На днях официальный сайт Московский Патриархии сообщил, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.
С просьбой о присвоении этому дню столь высокого статуса в сентябре 2010 года к Святейшему Патриарху обратилась Э.М.Шереметьева — глава Угличского муниципального района, вице-президент Ассоциации малых и средних городов России, президент Ассоциации малых туристических городов, член коллегий Минрегионразвития и Ростуризма, член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, член Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ.
Известно, что 28 мая 2011 года в Угличе уже отметили детский праздник «День царевича Димитрия», который, по мысли организаторов, “станет центральным событием среди проходящих с 22 мая по 1 июня детских культурно-развлекательных и познавательных мероприятий, приуроченных к Дню защиты детей”.
Найдет ли эта инициатива понимание и поддержку у общества — покажет лишь время. Мы же можем подробнее рассмотреть, из каких кирпичиков слагается эта история.
С одной стороны, в основе будущего всенародного праздника лежит хоть и давнее, но очень трагическое событие: смерть царевича Димитрия — младшего сына царя Иоанна Грозного, родившегося от его седьмого брака с Марией Нагой.
Вскоре после кончины отца малолетний царевич Димитрий вместе с матерью и другими родственниками был отправлен в Углич, где и прожил около пяти лет до самой своей гибели.
Обстоятельства смерти царевича до сей поры не находят у историков однозначной оценки. Известны две основные версии событий, разыгравшихся во дворе дворца 15 мая 1591 года. Согласно первой, царевич был убит по тайному приказу Годунова. Согласно второй, которую, исходя из материалов следственной комиссии, признали Боярская Дума и Освященный Собор, прошедший под председательством Патриарха Иова, смерть царевича наступила в результате несчастного случая во время игры.
Смерть царевича Димитрий повлекла за собой круговорот трагедий: горожане расправились с людьми Годунова, обвинив их в убийстве, затем по распоряжению властей, уже их наказали за самосуд, а следом Смутное время обрушилось на всю страну.
В 1606 году царевич был прославлен в лике святых, мощи его перенесли в Москву и поместили в Архангельском соборе Московского Кремля — фамильной великокняжеской и царской усыпальнице.
Не слишком ли грустно для детского праздника? К слову, Углич прославлен не одним, а двумя убиенными святыми детьми.
Полвека спустя после прославления царевича Димитрия, в Угличе разыгралась еще одна трагедия: пропал шестилетний сын купца Никифора Григорьевича Чеполосова. Как позже выяснилось, мальчик был зверски зарезан приказчиком, служившим отцу жертвы. Как и царевич Димитрий, Иоанн Чеполосов погиб от ножа.
Безутешные родители выстроили в память о сыне храм во имя Иоанна Предтечи на берегу Волги, возле Воскресенского монастыря. Храм этот и поныне является одним из главных архитектурных украшений Углича.
Младенец же Иоанн, после ряда чудес у его мощей, был прославлен Церковью. Память его совершается в Соборе Ростово-Ярославских святых.
Да, истории царевича Димитрия и младенца Иоанна — трагичны. Задумалась — а может ли быть иной детская святость? Кого легче назвать святым покровителем детства?
Детская святость, как ни горько об этом говорить — неоспоримо трагична. Ведь если святой — отрок или младенец, то жизнь его, как правило, оборвалась насильственно.
Вифлеемских младенцев безжалостно истребляют воины: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Мф 2:18)
О гибели святых сестер Веры, Надежды и Любови невозможно читать, не испытывая сердечной боли. Святой стастотерпец царевич Алексий — расстрелян…
С точки зрения уюта и комфорта, и более-менее благополучного бытия, вспоминать о трагичности — неуютно и неудобно. Как неуютно и неприятно вспоминать о том, что смерть — не абстрактное шоу из телевизора, а то, что предстоит пережить однажды и мне. Христианство — вообще неудобная религия, и Сам Христос неоднократно предупреждал об этом.
Да, в этом прекрасном мире, сотворенном Богом для того, чтобы человек обживал его и благоукрашал, гибнут не только взрослые, но и дети. Мало того, гибнут не своей смертью, пусть внезапной и неожиданной, но гибнут от руки взрослых людей, которые призваны их защищать.
Закрыть на это глаза — безумие. И невозможно было бы думать об этом, не страдая, не будь самого главного — веры во Христа. Камень у гроба отвален, и пуста погребальная пещера.
Поэтому — Христос воскресе! — возглашаем мы в эти дни. Как приветствовал каждого приходящего к нему преподобный Серафим — повзрослевший отрок Прохор — который был спасен от смерти в детстве Богом.
Жизнь земная не кончается, оборвавшись, и святые, в том числе и святые дети, имеют силу помогать живым именно потому, что Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. (Лк 20:38)
Так станет ли день царевича Димитрия всероссийским праздником? В пользу дела говорят несколько важных предпосылок. Всего лишь несколько дней отделяют 28 мая, день его памяти, от 1 июня — международного дня защиты детей. Слово “защита” после всего вышесказанного звучит очень насущно и символично. Церковный праздник граничит со светским, и оба они напоминают о том, что дети отчаянно нуждаются в защите.
Углич – один из знаменитых городов Золотого Кольца. Своей историей, архитектурными памятниками, удачным географическим расположением и провинциальным спокойствием он привлекает множество туристов. Идеальное место для отдыха с детьми — проверено лично. Тем, кто собирается летом посетить наконец этот город, советую обязательно обратить свое внимание на музей гидроэнергетики. Достопримечательность уже не местного масштаба, по уровню оснащения оставляющая позади даже столичные музеи. Включить его в посещение в список познавательных мероприятий, приуроченных к детскому празднику, было бы со стороны властей города очень дальновидно.
Возможно, при благоприятном стечении обстоятельств, усилии общественности и администрации, в Угличе действительно зародится новая традиция и утвердится новый праздник.
Углич находится сравнительно недалеко от столицы, что позволит всем заинтересованным в празднике общественным деятелям вовремя до него добраться.
Есть и своя логика в возрастании культурного и общественного значения малых русских городов, как центров кристаллизации и популяризации значимых для всей нации ценностей. Проще говоря – не только Москве быть центром притяжения всего на свете, можно несколько облегчить ее бремя.
Однако, если новый праздник получит признание и общественную поддержку, одним Угличем не обойтись. Для того, чтобы праздник стал всероссийским, логично, чтобы вся Россия переняла и многократно локально воспроизвела этот опыт.
Все зависит от того, каким содержимым он будет наполнен, как осмыслят и воспримут Всероссийский православный детский праздник во всех регионах страны.
Читайте также: