Публикация «Неформатная матушка» вызвала полемику в блогах — как должна выглядеть жена священника? Насколько допустим для супруги пастыря подчеркнуто светский вид: брюки, стрижка, косметика?..
Противоположные взгляды на проблему по нашей просьбе сформулировали две матушки — Юлия Кулакова, супруга священника Димитрия Кулакова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Просвет Волжского района Самарской области, и Кира Поздняева, супруга протоиерея Дионисия Поздняева, настоятеля общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге.
Жена священника — человек публичный
Начнем с того, что мне тяжело принимать участие в этом разговоре. Потому как обсуждение стартовало со статьи о конкретном человеке – и в некоторых ресурсах практически вылилось в судилище. А это уже недостойно.
Говорить отвлеченно у меня не получится, так как сама являюсь женой священника. По большому счету, матушка – такая же христианка, как и другие, ее окружающие, и стремиться быть скромной (далеко не только в одежде), не горделивой, не высокомерной, тратить душевные силы не на «приложение сердца» к вещам, к внешнему виду (что, разумеется, не исключает опрятность!), а на дела помощи ближним, — всё это органично присуще пути любой христианки.
Поэтому если христианка, как звучало в обсуждении, «курит, матерится» (это, конечно же, НЕ про героиню статьи), да еще и гордится этим – это, на мой взгляд, что-то нездоровое. «Я вот такая!», «Я не такая, как вы!» — это «я», это выделение себя из «серой массы», коими видятся ближние, из тех, кого один блогоизвестный автор с тем же настроем обозвал «пошляками в платочках», — это в лучшем случае подростковое мировосприятие.
Видимо, многие взрослые не успевают наиграться. Вот только взрослые играют уже не игрушками, а возможностью спасения – своего и тех ближних, которые к ним прислушаются.
Жена священника, хочет она этого или не хочет, — человек «публичный», и окружающие всегда будут на нее смотреть: кто с заведомым желанием подражать, кто с желанием сделать скоропалительный вывод о матушках или вообще о христианках, а кто, увы, — с заведомым желанием осудить, и любая матушка скажет вам, что это самый частый случай. Так что ответственность есть, и немалая. Хорошо, когда матушка эту ответственность может осознать.
На самом деле «соответствовать» надо прежде всего – сердцем. Какой должна бы быть христианская женщина? Доброй, сострадающей, искренне живущей к Богу. Есть люди, которые остались в Церкви потому, что их на пороге храма встретила ласковая матушка. Что касается внешности — взрослая женщина, тем более замужняя, искренне верующая, вряд ли сама захочет носить неприличную одежду. Если она выглядит прилично и скромно – думаю, в плане внешности этого вполне достаточно.
Другое дело, что иногда на приходах подбирается такая команда «кумушек», которая начинает изводить матушку своими претензиями к ее, по их мнению, «нескромному» виду или «стяжательности»… Так что матушкам, особенно молодым, иногда просто из молодого задора хочется прийти на приход в каком-нибудь «неформальном» виде. Думаю, можно понять.
Придя в церковь в свое время, «юбочный» вопрос я восприняла по принципу «надо – значит, надо». Как говорится – не придала значения. Однако всегда помогала «пробиться через бабушек» девочкам, пришедшим в брюках или без платка – да хоть в парео! — но искренне. Просто подводила их к священнику. А священников я, слава Богу, всегда встречала любящих и мудрых. Если человек вот сейчас увидел перед собой Христа, если он прибежал в храм со слезами покаяния – так не все ли равно, в какой он одежде?
А вот когда человек, прекрасно зная традицию, просто по праву своего образования или осознания своей «яркой индивидуальности» начинает из принципа ходить в храм в неподобающем виде – то дело уже не в штанах и юбках, а в том, что человек увидел в Церкви не место спасения, а очередную «косную систему», где ему хочется «революцию делать».
Может, где-то на приходах и были излишние строгости с внешним видом, я не сталкивалась. Зато сталкиваюсь сейчас с противоположным мнением: женщина «в штанах и курит» — значит, «настоящая», «в юбке» — значит, «ханжа и лицемерка». Для меня это означает только одно: что Церковь для многих людей стала «системой», а нарочитое нарушение традиций (а иногда и сознательный грех) – «протестом».
Опять играем собственным спасением, восхваляя «буйный дух». По привычке постсоветского пространства держим, простите, «фигу в кармане». Честное слово, никогда не поверю, что курение и принципиальное непослушание настоятелю, например, прихода — ведут ко спасению.
Что и говорить: слово «послушание» сейчас откровенно осмеивается, слова «простите и благословите» превратили в ругательство… Еще одно модное поветрие: «канонизировать» недостатки хороших людей. Доктор Лиза – великий человек? Да, никто не спорит. Ну, тогда объявим и тот самый «благотворительный» стриптиз хорошим, а остальные пусть «идут подальше со своим целомудрием» (прости Господи). Матушка Татьяна убила маньяка и спасала людей на «скорой»? Тогда срочно всем стричься и надевать штаны!
