Старец Илий о греховных состояниях
Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Правмир»
Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным), вышедшая на телеканале «Союз», посвящена греховным состояниям, которые поражают человеческую душу.
— Добрый день, уважаемые телезрители. Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе. Тема сегодняшней беседы — греховные состояния, которые поражают человеческую душу.
Батюшка, скажите, отражается ли грех на телесном здоровье человека, на телесном облике и существует ли такая связь?
– Да, в этом нет никакого сомнения. Как нравственная жизнь соответствует положительным (переменам), так и отрицательная нравственная жизнь, греховная жизнь, конечно, ясно отражается на физическом состоянии человека.
Я повторяю еще раз, что смерть человека – это оброк греха, падение Адама, так же как и многие болезни, несомненно, – оброк греховности нашей. И, естественно, когда человек живет благочестивой нравственной жизнью, положительной, тогда ясно, что человек меньше испытывает болезней, меньше испытывает всяких недугов. Когда человек воспитан к нравственной жизни, когда он также воспитан для физического труда, для ответственности своей, когда он исполняет свои обязанности, поручения, даже свою личную работу, если он с честью и старанием исполняет те и другие возлагаемые на него функции в его труде, если он ответственен перед другими, когда незазорна его совесть, когда он все делает не только для пользы своей, а для пользы других — конечно, он награждается.
Это от Господа, вся жизнь наша связана с Провидением Бога. От Господа не утаить ни одно движение мысли, ведь сказано, что «…волос не упадет без ведения Божия с головы человека» (Лк. 21, 18; Мф. 10, 29-31). И это все положительно отражается на всей нашей человеческой природе и как на душе, которая испытывает укоризны, зазрения совести или одобрения, когда человек доволен, радостен, – все это связано с нашим нравственным обожением, нашим положительным трудом.
Очень важно, когда человек делает все по старанию, без лености, без особого себе упокоению, без особого к себе внимания, ясно, что есть грань, когда человек чересчур помогает кому, но Бог помогает делающим и ему поспешествует. Также есть выражение «Любящим Господь поспешествует вся во благое» (Рим. 8:28). Именно это все взаимосвязано. Поэтому посеянное безбожие – самое страшное, что может быть для человечества. И отказаться от Бога – отказаться от всего хорошего. Поэтому самое страшное, что у нас есть на Руси – это воспитание без Бога, школьное образование без Бога. Жизнь наша сохраняется, наша Родина сохраняется, поскольку есть еще совесть в человеке. И, конечно, эта жизнь, геноцид, который пронесся над Россией, когда человека люди убивали, чтобы построить новую форму жизни, давала страх, поселяла в людях страх, и люди боялись…
– Порой бывает, что в быту сказать, например, что кого-то нет дома, это не считается грехом. Или, например, назваться больным, будучи здоровым. Как на Ваш взгляд, это влияет на душу человеческую? И как это отражается на общем состоянии души человеческой?
– Да, в Священном Писании ясно сказано: «Дьявол есть лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Ясно, что ложь наполняет все его действия и дьявол «вся посеян во лжи». Начало лжи, соблазн прародителей наших, их падение – плоды лжи сатаны. Плоды безнравственного воспитания сейчас очень сказываются в нашей действительности, сколько люди терпят, сколько многие сейчас ужасно страдают, оттого что зачастую – обман, зачастую людей обкрадывают, обкрадывают везде – в семье, на работе, на производстве, в экономике нынешней, людей не ценят, а думают, как бы сделать свою выгоду на пути обмана, лжи, сделать себе доброе, лишь бы за счет кого-то нажиться. Это страшно и весьма-весьма отражается на нашей современности, на нашей жизни.
– Батюшка, а вот есть такой грех, который порой даже и не считается грехом – это согрешение словом. Оклеветать кого-то, пустые разговоры, говорить много ни о чем, злословить кого-то… Хотя сам Господь назван «логосом», словом. Что думаете об этом грехе Вы?
– Прежде всего, мы, христиане благодаря слову. Через слово Апостолов, через проповедь Апостолов дошла до нас вера во Христа. Через два десятка столетий мы живем в христианстве. Всякое учение, образование идет через слово. Господь сам проповедовал Апостолам, «проповедь Его была … Слово Его» (Лк. 4, 32).
Но как различается одно слово истины и через которое действует в тех проповедях благодать Божия и, например, Евангелисты, … у них есть символы. Это говорит о том, что ангелы – внушение Духа, подсказывают, они не сами говорили слова, а говорил Дух Святый, Дух действовал в образе этих символов, Дух Святой.
Через слово мы общаемся, и это как некая тайна, Божия милость человеку. Вот сейчас, только час назад был интересный момент: лет девять отроковице, она дома все говорит, даже много говорит, а в школе она молчит, и никто не может заставить ее говорить. Они боятся, что она не сможет учиться. Я стал разговаривать, она молчит, и мы, естественно, ушли.
Мы все кончали школу, какие-то учебные заведения не иначе как через слово. Слово нам необходимо. Но когда через слово идет брань, клевета и хула всякая, это страшно. Человек языком делает пользу и делает вред.
– Может, это и есть благое молчание? Говорят, что молчание – религия будущего века.
– Да, есть такая мудрость «слово – серебро, а молчание – золото». Но это выражение частного порядка.
– Эфирное время нашей беседы подходит к концу. Батюшка, хотелось бы услышать Ваше пожелание, напутствие всем нашим телезрителям.
– Чтобы всем нам жить мирно, жить благочестиво и чтобы не делать зла друг другу. Прежде всего, начиная с семьи. Да и можно сказать, больше того, начиная с себя, себе не делать, не злоупотреблять тем, что нам неполезно, нашей личной жизни. Прежде всего, чтобы наша жизнь была молитвенной, нравственной, достаточно устойчивой, чтобы совесть наша была незазорна и, конечно, делать всевозможную помощь. Если мы будем оказывать друг другу помощь и уважение, насколько будет окружающая жизнь наша легче и приятнее! И мы будем с большим стимулом для хорошего, для трудолюбия, когда мы сами друг другу будем помогать, если человек в нужде, человек в несчастии. Чтобы облегчить его скорбь, облегчить его состояние, разве наша душа будет спокойна, наша чистая душа?
Читайте также:
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»