«Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
«Старательный и трудолюбивый человек преуспеет вне зависимости от того, выберет ли он монашескую или семейную жизнь. Он добьется успеха, даже если изберет неверный путь вследствие ошибки своего духовника».
***
«Мы не должны педантично разбирать по косточкам слова человека, сказавшего по своей простоте что-то неправильное в догматическом отношении. Будем относиться к этому с добрым помыслом, а суд оставим Богу».
***
«Благословение и молитва за ближнего приносят настоящую пользу, когда исходят от сердца. Исаак для того и попросил Исава принести ему еды – чтобы возрадовалось его сердце и благословить его от всей души[1]».
***
«Если хочешь наполнить свою жизнь радостью – стань монахом».
***
«У некоторых людей, которые регулярно причащаются, я не вижу большого духовного прогресса. Сегодня Святое Причастие низводят до некой обыденности, формальности. Как мы постимся в среду и пятницу, так с определенной периодичностью, словно по привычке многие подходят и к Святой Чаше».
***
«В прежние времена у монахов было великое благоговение к святыням, в особенности ко Святому Причастию. Они три дня (среду, четверг и пятницу) постились (без растительного масла) а потом причащались».
***
«Лучше пусть у начинающей певчей будет небольшая зажатость, чем бесстыдство. Послушница не должна петь громче всех и выделяться своим голосом. Все без исключения молодые монахи поют по-мирски. Они не знают что такое монашество, откуда им знать про монашеское пение?»
***
«Лучше пусть в монастыре разразится буря (ее можно преодолеть приняв духовное «лекарство»), чем все время будет царить напряжение и “повышенная температура”».
***
«Как много значит для монаха воля!
Один инок в общежительном монастыре всё время притворялся больным и отлынивал от работы. Но когда стал жить в отдельной келье – начал трудиться не покладая рук. Другой в монастыре был борим помыслами и всем противоречил, но когда был назначен на ответственный пост[2] – преобразился совершенно».
***
«Если бы рядом с нами был один святой – мы бы справились со всеми проблемами. Но где сегодня найдешь святого?»
***
«На Святой Горе появилось тесто (новые монахи), но какую закваску они получат от нас нынешних иноков?»
***
«Часто бывает, что в монастыре, где пятьдесят насельников, один монах приносит братии больше пользы, чем все остальные вместе взятые».
***
«Бог желая привлечь человека к Cебе – даёт ему «шоколадку», переполняя его душу радостью и ликованием. Привязав человека к Себе через страх Божий, Господь долгое время не даёт ему никакого другого утешения. Он оставляет награду на потом, готовя для души человека целую кондитерскую сладостей».
***
В каливе Всечестного Креста перед входом в келью располагался небольшой навес, состоявший из двух досок и листа железа. Одна из подпорок стояла прямо посередине дверного проема и затрудняла вход в келью. Однажды старцу предложили вынуть эту доску, на что он ответил: «Здесь ее поставил мой старец, почему я должен ее теперь переставлять?».
***
«Святой Хризостом, когда спал – зажигал свечку и ставил ее на кусок железа. В свечу он втыкал железную булавку, которая падала вниз и будила его, по прошествии определенного времени. В зависимости от того, насколько высоко он втыкал булавку, Святой регулировал время своего сна».
***
«Свеча – это антенна, помогающая нам нащупать связь с Богом».
***
«Больных Бог не исцеляет, чтобы они не потеряли небесную награду. И отцы не отдают детям всё наследство сразу, чтобы они не промотали его. Бог оставляет вознаграждение для вечности».
***
Однажды старца Паисия посетил молодой послушник в сопровождении своего разгневанного отца, который препятствовал сыну стать монахом. Старец сказал ему: «Ведь вы вступаете в родство с Самим Богом! Если бы вы знали, какую честь вам оказывает Господь, вы бы собрали всех родственников и устроили праздничный пир». После разговора со старцем Паисием, отец юноши ушел от него радостным и дал благословение сыну на принятие пострига.
***
«На тех, кто никогда прежде не болел, при первой испытанной боли нападает паника».
***
Старцу Паисию рассказали, что некий иеромонах-экзорцист, основавший собственную старостильную церковь,[3] изгоняет нечистых духов. «Пусть для начала изгонит своих собственных», – сказал на это старец.
***
«Человек смиренный не вызывает раздражения и у гордеца. Самолюбец раздражается от самолюбца. От человека смиренного, напротив, получает пользу, так как у того есть Божественная благодать».
***
«Ничего не происходит без Воли Божией. Лукавый попросил разрешения даже на то, чтобы войти в стадо свиней[4]. У диавола нет никакой власти над человеком, если только он сам ему ее не даст прав над собой. Диавол боится духовных людей. И бесноватые в их присутствии чувствуют себя неуютно. Смирение – это основа всего, оно нам остро необходимо».
[1] «[Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Бытие. Глава 27,2).
[2] Стал представителем своего монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон.
[3] В Греции большое число старостильных раскольнических церквей (Прим. переводчика).