринимать такие инициативы, как запуск «сталинобуса», – убеждена председатель «Мемориала».
Сталин – символ эпохи?
Со своей стороны, один из убеждённых сторонников появления необычного автобуса, активист екатеринбургской ячейки движения «Суть времени» Андрей Берсенев убеждён: Сталин – это часть российской истории, отказываться от которой мы не имеем права.
– Сталин – это очень русский образ. Ему каким-то чудом удалось соединить идеи коммунизма и патриотизма, и сам синтез этих идей может быть понят как раз через образ Сталина. Он ассоциируется со всей той эпохой напряжённого героизма. Мы почему-то забываем, что во время войны люди сражались не просто за отечество, но именно за своё коммунистическое отечество.
Сейчас есть сайт, на котором выкладывают письма с фронта, и из них видно, что люди видят свою родину как некую новую благую весть миру, как абсолютное благо, – считает он. – Кстати, когда немцы подходили к Москве, многие высшие члены партии покинули город, но Сталин остался, и этим вселил уверенность, что Москва не будет взята. Этот поступок показывает масштаб его личности.
При этом Андрей признаёт: репрессии при Сталине были, но не являлись чем-то уникальным в мировой практике. Что касается даты начала войны, активист подчёркивает: Гитлер не был готов к нападению СССР и поступил иррационально, совершив его, чего Сталин предугадать не мог.
– Я читал письма рабочих заводов, которые они слали лично Сталину, и из них видно, что они обращаются к нему, как к старшему товарищу. В этих людях есть дух, и это – главное оправдание эпохи Сталина. Да, он не бесспорная фигура, но во Франции, например, портрет Наполеона Бонапарта воспринимается «на ура», и его считают великим героем, хотя количество народа, которое он уничтожил и во время войн, и во время революционного террора, огромен.
Вообще процесс построения нации, начавшийся с Великой французской революции – очень кровавый процесс, но французы восхищаются своей революцией, хотя она унесла множество жизней. Я согласен со Сталиным в главном – в том, как он смог почувствовать русскую душу и миссию русского народа, – поясняет Андрей.
А на войне, как на войне…
Впрочем, мнение Андрея не разделяют многие люди, являющиеся потомками фронтовиков.
Мой дед Иван Мишаков был выслан в Нарымский край Новосибирской области (ныне Томской) в возрасте 12 лет вместе с матерью по Указу от 1930 года о раскулачивании. Его отец был отправлен в лагерь и там погиб, о чем мы получили справку в начале 90-х годов. В октябре 1942 года пошел добровольцем на фронт, хотя у него была бронь как у высококлассного бракера леса, – рассказывает юрист некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Елена Макей.
– На войне дед был связистом, участвовал в сражениях под Ржевом, получил медаль за бой у деревни Ярцево. Далее освобождал Белоруссию, Польшу. Дважды был ранен. Мобилизован уже в 1946 году из Армении, где стояла их военная часть.
По словам Елены, дед не очень охотно рассказывал о войне, а после её окончания никогда не брал в руки оружия, хотя и жил в таежном поселке, где все мужское население охотилось.
– Иногда, выпив рюмку, дед вспоминал бои: страшные потери среди однополчан, бездушность командования, то, что зимой 43-го года им выдали холодное и совсем не зимнее (телогрейки и сапоги) обмундирование. И солдатский голод, из-за которого один его сослуживец чуть не попал под трибунал: он попытался выловить карпа в замерзающем пруду в одном из пустых прифронтовых поселков, где располагалось их отделение связи, – вспоминает Елена. – Еще я знаю, что моя бабушка, оставшаяся с двумя маленькими детьми, почти год не получала деньги по воинском аттестату деда – в результате они чуть не умерли от голода. Деньги им за это время потом так и не выплатили.
По словам Елены Макей, её дед никогда не говорил о Сталине как о вожде, с именем которого он шел в бой. Он не простил Сталину того, что видел на войне: нередко бессмысленные атаки по приказам командиров-недоучек и полное пренебрежение жизнью простых солдат.
– Солдаты и есть герои, победившие в той страшной войне. А наше общество, к сожалению, до сих пор не победило сталинизм, – заключает Елена.
Не менее трагичен и рассказ Марии Григорьевны Молчановой, историка, ветерана труда и дочери погибшего в Великую Отечественную войну солдата.
– Меня возмутило появление «сталинобуса», – заявила она. – Беда в том, что сталинизм никогда не был осуждён, ему не дана была соответствующая оценка. И сейчас мы опять возвращаемся к прошлому.
В далёком 65-м году Мария Григорьевна начала выяснять обстоятельства смерти своего отца и узнала: он служил в одной из дивизий 50-й армии. Именно эта армия, кстати, выстояв насмерть, не пропустила немцев на Брянском направлении в августе 41-го. В октябре того же года немцы начали операцию «Тайфун» – планомерное наступление на Москву. Уже 1-го октября командованию 50-й армии было понятно, что намечается её окружение с севера и с юга.
Командующий Брянского фронта дал сигнал в ставку Верховного командования, однако те не позволили армии немного отойти и тем самым не попасть в окружение. Не получив нужного разрешения, только 7-го октября армия на свой страх и риск попробовала отступить. Единственная свободная дорога оставалась только через болота, в которых солдаты то и дело сталкивались с немцами.
В результате одного из таких боёв и погиб дед Марии Молчановой. В его смерти она считает виновным Сталина и его ближайшее окружение, проигнорировавших поступивший сигнал и не позволивших спасти солдат. Кстати, часть дивизий 50-й армии всё же выбрались из лесов и защитила от нападения фашистов Тулу.
Читайте также:
Церковный сталинизм: легенды и факты
Десталинизация, деленинизация — христианизация