Думаю, и сама матушка Татьяна не хотела бы такого понимания. Хорошо – спасать людей, а на всё остальное – у каждого своя голова и своя совесть. Своя ответственность перед Богом.
Курящие любят повторять, что такой-то святой – курил. Но разве курение сделало его святым? Про это еще А.С. Пушкин сказал, резко и честно: «Врёте: подл, да не так, как вы!»
Так или иначе, христиане приходят в храм не для того, чтобы выносить оценки матушкам. А для того, чтобы молиться Богу, участвовать в Литургии, каяться в своих грехах, вместо того чтобы замечать чужие.
Что касается «эталона матушки», то его просто не может быть. Ну что значит «матушка должна быть…»? Человек, например, должен быть с двумя руками и двумя ногами. А крестьянский сын Григорий Журавлев родился без рук и ног, но прожил святую жизнь, писал иконы и расписывал храмы, держа кисть во рту, и он намного более человек, чем многие.
Так и здесь. Мы все разные, каждый спасается своим путем, единое для нас – любовь к Богу, к ближним и готовность каяться в своих грехах. Одна матушка может родить много детей и воспитать их христианами, а другой матушке Господь не дал детей, но дал талант врача или учителя, и она помогает людям. Одна — я таких знаю — живет в очень традиционной местности и должна постоянно ходить с покрытой головой, иначе о христианах начнут плохо говорить (в точности как описано у Апостола), другая привлекла к Богу многих тем, что имеет ученую степень и её за это ценят.
В традиционном обществе, где хотя бы декларируемыми ценностями были христианские, можно было ставленнику выбирать супругу по советам архим. Тихона Агрикова. Но наше время, как писала Н.Павлова, «богато на обращение из Савлов в Павлы». Поэтому… раз Господу угодно было рукоположить во священники супруга именно такой матушки – значит, это для чего-то нужно. Может, для спасения людей, близких ей по взглядам: к другим они не прислушаются. Может, для спасения ее самой: требования высоки, придется тянуться… Все мы не безгрешны. И нам бы друг за друга молиться. Не осуждать.
Позволим матушкам быть самими собой!
Однажды знакомый католик-испанец сказал мне: «Вы такие счастливые! Ведь Православие — очень свободная религия». Я не сразу его поняла: казалось, что жизнь католика гораздо меньше зарегламентирована всякими внешними правилами. Он пояснил: Православие устанавливает «строгий регламент» только для самых основополагающих вопросов.
И правда — ведь каноны касаются только важнейших вопросов вероучения. Во второстепенных вопросах нам предоставлена свобода — величайший дар Любви. Но дар этот предполагает и ответственность, зрелость, до него нужно дорасти. Поэтому нам не всегда хочется пользоваться этой свободой. Гораздо легче жить по готовому сценарию и всегда опираться на чьи-то советы, быть такими, какими нас хотят видеть окружающие, а не пытаться идти своим собственным путем. Быть самим собой — это роскошь.
Я категорически против «униформы» и шаблонов для матушек. Давайте позволим матушкам такую роскошь — быть самими собой и будем смотреть глубже, не застревая глазами на одежке. Ведь человек может по-настоящему раскрыться во всей красоте, только когда ему не нужно играть чью-то роль. А вынужденный «театр», наоборот, приводит к глубокому кризису.
Глупо задраивать черным крепом элегантных матушек, или тех, кто не мыслит себя вне спортивной одежды, и так же глупо разоблачать тех, кому комфортней в закрытой одежде и платке. Давайте оставим каждому свободу в таком незначительном вопросе, как одежда.
О. Александр Ельчанинов, если не ошибаюсь, писал: «Когда любишь человека, видишь его таким, каким его задумал Бог». Мне кажется очень важным задаться такой целью — стараться видеть в человеке печать Образа Божия. Тогда есть шанс увидеть главное, а не второстепенное, и не навешивать на человека ярлыки за то, что он носит желтые ботинки или короткую стрижку.
Матушки, как и батюшки, всякие нужны. Люди такие разные! Порой совершенно противоположные. Одним ближе по духу классический образ матушки в длинной юбке, с покрытой даже вне храма головой. Им хочется видеть некий идеал, не похожий на большинство окружающих. Других такой образ несколько отпугнет — им хочется увидеть в матушке кого-то, похожего на них самих, и убедиться, что можно быть православным христианином и при этом выглядеть современно. Разве не здорово, что мы такие разные?!
Не стоит навязывать другим свое представление о том, какими должны быть матушки, или батюшки. Лучше просто найти тех, которые вам ближе по духу. Тогда легче будет достичь того блаженного состояния, когда «в главном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь».
Читайте также: