Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Правмир».
Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным), вышедшая на телеканале «Союз», посвящена семье.
Монахиня Агриппина: Добрый день, уважаемые телезрители, мы продолжаем беседы со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о душе. Тема сегодняшнего разговора — семья.
— Батюшка, семью называют «Малая Церковь». На ваш взгляд, существует ли в наши дни противоречие между общественным и семейным воспитанием?
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): В первые века христианства семья была малой церковью в полной мере. Это ярко видно в жизни святителя Василия Великого, его брата Григория Нисского, сестры Макрины — они все святые. И отец Василий, и мать Эмилия — святые… Григорий Нисский, брат Василия Великого, упоминает, что у них в кругу семьи совершались служба, молитва 40 мученикам Севастийским.
В древних письменах также упоминается молитва «Свете Тихий» — на службе во время ее чтения приносили свет. Это делалось тайно, потому что языческий мир обрушился на христиан с преследованиями. Но когда вносилась свеча, «Свете тихий» символизировал радость и свет, которые Христос дал всему миру. Эта служба совершалась в тайном кругу семьи. Поэтому можно сказать, что семья в те века — это буквально была малая церковь: когда живут мирно, дружно, молитвенно, вечерние и утренние молитвы свершают вместе.
— Батюшка, главная задача семьи – это воспитание ребенка, воспитание детей. Как научить ребенка различать доброе и злое?
— Это все не сразу дается, а воспитывается постепенно. Во-первых, в душу человека изначально вложены моральные и религиозные чувства. Но здесь играет роль, конечно, и родительское воспитание, когда человека оберегают от худых поступков, чтобы дурное не привилось, не усвоилось взрослеющим ребенком. Если он сделал что-то зазорное, неприятное — родители находят слова, способные открыть ему истинную природу проступка. Порок надо устранять сразу же, чтобы он не укоренился.
Самое необходимое — воспитывать детей по законам Божьим. Прививать им страх Божий. Ведь не мог раньше человек позволить какие-то грязные выходки, грязные слова при людях, при родителях! Теперь все иначе.
— Скажите, батюшка, как правильно проводить православные праздники?
— Прежде всего, человек на праздник идет на богослужение, исповедует грехи на исповеди. Мы все призваны присутствовать на литургии, принимать святые дары таинства Евхаристии. Как в свое время писал Н.В. Гоголь, человек, побывавший на литургии, заряжается, восстанавливает утраченные силы, становится немного другим в духовном отношении. Поэтому праздник — это не только когда телу хорошо. Праздник – это когда сердцу радостно. Главное в празднике — то, что человек приобретает мир, радость, благодать от Бога.
— Батюшка, святые отцы говорят, что пост и молитва — как два крыла. Как христианин должен проводить посты?
— Господь сам постился 40 дней, пока был в Иудейской пустыне. Пост — это ни что иное, как наше обращение к смирению, к терпению, которое человек в начале утратил невоздержанием, непослушанием. Но строгость постов не безусловная для всех: пост — для тех, кто может его выдержать. Ведь он помогает нам в стяжании терпения и не должен идти во вред человеку. Большинство постящихся говорят, что пост только их укрепил, физически и духовно.
— Эфирное время подходит к концу. Батюшка, хотелось бы услышать ваше пожелание телезрителям.
— Мы должны ценить себя. Для чего? Чтобы нам научиться ценить других, чтобы вдруг ненароком не обидеть ближнего, не задеть его, не покоробить, настроение не испортить. К примеру, когда человек невоспитанный, эгоистический напивается, мало того, что он не учитывает свои нужды, он и разоряет мир в семье, приносит горе родным. А если он думал бы о своем благе — и окружающим его было бы хорошо.
Мы, как православный народ, наделены великим счастьем — для нас открыта вера. Уже на протяжении десяти веков Россия верит. Нам дана драгоценность нашей христианской веры, которая указывает нам истинный путь жизни. Во Христе человек приобретает твердый камень и незыблемые основания для своего спасения. В нашей вере православной есть все то, что необходимо для будущей вечной жизни. Непреложная истина состоит в том, что нам неизбежен переход в иной мир и что дальше нас ждет продолжение жизни. И этим мы, православные, счастливы.
Жизнь по вере — это залог нормального образа жизни как для нашей семьи, так и для всех людей, окружающих нас. Веря, мы приобретаем главный залог для нравственных поступков, главный стимул для труда. Это и есть наше счастье — приобретение вечной жизни, которую сам Господь указал последовавшим за Ним.