Станиславский: судьба автора легендарного «не верю!»
Как появилась знаменитая система Станиславского

Константин Сергеевич Станиславский

(1863-1938)

Константин Сергеевич Алексеев (псевдоним — Станиславский) — выдающийся режиссер, актер, педагог, основатель МХТ, создатель уникальной системы актерского мастерства. Родился 17 января 1863 года в Москве в многодетной семье фабриканта и промышленника Сергея Владимировича Алексеева.  Мать Станиславского Елизавета Васильевна была дочерью французской актрисы Мари Варлей и петербургского купца Василия Яковлева.

Родители уделяли много внимания воспитанию и образованию своих девятерых детей: для них нанимали педагогов по музыке, танцам, иностранным языкам, литературе. Большим увлечением семьи был домашний театр. В представлениях часто принимали участие и профессиональные актеры.

С самого раннего детства Костя Алексеев проявлял блестящие актерские способности. Учеба мало интересовала мальчика, он был увлечен только театром. Проучившись три года в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, он уговорил родителей забрать его оттуда. После выхода из гимназии Константин начал службу на фабрике, которой владел его отец и проявил себя как умелый предприниматель и управленец. Одновременно с работой на фабрике он занимался театром, брал уроки пластики и вокала.

В декабре 1884 года на любительской сцене в доме благотворителя Андрей Карзинкина состоялся актерский дебют Станиславского. В пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» он сыграл роль Подколесина. В 1888 году Станиславский вместе с Федором Комиссаржевским и Федором Сологоубом основал Московское общества искусства и литературы (МОИиЛ).

Актерские работы

Актерские работы Константина Сергеевича на сцене МОИиЛ высоко оценили зрители и театральные критики. За десять лет существования общества он сыграл множество ролей:

  • Паратов в «Бесприданнице»;
  • Дон Карлос и Дон Гуан в «Каменном госте;
  • Барон в «Скупом рыцаре»;
  • Звездинцев в «Плодах просвещения» и др.

С 1891 года Станиславский был уже не только актером, но и режиссером в МОИиЛ. Он поставил спектакли по произведениям

  • «Уриель Акоста» Карла Гуцкова;
  • «Отелло», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира;
  • «Село Степанчиково» Ф. М. Достоевского.

В 1897 году Станиславский встретился с театральным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко. Они оба чувствовали, что назрела необходимость в реформировании театра, в новом подходе к режиссуре и актерской игре. Режиссеры решили создать театр нового типа — Московский Художественный театр.

театр

Система Станиславского

Станиславский разработал собственную систему, согласно которой актер должен был «проживать» роль, донося до зрителя основные идеи пьесы. Знаменитая фраза Станиславского «Не верю!» относилась к недостаточно естественной и неубедительной игре актера.

Ему принадлежат также известные выражения:

  • «Нет маленьких ролей, есть небольшие актеры»;
  • «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве»;
  • «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное — легким и легкое — прекрасным»;
  • «Есть только одна причина неявки актера на спектакль — смерть».

В новом театре коренным образом изменилось отношения и к режиссерской деятельности. Теперь режиссер был значимой фигурой в творческом процессе. Он мог предложить свое видение пьесы, а не только переводить текст произведения в формат сцены.

Дебютным спектаклем МХТ стал «Царь Федор Иоаннович». В 1898 году вышел спектакль «Чайка» А. П. Чехова. Спектакль по этой пьесе ранее был поставлен на сцене Александринского театра, но провалился. В МХТ же «Чайка» имела большой успех. С тех пор силуэт чайки — символ театра. А. П. Чехов стал одним из главных авторов театра. На сцене с большим успехом шли его пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».

В 1912 году при театре открылась студия, где Станиславский преподавал актерское мастерство по собственной системе. В 1918 году Констанин Сергеевич создал оперную студию при Большом театре, где также преподавал. К своим актерам Станиславский относился с большим уважением, заботился о них. Свой заработок и заработок жены, актрисы Марии Петровны Лилиной, он перечислял актерам. Станиславский успел написать три книги по теории театрального искусства, одна из которых осталась незавершенной.

Мария Лилина и Константин Станиславский

Свою первую книга «Моя жизнь в искусстве» он написал в 1824 году во время гастролей в США. Позднее обучение по системе Станиславского прошли почти все голливудские звезды.

После революции 1917 года Станиславский продолжал работать в России. Его театр был необычайно популярен в СССР, а сам он стал первым «Народным артистом СССР».

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года после продолжительной болезни.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.